Примерно месяца три назад мой хороший знакомый Сергей попросил меня подобрать ему недорогой (китайский), но хороший ламповый усилитель для озвучки настольной компьютерной акустики. Посмотрев что как и почем на Ali я порекомендовал конструкцию, с замечательным названием «Односторонний Трубчатый Усилитель 6N8Р FU50».
Я подумал, что можно будет заменить лампы на что-то более приличное – например вместо FU50 установить «наши» ГУ-50, вместо 6N8P – «наши» 6Н8С и в итоге звук будет не таким уж и примитивным. И еще я (почему-то) предположил, что это будет готовый, собранный усилитель и моя «доводка» конструкции сведется только к замене ламп и выставлению «правильных» режимов. (Ха!)
Через пару месяцев или около того, я заехал к моему знакомому по совершенно другому вопросу и в процессе беседы вдруг выяснилось, что посылка с Ali благополучно приехала и уже ждет меня. И да – это не готовый усилитель, а набор для сборки. Ну – набор так набор, в чем-то это может быть даже и лучше. В процессе распаковки посылки выяснилось, что по дороге ее довольно успешно «приложили» к чему-то очень твердому – крышки всех трансформаторов и нижняя крышка корпуса были сильно деформированы, одна из выходных ламп – разбита. Ну что же – не отправлять же посылку обратно. Лампы ГУ-50 у меня есть в наличии, поэтому (на первый взгляд) какой-то проблемы в замене выходных ламп не ожидалось. При помощи киянки и пары деревянных брусков крышки трансформаторов и корпуса были успешно выпрямлены и заново покрашены в красивый (черный) цвет. Теперь вроде как можно было бы и собрать усилитель. В качестве инструкции по сборке прилагалась только принципиальная схема. Вот она –
Что я могу сказать – схема полностью соответствует названию «Одностороннний Трубчатый…и т.п.» Двухкаскадный драйвер – смело взят из известной схемы усилителя Sun Audio на 300В – с тем исключением, что при напряжении питания +335 V такой драйвер способен «раскачать» разве что 6П14П в пентодном включении. ( Ха! – “…Для знатоков шутка…” (с) М.Жванецкий). Выходной каскад тоже очень смешной 🙂 – FU50 может легко рассеивать на аноде до 40W и выбор режима работы выходного каскада (+274 V анод-катод при токе покоя ~ 50mA, Pa=~14W) вызывает недоумение. Ладно – подумал я – в качестве драйвера можно применить 6Ж4 в триодном включении, плюс немного модернизировать блок питания чтобы поднять напряжение на его выходе, пересчитать режим выходного каскада до более подходящих значений, а вместо разбитой FU50 применить «наши, качественные» ГУ-50 военной приемки.
Вот план-схема 🙂 доработанной конструкции –
И да, кенотрон здесь выполнняет функцию “реле задержки подачи напряжения”, а так же закрывает отверстие в корпусе. Без него (как без кенотрона, так и без отверстия) – будет только лучше. 🙂
Через пару дней конструкция была собрана. Первое включение дало несколько неожиданный результат. Я конечно знал, что в названии ГУ-50 не зря присутствует слово «Генератор», но похоже, что без экрана она начинает «Генерить» даже если подключен только накал. И да – не зря в названии китайских FU50 нет буквы «Г» – они совершенно не «Генераторные» и им внешний экран не нужен. Итог – «наши, качественные ГУ-50 военной приемки» годятся к применению в аудио только в комплекте со своими родными панельками-стаканами, которые надежно экранируют электродную систему. К сожалению, на довольно тонком шасси этого усилителя «наши» массивные панельки надежно закрепить невозможно, а FU50 осталась только одна – поэтому я принял решение заменить выходные лампы. 🙂
Для этих выходных трансформаторов лучше всего подходят EL34 в триодном включении. У меня как раз осталась парочка SED EL34 Black Sable Cryo после ремонта предусилителя Aesthetix Callisto Signature (см. ниже). Китайский кенотрон 5Z3 был заменен на 5AR4 – на шасси рядом с EL34 он смотрится более гармонично. Резисторы – частично Yageo, частично – Panasonic, конденсаторы – Nichicon, Rifa. Межкаскадные конденсторы – Wima MKP + К40-У9. Монтажный провод – моножила (медь) + тефлон, моножила (луженая медь) + хлопок.
Технические Характеристики Усилителя:
- Входное Сопротивление = 100 кОм
- Выходное Сопротивление (@1000Hz @ 4 Ом) = 1.7 Ом
- Номинальное входное напряжение = 700mV RMS
- Максимальная выходная мощность (@1000Hz, K2 = 5%) = 4W@4Ом
- Коэффициент гармоник при максимальной выходной мощности (@1000Hz, 8 Ом) = 5% (2-я гармоника, 0.2% – третья гармоника).
- Номинальный дипазон воспроизводимых частот при уровне выходного сигнала – 3dB от максимального : 30 Hz…20 кHz (на эквиваленте нагрузки = 4 Ом, спад на краях диапазона не более 3 dB)
Несколько фото:
И да, насчет бюджета – «очень хорошо и очень недорого» – не бывает 🙂
Ноябрь 2020 г.Владивосток
P.S.Aesthetix Callisto Signature – тоже забавная конструкция, с этакой веселой неисправностью – из-за особенностей печатного монтажа высокое напряжение пробивает на экран и удлинительный шток регулятора уровня – но об этом в другой раз 🙂
Спасибище! У меня такое ощущение, что китайская там осталась только краска!
Как порядочный джентльмен, я просто обязан теперь сделать к усилителю достойную акустику.
P.s. Я как раз тот Сергей, который устроил Виктору эту культурную программу.
Виктор, добрый день!
В чем смыл последовательного включения диодного выпрямителя и кенотрона, только чтоб “дырку в шасси закрыть”?
С уважением,
Андрей
Андрей, добрый день.
В статье же все написано, прямо сразу после рисунка со схемой 🙂
С Уважением,
Виктор
Тогда ещё один вопрос “неофита”. В Ваших полностью полупроводниковых источниках питания задержка подачи анодного напряжения предусмотрена?
Андрей,
Да, конечно. Плавная подача высокого предусмотрена.
С Уважением,
Виктор