Весьма своеобразный корректор

На прошлой неделе ко мне на “осмотр” попал таки весьма своеобразный корректор. Конструкция от известного подмосковного мастера была приобретена счастливым владельцем несколько лет назад и за все это время из нее так и не удалось “извлечь” сколь-нибудь интересного звука. Система, в которую был инсталлирован этот корректор – вполне хороша – акустика Audio Note, однотактный усилитель на 45-х (или 2A3) триодах, стол Nottingham  c прекрасным набором тонармов и картриджей. Тем не менее – система не “звучала”, звук был плоский, зажатый и обогащен сибилянтами. При этом с CD – проигрывателя звук был существенно лучше, чем с винила – что, конечно – на мой взгляд уже весьма странно и подозрительно. 🙂 В ситуации обязательно нужно было разобраться.

Итак, вот эта конструкция – несколько фото — 

С первого взгляда на печатную плату мне стало как-то свосем нехорошо и причиной этого был вовсе не печатный монтаж. 🙂  А после того, как я срисовал схему – мне стало совсем плохо. НЕ ОЖИДАЛ.

Схема — 

Итак, в основу конструкции положен известный классический корректор Marantz-7 построенный по принципу активной коррекции, то есть как усилитель с большим коэффициентом усиления, охваченный глубокой петлей частотнозависимой общей ООС. В случае с Marantz такое схемотехническое решение было вполне оправданно – во первых, тогда так было “модно”, во – вторых глубокая ООС позволяет получить и стабилизировать заданные характеристики коректора даже при разбросе лараметров ламп а так же при их старении, что очень немаловажно для серийно выпускаемого изделия. На “вредоносное” воздействие ООС на звук во времена разработки Marantz-7 никто внимания не обращал. 🙂

Но “подмосковный” вариант был более чем оригинален – исходный усилитель с большим коэффициентом усиления остался практически без изменений, а RC цепи коррекции сделаны пассивными и включены на выходе усилителя, перед выходным каскадом – катодным повторителем. Первый вопрос, который у меня возник практически сразу же – а как же перегрузочная способность? К сожалению, измерения подтвердили мои самые худшие ожидания.

Форма и уровень сигналов на выходах корректора, входной сигнал 5mV@1000Hz. Пока все выглядит вполне пристойно.

А вот осциллограммы сигналов в различных точках схемы при различных уровнях входного напряжения. Подробности читайте в комментариях к фото.

Результаты измерений вполне очевидны – вся конструкция в целом и второй каскад в частности начинает перегружаться уже при напряжении на входе корректора = 15mV, что совершенно недостаточно.

Исходя из усредненных справочных данных наиболее распространенных моделей ММ звукоснимателей, номинальным уровнем входного сигнала для проведения измерений и снятия характеристик можно считать напряжение 5mV @1000Hz. При этом – если предположить, что уровень ВЧ на грампластинке записан по 0dB, то на частоте 20 kHz номинальный уровень входного сигнала  будет ~ 50mV, то есть корректор должен обеспечивать запас перегрузочной способности по входу не менее +20dB. 

По данным исследования Shure абсолютный максимум музыкального сигнала, когда-либо записанного на долгоиграющей пластинке, составляет 38 см/c на частоте 2 kHz; на низких и высоких частотах рекордные уровни спадают до 26 см/c на 400 Hz и 10 см/c на 20 kHz. Помимо этого, например в известной статье — Douglas Self. Design of moving-coil head amplifiers // Electronics & Wireless World 1987 №12 — рассуждения автора приводят к выводу, что максимальный среднеквадратичный уровень входного напряжения сигнала, на который нужно ориентироваться при конструировании винил корректора, должен быть равен не менее 64 mV (40 см/c при чувствительности 8 mV@1000Hz)

Таким образом, корректор не обладает сколь-нибудь значительным запасом по перегрузочной способности что, собственно и проявляется в его характерном звучании – зажатом, ограниченном и тусклом. Помимо принципиально неверного схемотехнического решения в схеме  остался ряд “атавизмов”  от Marantz – незашунтированный резистор в катоде лампы первого каскада (в оригинальной схеме на него заводилась петля ООС) и несколько странно выбранный номинал сеточного резистора первого каскада, который определяет входное сопротивление корректора. Вместо общепринятого стандарта в 47 кОм по какой-то причине был установлен резистор в 100 кОм. Номиналы цепей корреции так же вызывают некоторые вопросы, так как измерения выявили несоответвие (до +- 2 dB) АЧХ корректора кривой RIAA как в области низких (20….100 Hz), так и в области высоких (10….20 kHz) частот.

