Upgrade акустики Triangle Celius ESW

Triangle Celius ESW – трехполосная акустика среднего уровня, позиционируется как акустическая система для классики и джаза. В обзорах обычно отмечают удивительную “середину”, но об остальном частотном диапазоне почему-то обычно умалчивают. 🙂

Этот комплект – из домашней системы замечательного человека – меломана с 30-летним стажем. Ко мне она попала потому, что счастливый владелец жаловался на невнятные НЧ, недостаток и “грязь” на ВЧ. Тщательное прослушивание показало, что действительно – середина довольно подвижная и живая, но очень сильно выделяется на фоне НЧ и ВЧ и, что интересно –  наиболее сильно этот эффект проявлялся в комнате небольших размеров. Я весьма далек от того, чтобы сомневаться в компетентности инженеров Triangle, поэтому для меня совершенно очевидно, что эта акустика – жанровая, предназначена для свободной установки в зале среднего или большого размера, где она в полной мере покажет объемное, выразительное звучание произведений классической музыки. В реальных условиях небольших квартир и при воспроизведении более популярных жанров – НЧ зажаты, неразборчивы и несколько бубнят, верхняя середина – резкая, грязная и весьма напрягающая, ВЧ – недостаточны. С этим нужно было что-то сделать. 🙂

Вскрытие показало, что кроссовер – практически традиционный трехполосный, второго порядка с цепью Зобеля – для СЧ динамика. Вот ZЧХ акустики в целом, а так же НЧ и СЧ звеньев. Triangle_Celius_ESW_LOW_MID  Как видно, НЧ СЧ и ВЧ звенья кроссовера “сшиты” весьма грамотно, частоты  раздела фильтров составляют ~ 600 Hz и 4 kHz.   

Я обратил внимание на то, что НЧ динамики – с довольно высокой добротностью, фазоинвертор настроен по “традиционной” методике на частоту ~38 Hz. Вероятно, у разработчиков Triangle были свои особые причины применить именно эти динамики.  Для того, чтобы оценить “потенциал” динамиков  я решил послушать их отдельно.

НЧ – Triangle T16 DR110C (x2) – печально удивили меня низкой чувствительностью, высокой добротностью и плавным спадом на нижней середине – до примерно 1 кHz без слышимых паразитных резонансов. Исходя из добротности динамиков, Я попробовал вместо ФИ применить Variovent – и результат был более, чем положительный. Но правильная установка Variovent потребовала бы переделки корпуса, что в данном конкретном случае не предусматривалось. Поэтому я оставил ФИ, несколько задемпфировав входное отверстие трубы, что позволило сгладить эффект однообразного навязчивого “панча”. Triangle_Celius_ESW_LOW

ВЧ – (TZ202) – так же низкочувствителен и, вероятно поэтому для повышения отдачи вполне традиционный купольный ВЧ излучатель установлен в пластиковый рупор с “пулей”. После 6 kHZ он звучит довольно неплохо, вполне уверенно поднимаясь до 18 kHz.Triangle_Celius_ESW_HIGH

СЧ – (T16 PP122o) – представляет наибольший интерес. Удивительный динамик с высокой чувствительностью и довольно неравномерной отдачей, частотная характеристика очень плавно спадает к 8 kHz. Выразительный, объемный и “породистый” звук, напоминающий звук динамиков Saba GreenCone. Triangle_Celius_ESW_MID

Тестовое прослушивание заставило меня задуматься – как же так, каждый из динамиков в общем-то неплох, а СЧ так и вообще довольно хорош – но в целом результат неудовлетворительный. Конструктивные особенности кроссоверов частично дают ответ на этот вопрос –  для получения максимально гладкой АЧХ и защиты динамиков при высокой подводимой мощности – разработчикам пришлось применить фильтры второго порядка, защитные термисторы и мощные проволочные резисторы. Кроме того, в НЧ и СЧ фильтрах применены электролитические конденсаторы,

Поскольку этот комплект акустики работает совместно с ламповым усилителем средней мощности, я решил отказаться от защитных термисторов. А, поскольку динамики сами по себе показали неплохие звуковые результаты – я решил максимально упростить кроссовер, применть простейшие фильтры первого порядка, уровняв  с отдачу СЧ динамика при помощи делителя на качественных резисторах.

Схема фильтра – Triangle_Ceius_X_Over_New

Катушка L1 – от “родного” фильтра, конденсаторы С1 и С2 – пленочные МКР, С1 составлен из 5 шт конденсаторов 10uF и одного 6.8 uF, включенных параллельно. Резисторы R1-R2 уравнивают отдачу СЧ динамика относительно HЧ и ВЧ. Частоты раздела фильтра = НЧ ~400 Hz, СЧ(ВЧ) ~ 150 Hz, ВЧ – 8 kHz. Я сознательно пошел на “расстройку” фильтров НЧ-СЧ, расширив диапазон совместной работы НЧ и СЧ динамиков. В этом случае звучание на мидбасе получается более “насыщенным”. Итоговая ZЧХ – Triangle_Celius_ESW_AFTER

В результате – вместо “навязчивого” бас стал  “выразительным”, СЧ область очистилась, стала еще более натуральной и объемной. И, что самое главное – полностью исчезла напрягающая “грязь” на верхней середине, ВЧ приобрели характерную воздушную детальность и объем, ушло ощущение их “зажатости” и ограниченности диапазона.

