В один из долгих зимних вечеров, разгребая “закрома” я вдруг нашел замечательную парочку ламп —
И так уж случилось, что в это же время мой очень хороший знакомый Владимир попросил изготовить для него винил коректор. Это точно судьба 🙂
Разработка и расчет схемы заняли несколько дней. Основные условия эксплуатации были следующие – картридж MM или MI, сравнительно короткие соединительные провода, входное сопротивление усилителя мощности (тоже, кстати, моего производства) = 20 кОм, чувствительность 300 mV. Я решил применить классическое решение – три каскада + пассивная сосредоточенная коррекция. Триоды лампы первого каскада соединены параллельно – это позволяет во-первых, уменьшить уровень шума и, во-вторых – уменьшить внутреннее сопротивление – что, в свою очередь, позволяет использовать в цепи коррекции резисторы номиналом не более 200…250 кОм. Не могу сказать, что я совсем не волновался о возрастании входной динамической емкости запараллеленного триода, но предварительный расчет и последующие измерения показали, что мои волнения были черезмерными. Расчет цепей коррекции был выполнен в экселевской таблице (см. раздел Литература).
Схема — 7N7_7F7_Phono
“Сквозная” АЧХ, снятая с обратным RIAA фильтром — АЧХ_7F7 (Обратите вимание на масштаб по оси “Y”)
Коротко о схеме.
Первый каскад- с общим катодом, коэффициент усиления = 48 , выходное сопротивление ~18 кОм. В цепи коррекции применены фольговые полистирольные конденсаторы и резисторы Dale с точностью 1%. Межкаскадный конденсатор – “наш” K40-У9, так же вполне подойдет и Jensen PIO. Ослабление сигнала в цепи коррекции составляет примерно -18dB. Выходной каскад – составной, с гальванической связъю, по схеме каскад с общим катодом + катодный повторитель. Коэффициент усиления второго каскада = 16, катодный повторитель обеспечивает необходимое согласование с межблочным кабелем и входом усилителя мощности. Известно некое “аудиофильское предубеждение” о применении катодных повторителей в звуковых схемах. На мой взгляд и слух – с повторителями все нормально, просто не нужно от них требовать невозможного, например линейной работы на нагрузку, превышающую расчетное выходное сопротивление всего в 10 раз. Превышайте в 20 раз – и с музыкой все будет в порядке 🙂
Блок питания выполнен в отдельном корпусе. Трансформатор – тороидальный, мощностью 50VA, закрыт толстым стальным кожухом. Выпрямитель анодного напряжения мостовой, на диодах FR157, напряжение фильтруется электронным фильтром на транзисторе VT1, он же обеспечивает его плавную подачу. Накалы ламп соответствующих каскадов соединены последовательно и питаются выпрямленным и стабилизированным напряжением постоянного тока. Поскольку максимальное допустимое напряжение между катодом и накалом у ламп 7N7 составляет 90 Вольт, накал “поднят над землей” примерно на 50 Вольт делителем R4R5.
Основные технические характеристики.
- Входное сопротивление = 47 кОм (может быть уменьшено установкой дополнительных резисторов)
- Выходное сопротивление =< 1 кОм
- Номинальная нагрузка = от 20 (и выше) кОм
- Номинальное выходное напряжение = 0.32V RMS
- Номинальное входное напряжение = 4mV RMS.
- Максимальное выходное напряжение на нагрузке 20 кОм ~ 35V RMS
- Коэффициент усиления на частоте 1 кГц~ 80
- Уровень собственного шума и помех на выходе при “закрытом” входе =<190uV (“взвешено” по кривой “A”)
- Отклонение суммарной АЧХ от стандарта RIAA в диапазоне частот 20Гц…20кГц = не более 0.5dB.
- Коэффициент гармоник на частоте 1 кГц на нагрузке 20 кОм при номинальном выходном напряжении <= 0.3%, в основном 2-я и 3-я гармоники. Уровень третьей гармоники относительно уровня второй <= -20 dB.
В комплекте с MI картриджем Grado Prestige Gold звучание корректора очень свободное, объемное, с отличным музыкальным разрешением и прекрасным тональным балансом. Справедливости ради нужно отметить, что коректор на пентодах С3g несколько более “быстр и динамичен”. Но для музыкальных жанров, которые предпочитает Владимир – это совершенно несущественно. 🙂
Несколько фото –
Май 2014 г.Владивосток
Дополнение от 15.09.2014 – в выходном каскаде так же применены лампы 7F7. В этом случае резисторы R10 и R11 = 100 кОм. Коэффициент усиления выходного каскада = 39…42, итоговый коэффициент усиления корректора увеличился до 190..193. Таким образом, при “стандартном” для большинства MM/MI картриджей выходном напряжении ~ 4mV (@1000Hz, 5 cm/sec) уровень сигнала на выходе корректора составляет ~ 0.77 V RMS (0 dbU). Выходное сопротивление при этом уровне выходного сигнала равно примерно 600 Ом. Минимальное сопротивление нагрузки на выходе корректора должно быть >= 10 кОм.
В догонку – при необходимости – усиление, а так же максимальный размах выходного напряжения корректора можно немного увеличить, применив в качестве анодной нагрузки лампы 7N7 интегральный источник тока от IXYS 🙂
Да, и еще. 🙂 По поводу оптимальной нагрузки для MI картриджей серии Grado Prestige. В бездонных кладовых интернета можно отыскать мнение, что для этих картриджей оптимальное сопротивление нагрузки составляет не рекомендованное производителем 47 кОм, а меньше, примерно 20…25 кОм. Высказывается мнение, что при сопротивлении нагрузки 47 кОм “сквозная” АЧХ, снятая при помощи измерительной пластинки имеет некоторый “горб” (примерно 3…5 dB) в области 6…8 кГц. Я провел соответствующие измерения и действительно, обнаружил примерно аналогичный эффект. Но – лекарство от этой “болезни” я нашел другое. 🙂
Не нужно хвататься за паяльник и уменьшать номинал резистора на входе корректора относительно стандартного значения. Нужно всего лишь подкорректировать угол VTA – установить тонарм чуть ниже – и все, АЧХ – в норме. Вероятно, это технологическая особенность картриджей Grado Prestige.