Блок питания корректора построен по линейно-стандартной схеме – выпрямитель со средней точкой, многозвенный RCRCRCRC фильтр питания.  Накалы ламп питаются выпрямленным и стабилизированным напряжением постоянного тока.

Схема Блока Питания — 

Ну, что-же – это значит, что конструкция явно нуждается в доработке и, к счастью – если доработать блок питания, перекоммутировать несколько дорожек на печатной плате корректора и поменять местами несколько резисторов – можно получить принципиально лучший результат даже без существенного изменения номиналов деталей. *** обозначения B1 и B2 нужно поменять местами *** 

Вот новая, улучшенная схема корректора — 

Как видно, я собрал вполне “классический” вариант лампового корректора на триодах с сосредоточенной пассивной коррецией, включенной между первым и вторым каскадами. В качестве выходного каскада – “буфера” применен катодный повторитель. Я более точно пересчитал номиналы цепей коррекции, применил в цепях коррекции и на выходе конденсаторы другого типа, а так же уменьшил номинал выходного конденсатора. С учетом того, что как правило входное сопротивление усилителя мощности составляет около 50 кОм, емкость выходного конденсатора вполне разумно ограничить номиналом 2.7….4.7uF. Помимо уменьшения переходных процессов при включении, выбор сравнительно небольшой емкости позволяет ограничить уровень инфранизкочастотных помех, проникающих на вход усилителя мощности.

Блок питания — 

В блоке питания я изменил номиналы нескольких фильтрующих резисторов, что позволило более эффективно распределить напряжение питания между каскадами. Для того, чтобы снизить вероятность пробоя между накалом и катодом лампы выходного каскада я добавил цепь “подъема” потенциала цепи накала над общим. 

Несколько фото и осциллограммы сигналов —

Как видно из результатов измерений –  перегрузочная способность корректора существенно (в 10 раз) 🙂  улучшилась (см. последнее фото – 150mV на входе вместо исходных 15 mV),  что больше рекомендованной Douglas Self примерно в 2,5 раза 🙂  Это значит, что звучать такой корректор будет чисто, свободно, открыто, динамично, объемно и воздушно. Уровень искажений – очень низкий, устойчивость к “щелчкам” – черезвычайно высока. Отклонение АЧХ от кривой RIAA в области НЧ – не более 0.3dB, в области ВЧ (12…20 kHz) не более 0.7 dB.

На сегодняшний день конструкция была прослушана в трех весьма качественных сетапах и показала себя очень достойно. Конечно, до LCR корректора по звуку она явно не “дотягивает”, но среди обычных-классических RC корректоров на триодах эту конструкцию вполне заслуженно можно считать одной из оптимально-лучших.

Январь 2018 г.                                                                       г.Владивосток.

59 thoughts on “Весьма своеобразный корректор

  1. Здравствуйте.Подскажите пожалуйста-емкость конденсатора 2,480 в нанофарадах?

    • Денис, добрый день.

      2,480 pF в нанофарадах это 2n48, то есть соединены параллельно два конденсатора – 2200 pF || 280 pF

      С Уважением,

      Виктор

  2. Добрый день Виктор ! Ваше мнение о лампах PSVANE 12AU7-TII Mark и PSVANE 12AX7-TII Mark если поставить в этот корректор?

  3. Здравствуйте! Рассматриваю Ваш вариант в качестве схемы для своего корректора. Подскажите, пожалуйста, на какое напряжение должны быть рассчитаны конденсаторы фильтра. Конденсатор 7400 пф – это сборка из трех конденсаторов? Есть ли смысл ставить на входе параллельно резистору 47к переменную емкость? Спасибо!

    • Дмитрий, добрый день.

      Это не совсем мой корректор, но тем не менее. На сетке лампы второго каскада напряжение = 0, на выходе первого каскада перед цепью коррекции установлен разделительный конденсатор (0.1uF). Следовательно, конденсаторы цепи коррекции могут быть на низкое рабочее напряжение, поскольку постоянный потенциал на них отсутствует. В моем случае я применил полистирольные рулонные фольговые конденсаторы на рабочее напряжение 63…100 Вольт. 7400pF – да, это несколько параллельно соединенных конденсаторов.
      Емкость на входе в большинстве случаев не нужна, если только для каких-то очень особенных картриджей. В большинстве случаев суммарной емкости кабеля + входной емкости каскада на триоде бывает вполне достаточно.

      С Уважением,

      Виктор

  4. Виктор, день добрый! Подскажите по трансформатору для данной схемы, с какими параметрами нужно заказывать тор? (300-0-300 и 8v-0? и какой ампераж при этом?) Если я ошибаюсь поправьте.Спасибо

    • Олег, добрый день.