По впечатлению хозяина, после переделки акустика преобразилась, фактически получила “вторую жизнь” и радует этого замечательного человека.

Август 2014 год                                                                                         г.Владивосток

****Примечание от 25-10-14. После “прогрева” элементов фильтра в домашних условиях было принять решение немного ослабить уровень ВЧ, сделать звучание менее ярким. В итоге между входной клеммой и конденсатором ВЧ фильтра был установлен очень качественный резистор номиналом 10 Ом мощностью 2W.

 

17 thoughts on “Upgrade акустики Triangle Celius ESW

  1. Как-то странно получается, что ВЧ и НЧ динамики по Ваши замерам получились :
    “печально удивили меня низкой чувствительностью”
    “(TZ202) – так же низкочувствителен ”
    при этом у данных АС чувствительность заявлена 92dB!
    И еще момент :
    “купольный ВЧ излучатель установлен в пластиковый рупор с “пулей””
    в металлический рупор, это уже позже стали применять пластик…..

    • Добрый день,

      Очевидно, что приведенные в паспорте цифры чувствительности акустики (92 dB) относятся к области максимальной отдачи, то есть – СЧ. В силу очевидных причин производители акустики очень редко приводят спектрально-усредненные данные по чувствительности во всем диапазоне заявленной АЧХ, скромно ограничиваясь максимальными значениями 🙂 Относительно материала “рупорка” для ВЧ – вполне возможно, что в первых экземплярах применялся металл. В данном конкретном случае (серийный номер акустики, кстати виден на одном из фото) – это пластик. Впрочем, я не считаю этот момент принципиальным…

      Хорошего звука,

      С Уважением,

      Виктор

  2. На имеющемся у меня комплекте triangle stratos naia 260 наблюдаю такие же проблемы, описанные недостатки оч совпадают с моими ощущениями. Также склоняюсь к использованию фильтров 1 порядка. Маленький резюм – эти акустические системы предназначены для помещений более 20 кв. м. В маленьких комнатах потенциал не раскрывается.

  3. В своих Triangle stratos naia попробовал использовать фильтры 1 -го порядка, а также полосовое усиление через активный цифровой кроссовер – ну нету звука и все!!!? Да, от проделанных манипуляций в случае с фильтрами 1-го порядка звучание стало поестественней, но без эффекта “Вау”, с полосовым усилением тоже самое, только четкости прибавилось. Как всегда, помог случай – ( сам бы скептически отнесся к заявлениям подобного рода на форумах…) я апгрейдировал имеющийся у меня ЦАП и всего навсего заменил выходные преобразователи I/U SA5532 на AD823, в итоге звучание моих Triangle устраивает полностью!!! И бас, и середина, и высокие, и “атака” – все присутствует!!! Хотя, до замены операционников прогонял и синус и меандр – осциллографом уловить какой-либо “криминал” в тракете не получилось, вроде все в норме. После замены ОУ импульсная характеристика стала лучше, и все. В общем, в моем случае был виноват ЦАП.

    • Алексей, добрый день.

      Вероятно, в вашем случае работа над акустикой позволила выявить наиболее “слабый” компонент в системе 🙂

      Хорошего Звука!

      С Уважением,

      Виктор

      • Добрый день,

        Несколько раз меня спрашивали о необходимо-минимальном комплекте оборудования для работы с акустикой.
        В экспериментах с акустикой очень важно обеспечить повторяемость результата и стабильную “точку отсчета”, от которой можно проследить (и задокументировать) вносимые изменения и гарантировано вернуться назад, если результат неудовлетворителен.
        Я пользуюсь компактным транзисторным усилителем, USB звуковой картой TASCAM, калиброванным измерительным микрофоном UMIK и USB комплексом для снятия характеристик динамиков Woofer Tester + конечно софт. На мой взгляд – это необходимый минимум для более-менее результативной работы с акустикой. 🙂

        С Уважением,

        Виктор

  4. День добрый .У меня Алтея,но с такими же проблемами.Полностью новый кроссовер и новое закрытое оформление.Верха пришлось резать от 5000Гц по совету Джина.Всё окей,кроме нч.Как их приподнять ,расширив ещё и диапазон снизу,без разорительных вложений,не соображу.Спарить,с таким же драйвером или отключить ,установив новый сбоку с лучшими характеристиками.Вы наверняка снимали параметры Тиля -Смолвиля,можно мне на почту,пожалуйста.Ну на ваш взгляд,какой есть выход из этой ситуации?

