Это сайт о моем хобби – аудио оборудовании на Лампах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . "I was the Walrus, But now I'm John" – John Lennon 1970
Здравствуйте.
Подскажите пожалуйста, можно ли эксплуатировать прямонакальные триоды в выходном каскаде вовсе без автосмещения? Только с фиксированным смещением. Не будет ли лампа “плыть”, заходя в недопустимые режимы?
Понятно, гридлик в таком случае будет килоом 50. Что накладывает повышенные требования на каскад предварительного усиления.
Но все же, возможно или нет?
Да это возможно. Я так делал много раз. 🙂 Для страховки можно применить комбинированное смещение или регулируемое смещение на так называемом “подземном” резисторе – в этом случае напряжение смещения корректируется исходя из потребляемого усилителем тока.
При катодном автосмещении “узкое место” однотактного выходного каскада – это звуковые свойства электролитических конденсаторов и характеристики выходных трансформаторов. Но – желание (и возможность) расширить диапазон и получить минимальный фазовый сдвиг в НЧ области применяя регулируемое фиксированное смещение всегда ограничивается качеством выходного трансформатора и особенностями акустических систем. При работе в “связке” с однотактным усилителем для большинства АС “разумное” 🙂 ограничение Суб-НЧ диапазона – дает лучшее, более естественное звучание, чем расширение НЧ диапазона до самого “последнего предела” и явное проявление всех характерных особенностей поведения на выходного трансформатора однотактного выходного каскада в суб НЧ диапазоне.
Большое спасибо за ваш коммент.
Я не ставил целью расширить диапазон в области НЧ. Я хотел уменьшить выходное сопротивление усилителя без применения ОС. Ведь катодный резистор имеет значение практически равное паспортному Ri лампы.
Что вы подразумеваете под повышенным требованием к качеству ТВЗ? Минимальную индуктивность рассеяния?
Если не затруднит, пожалуйста объясните.
П.с. где можно достать твз
One Electron, Hammond, Hashimoto?
Как достать прекрасные локтальные лампы?
Катодный резистор автосмещения зашунтирован конденсатором, соответственно на выходное сопротивление каскада оказывает влияние не сопротивление катодного резистора, а итоговый импеданс этой RC цепочки. Кроме этого – сопротивление постоянному току первичной и вторичной обмоток выходного трансформатора, плюс по переменному току – выходной импеданс блока питания, импеданс первичной обмотки выходного трансформатора и динамическое внутреннее сопротивление выходной лампы. Можно легко нарисовать эквивалентную схему подключения и убедиться, что цепочка из соединенных параллельно катодного резистора и конденсатора – конечно вносит свой вклад, но… 🙂 В любом случае, выходное сопротивление не может быть меньше сопротивления постоянному току вторички выходного трансформатора плюс итоговая пересчетная добавка из цепей в первичке. И важный вопрос в том, какое значение выходного сопротивления (и в какой частотной области) действительно необходимо для той или иной акустики.
Поэтому основные требования к выходному трансформатору могут быть формализованы только после постановки конкретной задачи к системе “усилитель + акустика”.
Насчет Hammond, One Electron и прочего – я покупаю у официальных дистрибьюторов, с Россией хорошо работает Mouser. Лампы – на известном аукционе и в on-line магазинах – они легко находятся поиском.
Насчет 6С17Б, 6C(3)4П – это хорошие лампы для своих применений 🙂 Технически они могут работать в драйверном каскаде для 2A3 и т.п., но для однотактных усилителей технический аспект – вторичен. Если исходить только из технического аспекта, то сама идея ламповых однотактов выглядит весьма сомнительно 🙂 Важны звуковые особенности, синергия – то есть применение ламп разработанных и (желательно) изготовленных в примерно одно время или хотя бы спроектированных по близким принципам. В этом случае итоговый звуковой результат может быть действительно очень интересным.
Насчет батарейки в сетке – посмотрите одну из первых статей на моем сайте.
Доброго времени суток.
Что вы скажете о раскачке лампы 2А3 лампой 6С7Б? Хорошо ли они станут в пару?
То же о 6С4П и 2А3? Не будет ли лампа с большой крутизной микрофонить?
Что вы скажете о применении в БП только неэлектролитических конденсаторов – пленка, бумага?
Здравствуйте.
Подскажите пожалуйста, можно ли эксплуатировать прямонакальные триоды в выходном каскаде вовсе без автосмещения? Только с фиксированным смещением. Не будет ли лампа “плыть”, заходя в недопустимые режимы?
Понятно, гридлик в таком случае будет килоом 50. Что накладывает повышенные требования на каскад предварительного усиления.
Но все же, возможно или нет?
Роман, добрый день.
Да это возможно. Я так делал много раз. 🙂 Для страховки можно применить комбинированное смещение или регулируемое смещение на так называемом “подземном” резисторе – в этом случае напряжение смещения корректируется исходя из потребляемого усилителем тока.
При катодном автосмещении “узкое место” однотактного выходного каскада – это звуковые свойства электролитических конденсаторов и характеристики выходных трансформаторов. Но – желание (и возможность) расширить диапазон и получить минимальный фазовый сдвиг в НЧ области применяя регулируемое фиксированное смещение всегда ограничивается качеством выходного трансформатора и особенностями акустических систем. При работе в “связке” с однотактным усилителем для большинства АС “разумное” 🙂 ограничение Суб-НЧ диапазона – дает лучшее, более естественное звучание, чем расширение НЧ диапазона до самого “последнего предела” и явное проявление всех характерных особенностей поведения на выходного трансформатора однотактного выходного каскада в суб НЧ диапазоне.
С Уважением,
Виктор
Большое спасибо за ваш коммент.
Я не ставил целью расширить диапазон в области НЧ. Я хотел уменьшить выходное сопротивление усилителя без применения ОС. Ведь катодный резистор имеет значение практически равное паспортному Ri лампы.
Что вы подразумеваете под повышенным требованием к качеству ТВЗ? Минимальную индуктивность рассеяния?
Если не затруднит, пожалуйста объясните.
П.с. где можно достать твз
One Electron, Hammond, Hashimoto?
Как достать прекрасные локтальные лампы?
Роман, добрый день.
Катодный резистор автосмещения зашунтирован конденсатором, соответственно на выходное сопротивление каскада оказывает влияние не сопротивление катодного резистора, а итоговый импеданс этой RC цепочки. Кроме этого – сопротивление постоянному току первичной и вторичной обмоток выходного трансформатора, плюс по переменному току – выходной импеданс блока питания, импеданс первичной обмотки выходного трансформатора и динамическое внутреннее сопротивление выходной лампы. Можно легко нарисовать эквивалентную схему подключения и убедиться, что цепочка из соединенных параллельно катодного резистора и конденсатора – конечно вносит свой вклад, но… 🙂 В любом случае, выходное сопротивление не может быть меньше сопротивления постоянному току вторички выходного трансформатора плюс итоговая пересчетная добавка из цепей в первичке. И важный вопрос в том, какое значение выходного сопротивления (и в какой частотной области) действительно необходимо для той или иной акустики.
Поэтому основные требования к выходному трансформатору могут быть формализованы только после постановки конкретной задачи к системе “усилитель + акустика”.
Насчет Hammond, One Electron и прочего – я покупаю у официальных дистрибьюторов, с Россией хорошо работает Mouser. Лампы – на известном аукционе и в on-line магазинах – они легко находятся поиском.
Насчет 6С17Б, 6C(3)4П – это хорошие лампы для своих применений 🙂 Технически они могут работать в драйверном каскаде для 2A3 и т.п., но для однотактных усилителей технический аспект – вторичен. Если исходить только из технического аспекта, то сама идея ламповых однотактов выглядит весьма сомнительно 🙂 Важны звуковые особенности, синергия – то есть применение ламп разработанных и (желательно) изготовленных в примерно одно время или хотя бы спроектированных по близким принципам. В этом случае итоговый звуковой результат может быть действительно очень интересным.
Насчет батарейки в сетке – посмотрите одну из первых статей на моем сайте.
С Уважением,
Виктор
Доброго времени суток.
Что вы скажете о раскачке лампы 2А3 лампой 6С7Б? Хорошо ли они станут в пару?
То же о 6С4П и 2А3? Не будет ли лампа с большой крутизной микрофонить?
Что вы скажете о применении в БП только неэлектролитических конденсаторов – пленка, бумага?
Что вы скажете о сеточном смещении – батарейка в сетке, катод заземлен?
Большое спасибо за комментарии.