      По трансформатору – все верно.
      По току – анодная 50…100 mA
      Накальная 2.5…3A

      С Уважением,

      Виктор

  5. Виктор ещё один момент, по диодам в блоке питания. В схеме указаны диоды по анодному напряжению а на фото просматриваются два стабилизатора напряжения, внесите пожалуйста ясность с номиналами…потом по накальной линии диодный мост( тоже его номинал или модель,марку)..Премного вам благодарен и не судите строго за дилетантские вопросы)))

    • Олег, добрый день.

      Это не стабилизаторы напряжения, это выпрямительные диоды в таком корпусе 🙂
      Диодный мост в выпрямителе накала может быть любой подходящий на ток от 5A и выше. Что-нибудь вроде GBJ2001…2010 вполне подойдет.

      С Уважением,

      Виктор

  6. С этим разобрался.( Мост и выпрямительные диоды) Вот в догонку до полной картины ещё пару неясностей..(1) Какой вольтаж на кондёре ёмкостью в 22мкф что стоит в крыле +В2 где указано +70v?… (2)По схеме где выход на накал +6v-6v указан резистор(1К) в связке со светодиодом..Я тщательно изучил фото блока питания но так их и не увидел.Они под платой?И ещё я заказал сегодня трансформатор с требуемыми параметрами, мощности в 80 вт будет достаточно? Ну всё пожалуй на этом, громадное вам спасибо за консультации)))

    • Олег, добрый день.

      На этом конденсаторе примерно +70V. Можно применить самый обычный электролит с рабочим напряжением 160…250 Вольт. Светодиод приклеен на переднюю панель, рядом с ним закреплен резистор, провода от ник присоединены к накальным цепям где-то на нижней стороне платы.
      По мощности трансформатора питания – 80 Вт вполне достаточно, важно чтобы трансформатор был рассчитан с некоторым запасом по индукции насыщения сердечника, чтобы он излучал поменьше наводок.

      С Уважением,

      Виктор

    • Виктор , с 11 по 14 апреля в Москве в крокус экспо состоится ежегодная выставка HiFI&HIEND SHOW вы планируете приехать? И да, спасибо вам за помощь!

      • Олег, добрый день.

        В этом году скорее всего не получится.
        Насчет помощи – пожалуйста.
        Если будут вопросы – обращайтесь, посоветую чем могу 🙂

        С Уважением,

        Виктор

  7. Виктор, добрый день!
    Помогите разобраться, пересчитал фильтр с помощью программы для расчета пассивного TCJ RIAA корректора и вместо емкости 2480 программа считает 2540 (2536), остальные номиналы совпадают

    • Дмитрий, добрый день.

      Вероятно программа не учитывает входную емкость второго каскада и (или) емкость монтажа.
      На практике 2480 или 2540 не слишком существенно, так как это в пределах точности номиналов компонентов +-5%, а входная емкость усилительного каскада зависит в том числе и от экземпляра лампы.

      С Уважением,

      Виктор

  8. Виктор добрый день! Заказал я трансформатор для этого фонокорректора, приехали корпус и плата, радиодетали и лампы собраны по всему миру))) не за горами “тот самый день’)) интересует одна деталь, какой всё же мощности должны быть резисторы на плате и в блоке питания? Учитывая что 1/2w резистор расчитан на 350v а 1w резистор расчитан на 500v это я взял из даташита Allen-Bradley.. Ну и в догонку, подскажите какой номинал или лучше название выпрямительного диода( диодов) по анодному току? Спасибо

    • Добрый день,

      Для ламповой схемотехники резисторы 1W – это, пожалуй “минимальный безопасный минимум” за очень редким исключением. Проблема не столько в допустимой мощности (хотя и в этом тоже), сколько в сохранении свойств резистивного элемента при значительном изменении потенциала напряжения между выводами. Насчет диодов – для этой схемы подойдут практически любые высоковольтные, например на 1000V при максимальном токе 1A – FR107, BYV26E. В побывавшем у меня корректоре были установлены мощные HexFred диоды HFA08TB60 в корпусе TO-220, в применении таких диодов в этой схеме нет никакой необходимости.

      С Уважением,

      Виктор

  9. Доброго времени суток, Виктор подскажите по конденсаторам на схеме.. Есть полистерольная рулонная фольга (siemens) 6800pF на 630v + 680pF на 200v ( к40у-9) = 7480pF но а как по напряжению? Если один на 630 а второй 200В..? Так можно ? И дальше так же ( siemens) 2200 pF 630v + 240pF 250 v ( СГМ-1) = 2440pF.. Результат к вашим цифрам 7400pF и 2480pF недобор и перебор ( 7480 и 2440) но как вы уже обьясняли что это входит в те самые +_ 5% ? И последний момент, конденсаторы на выходе, есть Mundorf Mcap Evo 2.2 mF(450в) и наш К40у-9 0.33mF(400v).. Можно ли смешивать два разных по наполнению( изготовлению ) конденсатора или лучше придерживаться принципа однородности? Бумага с бумагой, полипропилен с полипропиленом. Спасибо вам огромное за помощь!

    • Олег, добрый день.

      Конденсаторы на разное рабочее напряжение можно соединять параллельно и конечно нужно учитывать, что в том месте схемы, где они будут установлены, напряжение не должно превышать рабочего напряжения самого “низковольтного” из конденсаторов. В случае схемы корректора это требование соблюдается. Насчет параллельного соединения “разнородных” конденсаторов – результат может быть не очень хорошим – нужно пробовать и слушать. По возможности, я бы рекомендовал в коррекции только фольгу + полистирол. Насчет выходных конденсаторов – из Mundorf мне более-менее симпатичны серии Silver Oil и Silver/Gold Oil. “Бутерброд” из Mundorf MCap и K40У-9 будет лучше, чем просто Mundorf MCap. Но, например AuriCap или ClarityCap будут еще лучше, но и их можно попробовать зашунтировать K40Y-9 емкостью 0.1…0.22 uF, это придаст звуку легкую “текучесть” и “гладкость”.

      С Уважением,

      Виктор

      • Добрый день Виктор, поделитесь пожалуйста своим мнением по поводу конденсаторов:
        1) MCap Supreme Silver Oil (Silver/Gold Oil) и в частности серию Supreme EVO
        2) Jensen Copper Foil PIO
        3) Jensen Aluminium Foil PIO
        4) Полипропилен + PIO
        Как бы вы их расставили по качеству? Что важнее используемые для производства материалы или бренд + технология? К межкаскадным конденсаторам предъявляются такие же требования как к выходным?
        Заранее благодарю за ответ!
        С уважением, Сергей.

        • Сергей, добрый день.

          Если говорить о том, что является основой звука усилителей на лампах – на мой слух – это разнообразие, наполненность и выразительность тембров, объемная, динамичная сцена, “льющееся” музыкальное звучание – то выбор межкаскадных конденсаторов, обеспечивающих такую основу очевиден – это маслонаполненные конденсаторы с обкладками из медной фольги. Следюущие по уровню – маслонаполненные конденсаторы с обкладками из алюминиевой фольги. Бумажный диэлектрик дает более “сглаженное”, привычное звучание, можно сказать, что такой звук узнаваемо- характерен для высококачественных записей 50-х…70-х годов. Диэлектрик из синтетических материалов дает более динамичное звучание, которое в некоторых случаях может показаться несколько резковатым или, в иных терминах – “грубовато-нагловатым” 🙂 Добавление других металлов в обкладки позволяет немного подкорректировать спектральный состав сигнала – например серебро позволяет “осветлить” и создать ощущение легкого, “летящего” звучания тембров в области верхних СЧ и ВЧ, которое в некоторых случаях может показаться “резковато-тощим”, тогда добавление золота позволяет добавить “основательности” и “скруглить” тембры в области ВЧ.
          Таким образом, при выборе межкаскадных конденсаторов очень желательно принять во внимание не только усилительные устройства, в которые они будут установлены, но и акустику. Например, если акустика собрана на основе ШП без фильтров или с очень простыми корректирующими фильтрами первого порядка – то применение межкаскадных конденсаторов Jensen PIO – на мой слух – позволяет получить наиболее естественный и гармоничный звук. Если акустика многополосная со сложными фильтрами, то в большинстве вариантов применение межкаскадных конденсаторов MCap Supreme Silver Oil или Silver/Gold Oil позволяет получить искомый результат.
          В “промежуточных” вариантах – нужно смотреть и слушать, но в целом и общем Jensen Copper Foil PIO позволяют получить стабильный и предсказуемый результат.

          С Уважением,
          Виктор

          PS У конденсаторов MCap Silver (Silver/Gold) Oil есть неприятная “темная” 🙂 сторона – очень плохая прочность внутренней изоляции. На обкладки конденсаторов с номинальным напряжением 1000V подавать более 450V постоянного напряжения не следует. Проверено на личном опыте.

          • О! чудный мир аудио=)
            Благодарю вас Виктор очень познавательно!
            В общих чертах всё прояснилось, ну а дальше дело вкуса и достижение желаемого результата.
            ps: На сколько я понимаю Jensen уже давно не производят конденсаторы, отсюда либо из старых запасов, либо б/у это конечно не электролиты но всё же… Есть какая то альтернатива?
            Что вы думаете про фторопласт от V-Cap, они ближе к PIO или Supreme Silver Oil ?