    • Добрый день,

      НЧ “приподнять” крайне сложно, для проверки временно подключите их без фильтра и послушайте итоговый баланс. Если и в этом случае НЧ будут недостаточны по уровню – то единственный выход – снижать отдачу по СЧ и ВЧ.
      Если “врезать” новый НЧ динамик сбоку – то проще сделать новый корпус и новую АС.
      Насчет параметров T/S – Qts ~ 0.7 при Fs ~ 28Hz. Более детально не разбирался, поскольку в моем случае переделка корпуса и (или) замена НЧ динамиков не предусматривалась.

      С Уважением,

      Виктор

    • Добрый день! А подскажите пожалуйста, где можно посмотреть эти рекомендации Джина?

      • Где то на форуме мелькнула такая реплика,я уже не помню,но там была такая же проблема -сильные искажения.Но я исправил до,а уже после случайно наткнулся на пост.Я поставил 5мкф вместо 2.5мкф и всё стало на свои места,сам от себя протащился,что игнорировал общепринятые методики расчёта.До этого тарелки в записи были просто ужас,я уже и рассеиватели ставил и сзади купол демпфировал-всё без толку.Вот теперь с низами решу и ,думаю,получатся образцовые АС.

  5. Дело в том ,что качество и количество баса в норме,нет глубины.Напольники играют как хорошие полочники,так не должно быть.Я тоже думал о снижении СЧ-ВЧ,но это проблему не решит.

    • Добрый день,

      В этом случае – нужны измерения. При помощи Woofer Tester или любым другим доступным способом cнять Z-ЧХ, определить частоту резонанса. Прогнать тестовый тон, послушать в какой области подъем и(или) провал в реальной комнате. Набор тестовых тонов есть на диске Alan Parsons Soundcheck. На основании полученных данных – принять решение. 🙂

      С Уважением,

      Виктор

  6. Внимание владельцев Triangle stratos naia!!! В фильтре НЧ применен 2-й порядок LC. Конденсатор в этой цепи обозначен маркировкой 100 мкф х 100 в, фирмы Triangle (желтого цвета), что в общем-то соответствует схеме кроссовера. В реальности-же, измеренная мной емкость этого конденсатора составила 183 мкф. Такое значение емкости дало невнятный низ,с чем я ранее пытался бороться. Для справки: мои колонки 2006 года выпуска, деградация электролитического конденсатора приводит к снижению ее емкости. С таким изменением емкости я сталкиваюсь впервые, соответственно, имеются подозрения, что данный конденсатор является фактически является браком продукции этой фирмы. Теперь в очереди проверка всех электролитов в кроссовере. Позже отпишусь.

    • Отписываюсь: проверил все оставшиеся электролиты – все нормально, емкость соответствует маркировке. Итог: сама фирма Triangle заказывает конденсаторы у оем производителя под маркой TRIANGLE, по всей видимости оем производитель напутал рельное значение емкостей и маркировку – партия поступила на завод Triangle. В итоге родилась бракованная партия АС ( у меня перепутанные емкости стоят в обеих колонках).

  7. У меня Triangle Celius ES, усилитель 2-х блочный транзисторный Oncyo. Повторил апгрейд как в статье. Конденсаторы заменил на Mundorf Mcap, резисторы – Mundorf. Сначала был разочарован – середина просто исчезла. Связался с автором апгрейда. Виктор посоветовал в звене СЧ поменять резисторы: R1 на 12 ом, R2 на 18 ом, добавив напряжение на СЧ-динамиках. Середина вернулась на свое место! Звук после апгрейда кардинально изменился, казалось, что поменял колонки на значительно более дорогие! Сцена раскрылась, пространство углубилось. Бас стал тверже, почему-то глубже, выразительней, намного уменьшилась «гудячка», которая сильно напрягала. Середина стала чище. Верха тоже улучшились, но некоторая жесткость осталась (возможно из-за транзисторного усилителя). Совершенно новый звук – легкий, натуральный, пространственный. В итоге – старая «Мелодия» теперь доставляет огромное удовольствие, а венгерские или фирменные, или японские диски просто переносят в зал филармонии или звукозаписи. Эффект от апгрейда намного круче чем от смены проводов за 1000 долларов. Радуюсь и благодарю Виктора. Мастер знает свое дело!

  8. I tried the modification at my celius 202 because the speakers were very bright and very thin at the bass side. First I did the one speaker I order to compare it with the original one. The difference was major! The first row crossovers are always sounding more natural.
    I think that the drivers are great, of course the titanium tweeter is a little hard but it has a character of his own. Maybe some time I will try another tweeter most likely a fabric dome.
    Thank you Victor for giving a second life to those speakers and sharing your work and thoughts on them!

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *