…”Что делать, если к вам пришли гости, а в доме нет продуктов? – Пошлите кухарку в погреб, пускай она нарежет холодной буженины, лососины, добавит мочёную клюкву, посыплет свежей зеленью и подаст на стол. Разлив домашней наливочки, извинитесь перед гостями…” Поваренная книга, ~1905 г.
Что делать, если в системе нужен предусилитель, а в закромах только пара “винтажных” трансформаторов Tango NP-8 и лампы 6L5 1944 года выпуска? Добавляем шасси от Hammond, тороидальный специализированный трансформатор от Antek и регуляторы Goldpoint. (USA). Остальные комплектующие и фурнитуру – добавляем по надобности, исходя из их наличия в “тумбочке”. И приглашаем на прослушивание друзей аудиофилов и меломанов 🙂
Технические характеристики трансформаторов Tango NP-8:
Лампы:
Схема предусилителя:
Все очень просто – всего один каскад + регулятор уровня. В усилительном каскаде возможно применить лампы – триоды 6J5, 6L5 (взаимозаменяемы, но 6L5 предпочтительнее), тетроды – пентоды в триодном включении и с корректировкой распайки панельки – 6J7, 6J8, 6В8, WE717A. Вместо двух одиночных триодов можно применить один двойной 6SN7 с идентичными по характеристикам половинками. Насчет резисторов R3 – во многих случаях они не нужны. Но для того, чтобы расширить количество вариантов ламп, возможных к применению в этой схеме – их нужно оставить. В самом общем случае – если после замены ламп в предусилителе певица вдруг начнет делать акцент на звуках “Ц” “С” и “Щ” – то эти резисторы категорически необходимы. 🙂 В системе, для которой собирался этот предусилитель – два источника с RCA выходами, балансные входы и выходы не нужны, поэтому необходимо всего два RCA входа, а в качестве переключателя входов применен маленький, но очень хороший малосигнальный тумблер на два положения. Блок питания – традиционный для моих конструкций, с выпрямителем на диодах и фильтром анодного напряжения на полевом транзисторе. Силовой трансформатор – тороидальный Antek 50T200 с внешним и внутренним экранами. Так как этот трансформатор разработан и изготовлен грамотно и практически не дает наводок на внешние цепи, то накал ламп стало возможно запитать от источника напряжения переменного тока. Для уменьшения теоретически возможных помех, проникающих в катодные цепи из накала, потенциал накальных обмотки “поднят” относительно общего примерно на +40V.
Основные Технические Характеристики:
- Входное сопротивление = 50 кОм
- Выходное сопротивление =< 1.0 кОм
- Номинальная нагрузка = от 10 (и выше) кОм
- Номинальное входное напряжение = 1V RMS
- Номинальное выходное напряжение = 3…4V RMS @ 1000Hz (в зависимости от типа примененных ламп)
- Максимальное входное напряжение >= 7V RMS
- Максимальное выходное напряжение на нагрузке 10кОм >= 30V RMS
- Коэффициент усиления ~ 3…4@ 1000Hz (в зависимости от типа примененных ламп)
- Уровень собственного шума и помех на выходе при “закрытом” ММ входе =<350…550uV (в зависимости от типа примененных ламп, “взвешено” по кривой “A”)
- Неравномерность АЧХ в диапазоне частот 30Гц…20кГц = не более 0.5dB.
- Коэффициент гармоник на частоте 1000Hz на нагрузке 10 кОм при номинальном выходном напряжении <= 0.3%, в основном 2-я и 3-я гармоники. Уровень третьей гармоники относительно уровня второй <= -30 dB.
Предусилитель собран для системы Михаила, и работает в комплекте с корректором на 6SL7/SN7, USB ЦАПом на ХMOS USB + AKM 4495, двухтактным усилителем мощности на лампах 6SL7/6SN7/6L6GT и акустической системой Pioneer СS100.
Октябрь 2020. г.Владивосток
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, какой малосигнальный тумблер на два положения Вы используете?
Олег, добрый день.
Переключатели NKK, серии М, Code A (Silver contacts with Gold plating).
Примерно аналогичные есть и у более доступных TE Connectivity (A201SYZXXX), в парт-номере код материалов контакта G (Copper base + gold over silver) или Q (Copper base + Silver)
С Уважением,
Виктор
Спасибо, Виктор. А не могли бы вы поделиться номером тумблера?
Олег, добрый день –
NKK: M2022SS4A03, M2022SS4G03, M2022SS4G01, M2022SS4A01
TE Connectivity: A201SYZQ, A201SYZG, Alcoswitch series 6-6437630-8
С Уважением,
Виктор
Виктор, ещё раз большое спасибо!
А то поставил на вход корректора наш тумблер, вроде заявляют что с посеребрёнными контактами, результат – звук “ушёл”, исключил из цепи этот тумблер, звук опять стал “волшебным”, ну это я так, шучу) Но в реальности, тот тумблер действительно внёс негативные последствия в звучание.
Вот хочу попробовать поставить из тех что Вы подсказали.
С уважением, Олег.
Олег, да – с обычными тумблерами так вполне может получится. Еще важная особенность этих тумблеров в том, что выводы – ламельки для пайки дополнительно закреплены в корпусе чем-то вроде эпоксидной смолы – то есть контакт не “плывет” при пайке и даже жидкий флюс никак не сможет проникнуть внутрь.
This’s the Work of Fine Art. Perfect 🙂