          • Сергей, добрый день.

            Насчет альтернативы Jensen – я перешел на Jupiter Copper Foil Paper & Wax 🙂
            V-Cap ближе к Silver Oil, чем к PIO.

            С Уважением,
            Виктор

  10. Виктор, по конденсаторам всё понятно, по диодам и стабилизаторам и трансформатору тоже всё вы объяснили..Остался последний штрих, это каким именно резисторам, отдать предпочтение для использования в фонокорректоре? Это или углеродистые или композитные или металлопленочные? Стоит ли устанавливать брендовые резисторы (Ал.Брендлей.Kiwame.Dale.ohmite и т.д) или ограничиться тем что более доступно на рынке РФ и каким образом это может отразиться на звуке? Интересно ваше мнение.Спасибо

    • Олег, любые качественные резисторы подойдут 🙂

      К сожалению, назвать “качественными” бытовые серии резисторов Yageo, МЛТ, ВС, УЛМ и С-5 никак нельзя, вне зависимости от материала резистивного слоя. При этом – те же МЛТ или C-5 1W и 2W военной приемки (лакированные с посеребренными выводами) – вполне хороши. Собственно, проблемы качества (нелинейность резистивного элемента, плохой контакт) проявляются в малосигнальных высоковольных аудиоцепях – помимо обычных шумовых свойств на малом сигнале звучание становится как бы “невнятным”, а на больших уровнях – “истерично-крикливым” со смещением тонального баланса в область СЧ. При этом нормальные недорогие металлопленочные Vishay в этой же схеме проявляют себя гораздо более спокойно.
      Лично я в своих повседневных конструкциях и для отладки применяю недорогие но качественные 🙂 1W и 2W Copper Film резисторы Vishay-Dale, лет 10 назад я приобрел несколько их наборов на распродаже складских остатков Futurlec. Шумовые свойства этих резисторов, связанные со структурой резистивного слоя до номиналов ~330 кОм вполне приличные. До этого вполне успешно применял ВС и МЛТ военной приемки из старых запасов + Kiwame.
      Для малосигнальных цепей (МС усилители, шунты МС трансформаторов, первые каскады ММ корректоров) я применяю резисторы Ohmite Little Daemon Carbon Composition и Takman. Шумовые свойства этих резисторов – отличные.
      Для конструкций “на заказ” я обычно применяю резисторы Panasonic или Kiwame – их звуковой “почерк” практически холодно-нейтрален, а качество – замечательное. В конструкции с этими резисторами можно подобрать основные компоненты так, что “звуковой почерк” будет явно определяться только лампами, и можно очень легко услышать характерный “голос” ламп – например одного типа, но разных лет выпуска.
      Или, например если нужно собрать “домашний” однотакт с “теплым” и пластичным звуком – то в анодных и катодных цепях я применяю проволочные резисторы Mills серии MRA, они способны придать звучанию требуемые оттенки.
      И в очень особых случаях с какими-нибудь очень редкими NOS лампами я применяю резисторы Shinkoh Tantalum – их “звук” можно оценить как “тепло-нейтральный”, а качество и шумовые свойства – выдающиеся.
      Еще хотел бы уточнить насчет панелек для ламп – в первых каскадах очень желательно применить тефлон. Нет тефлона – карболит, желательно Amphenol, Belden и т.п., китайские копии кстати тоже вполне приличные. Керамика – только если нет тефлона и карболита, или для ламп с высокой температурой колбы. Или можно применить керамическую панельку, но с пружинным колпаком фиксатором лампы. Исключение составляют наши 8-ми штырьковые керамические панельки типа “Loctal” – их конструкция довольно удачна и надежна.

      С Уважением,

      Виктор

  11. Виктор, громадное вам спасибо за бесценную информацию!!! Думаю это будет полезно не только для меня, и конечно всё вышесказанное можно принять как руководство к действию, среди того потока информации которым ” кишит” рунет от разных ” Псевдо аудио гуру” всегда есть и будет интерес к мнению людей кто действительно компетентен в данной теме и действительно профи своего дела, а в этом я убедился полистав ваш сайт( блог).Закончу с фонокоректором и усилителем, можно конечно и ваш LCR корректор воплотить в жизнь)). С уважением Олег.

  12. Виктор, вечер добрый. Возник следующий вопрос по фонокорректору.. Подскажите, можно ли поставить резисторы мощностью в 0.5w в накал первых каскадов где низкое напряжение это 2.2k потом 2.7к ну и 1м , 43к, 27к и 330к по схеме.. Просто нашёл все подходящие номиналы но они только на пол ватта.

    • Олег, добрый день.

      В фильтре анодного питания резисторы должны быть мощностью 1W. В усилителе-корректоре – в анодных цепях 12AX7 (270 кОм) – 1W, в катоде 12AU7 (27 кОм) – 2W. Все остальные резисторы могут быть на 0.5W

      С Уважением,

      Виктор

  13. Виктор, вас приветствую! Для своей конструкции блока питания я хочу испрльзовать аксиальные электролиты, в данный момент остановил выбор на illinois capacitor( IC) потом японский Unicon, есть Mallory и ещё есть бюджетный , Тайваньский SC , общаясь с американцем он утверждал что тайваньские не шумные с низким esr и с устойчивыми параметрами. Суть не в этом. Подскажите, можно ли использовать в схеме конденсаторы с более низким напряжением 100uf 350v вместо требуемого по схеме 100uf 400-450-500v ? И какая нам нужна температура конденсатора в БП 105‘ или 85‘. ?

    • Олег, добрый день.

      На вторичной обмотке трансформатора питания ~300+300 V. Без нагрузки и при включении БП, пока накал ламп не прогрелся – на конденсаторах фильтра питания будет минимум 360…390V, следовательно нужно применять конденсаторы на рабочее напряжение 400V, а лучше на 450V. Тогда они проработают очень долго. Насчет “температуры” – режимы работы совсем не критичные, поэтому 85 – вполне достаточно, 105 будут еще более 🙂 долговечны.

      С Уважением,

      Виктор

  14. Виктор, вас понял, принял к сведению.!!! Есть ещё несколько моментов.. Я собираю на плате аналогично той что в эталоне)).. Дорожки, там где нужно я перерезал и там где нужно дорожки перекоммутировал, всё по вашей схеме идём неукоснительно этим курсом)). У вас резистор на 100к стоит над разрывом печатной дорожки и соединяется с 43k + 7400pf c 2480pf и 1Мом.. Я понимаю на резисторе 100к были короткие ножки и вам было так удобнее.. Но у меня ножки новые и длинные на резисторах, тогда я могу сразу пустить 100к от 270к и прямо в отверстие где сидит нога 43к. Так же можно вроде? Потом вопрос по подключению накала, Мы ставим перемычку между 4 и 5 ножкой и подводим к этой перемычке 6v и к 9й ножке подводим 6v, на схеме БП выводы +6v и -6v . В общем немного непонятно что и куда? Ну и ещё по подключению, выводы с БП +В1/R/ и +В1/L/ с ними всё понятно, Дальше есть +В2/R,L/ и их мы подключаем к двум выводам на плате где также написано +В (их два) и они питают аноды (12АХ7) первых двух каскадов , левые и правые аноды.. НО, в блоке питания есть ещё один вывод с надписью +В2 и исходит он из маловольтной части трансформатора( 8v) вот с этим у меня засада!! Разъясните пожалуйста в каком направлении двигаться!?!

    • Олег, добрый день.

      Двигаться нужно в сторону катодного повторителя и справочных данных на малосигнальные лампы. Максимальное допустимое напряжение между катодом и подогревателем для большинства ламп обычно не превышает 100…200V, на катоде лампы выходного каскада что-то около +160V, поэтому чтобы уменьшить вероятность пробоя – потенциал накальной обмотки нужно “поднимать” над общим на несколько десятков вольт. Помимо этого, в большинстве ламп конструктивно присутствует “паразитный” диод, образованный нитью накала и катодом. Для того, чтобы его закрыть и уменьшить возможное проникновение помех из цепей накала в катодные цепи, в малосигнальных усилительных каскадах потенциал накальных цепей желательно делать на несколько десятков вольт выше, чем напряжения на катодах ламп. Поэтому потенциал “минуса” источника питания накала “поднят” относительно сигнальной “земли” делителем 330К + 100К. Конденсатор 22uf, шунтирующий по напряжению переменного тока нижний резистор делителя фильтрует (возможные) помехи от источника анодного напряжения, они в накальных цепях совсем не нужны. 🙂
      По особенностям соединения резисторов – я уже и не очень помню такие тонкости 🙂 . Если длина выводов элементов позволяет и монтаж получается более логичным – почему бы и нет.

      С Уважением,

      Виктор.

  15. Виктор, добрый день! По принципу действия катодного повторителя вы обьяснили, за что благодарен. А вот по коммутации я немогу сообразить, в каком месте на плате ( или на схеме) мне впаивать ветку +В2?? Ведь у нас +В2/R,L/ запитывают аноды 12АХ7. Вот что не понятно

    • Олег, добрый день.

      В моем случае эта цепь смонтирована рядом с конденсаторами блока питания – посмотрите чуть ниже группы из пяти коричневых конденсаторов фильтра анодного напряжения, резисторы серого (330К) и желтого (100K) цвета. От точки их соединения идет серый проводник на “минус” конденсатора фильтра напряжения накала (10000uF 16V)

      С Уважением,
      Виктор

  16. Виктор, день добрый! Вы мне всё обьяснили за что спасибо, вот немного есть неясность по поводу выхода +В2 , на схеме он обозначен открытым проводом для подключения на плате я так понимаю.. Вот только куда именно его коммутировать???:) К какому радиоэлементу на печатной плате его мы припаиваем? И ещё момент, как получается +70v на этой ветке, когда она соединяется между конденсатором 10000мкф и ногой стабилизатора питающихся от 8v.? Обьясните пожалуйста.

  17. Всё, до меня дошло!!!)) Я увидел на фото.. В общем +В2 мы соединяем с выводом +В2/R,L/ , резистор 330к впаивается в созвездие трёх резисторов 2.7 к( по схеме) и плюсовой ноге конденсатора 100uf))?!?

  18. Виктор, день добрый! На схеме питания указано +В2/ 288 вольт, дальше через резистор 2,7к гасится, а у Вас +В1/306 вольт? С уважением к Вам! Может я что то не понял?

    • Игорь, добрый день.

      В статье есть пометка “*** обозначения B1 и B2 нужно поменять местами ***” 🙂

      С Уважением,
      Виктор

  19. Здравствуйте Виктор ! Как выставить режимы каскада с непосредственной связью в этом корректоре ? На + В2/ 288вольт а на +В1/ 306 вольт не получается? Спасибо!

    • Игорь, в продолжение к предыдущему ответу.
      B1= 288V B2=306V. Отклонение напряжений в пределах +-10% – не принципиальны, выбранные режимы работы каскадов это допускают.

  20. Здравствуйте, Виктор!
    Какого типа посоветуете применять конденсатор между первым и вторым каскадом (0.1uf). Может и марку по опыту посоветуете? )
    Заранее благодарю Вас!

    • Денис, добрый день.

      Медная или Оловянная фольга-бумага-масло – идеально. Фольга-полипропилен тоже в общем нормально. Jensen PIO, Jupiter, V-Cap. Из наших – K40-Y9, но их нужно обязательно проверять на утечку.

      С Уважением,

      Виктор

      • Виктор, благодарю за ответ!
        Выходной конденсатор тоже в таком ключе по исполнению фольга/бумага/масло? Или металлизированный полипропилен вроде Auricap XO Capacitors?
        Заранее благодарю Вас за ответ.

        • Денис, добрый день.

          В идеальном случае – конечно да. Но вполне хороший результат можно получить от полипропилена + небольшой шунт из бумагомаслянного конденсатора.

          С Уважением,

          Виктор

  21. Здравствуйте,Виктор !
    Позвольте задать несколько вопросов по корректору.
    1. У меня есть разные марки резисторов : ALLEN BRADLEY , RIKEN OHM, KIWAME. Как эти марки лучшим образом распределить по схеме ?
    2. Есть электролиты :ELNA SILMIC II ( 220×16), ELNA Cerafaine (220×16),
    BG – PK (220х4) , ROE (220×16). Что лучше в катодах ?
    3.Выходной конденсатор WIMA МКР( 2,2×400), SOLEN MKP (3,9×630),
    MUNDORF Audiophiler M-Cap (3,9×400), Oblligato (10×630). Что поставить ?
    4.Проходной оранжевый 0, 01мкF достаточно ли хорош или есть смысл
    постараться воткнуть JENSEN COPPER FOIL / PAPER IN OIL (0,22×630)
    или подобный ?
    5.У китайца с Audio.com, где я купил плату для этого корректора, я купил и плату кенотронного блока питания на 6Х4 со стабилизатором на Мосфете.
    Есть ли смысл делать такой БП или вполне достаточно двух диодов Шотки ?
    Заранее благодарен и простите, что отрываю Ваше время.
    С Уважением Игорь В.

    • Игорь, добрый день.

      Материал резистивного элемента важнее марки резистора 🙂 Но, если не вдаваться в подробности – Kiwame гарантированно дадут хороший, нейтральный и стабильный звуковой результат. По электролитам – Elna Silmic II или Panasonic FM, FH. Выходной конденсатор – при отсутствии высококачественного пленочного конденсатора лучше применить “бутерброд” – пленочник (Audiophiler например) + параллельно 0.1…0.22 uF – фольга + бумага + масло (Jensen или даже “наши” К40-У9). Межкаскадный конденсатор – конечно, фольга + бумага + масло будет предпочтительнее. Так что Jensen 0.22.
      Насчет блока питания – стабилизатор не повредит 🙂 Если берете готовую плату, помните, что выходной каскад корректора – катодный повторитель, то есть для уменьшения вероятности пробоя между катодом и накалом у выходной лампы – потенциал цепей накала должен быть “поднят” относительно сигнального общего. Посмотрите на плате стабилизатора, как разведены цепи питания накала после выпрямителя.

      С Уважением,

      Виктор

  22. Виктор, день добрый! Подскажите , триод 5963 это прямой аналог 12AU7?Обладает ли она меньшим микрофонным эффектом? В сети ничего вразумительного не нашёл)

    • Олег, добрый день.

      5963 подобна 12AU7, ВАХ немного отличаются в области малых напряжений анод-катод. Максимальное напряжение между накалом и катодом ниже – всего 90V. Основное применение ‘этой лампы – компьютеры, что вероятно говорит о хорошей повторяемости характеристик и о повышенной надежности. Насчет микрофонного эффекта сведений нет.

      С Уважением,

      Виктор

  23. Виктор, спасибо за ответ, в продолжение темы, я сегодня задал вопрос Американцу торгующему винтажными лампами по поводу аналогов 12AU7 с низким микрофоном..Вот что он ответил: Да, 5963 идентичен 12AU7; это
    12AU7, выбранный для сопоставления закрытых участков.
    5963 имеет низкую микрофонность, но лучший
    12АУ7 тип по микрофону
    тройная слюда 5814 или 6189, которые были сделаны для
    военные применения.

  24. Доброго времени суток! Решил повторить этот фонокорректор , но с ламповой техникой дел раньше не имел. Очень помогли Ваши рекомендации, но остались вопросы:
    1. Имеет ли корпус стабилизатора 7806 электрический контакт с корпусом
    фонокорректора через крепежный винт?
    2. В какое место подключается провод идущий от клеммы заземления корпуса
    фонокорректора?
    3. Какую марку провода можно использовать на участке с выхода фонокорректора до выходных гнезд?
    Спасибо!

    • Андрей, добрый день.

      Корпус ТО-220 технологически устроен так, что средний вывод гальванически объединен с монтажной планкой. Поэтому для транзисторов и стабилизаторов при использовании шасси как теплоотвода изолирующая втулка и прокладка нужны всегда.
      Провод от клеммы подключается на общий на плате ряжом с первым каскадом. Этот же “общий” гальванически соединяется с шасси через одну из металлических стоек, на которых установлена плата.
      Точную марку провода я вряд ли смогу назвать. Годится моножила 20…22 AWG, медь в тефлоне или в хлопковой оплетке – Cardas, Duelund, DH Labs и т.п.

      С Уважением,

      Виктор

  25. Здравствуйте Виктор,
    скажите пожалуйста есть ли существенная разница в питании накала ламп 6В или 12В ?

    • Сергей, добрый день.

      Существенной разницы нет и в общем-то при питании 12V ток, потребляемый накалом – в два раза меньше. Поэтому, если есть подходящий трансформатор с накальной обмоткой на ~14…16V – то его можно успешно применить. Естественно, конденсаторы в фильтре выпрямителя накального напряжения должны быть с максимнальным напряжением 25V и микросхема стабилизатора на 12V.

      С Уважением,

      Виктор

  26. Здравствуйте, Виктор! Спасибо за отличную статью, я повторил Ваш вариант схемы, но только на советских триодах 6н2п-ев + 6н5п. Всо отлично звучит и перегруз по входу 150 мВ держит! Знакомый попросил интегрировать в свой предусилитель ММ корректор. Корпус небольшой и запас по энергетике силовых трансов невелик. Поэтому, хочу спросить Ваше мнение, если отказаться от буферного каскада, а выход второй лампы через разделительный кондер подключить ко входу преда (6н23п-ев), будет ли нормальное согласование?

    • Александр, добрый день.

      Выходное сопротивление второго каскада примерно 40 кОм, соответственно очень желательно, чтобы входное сопротивление следующего каскада было около 470 кОм. Если это так, то буферный каскад в случае крайней необходимости можно попробовать убрать. Но, конечно, влияние межблочного кабеля в этом случае будет очень заметным.

      С Уважением,
      Виктор

  27. Спасибо за ответ! Межблочного кабеля нет, т.к. все будет в одном корпусе и вых. ММ подключается ко входу преда через селектор входов.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *