Проект La Scala

Это один из тех моих проектов, на которые я возлагал особые надежды. Классическое рупорное НЧ звено – как оно должно звучать? О чем с таким восторгом говорят апологеты “чистого” рупорного звучания, что же все-таки такое эта так называемая “скорость” подачи НЧ? Все это не давало мне покоя. К тому времени я уже имел возможность послушать несколько НЧ рупоров- “ковшей”, но как-то не был особо впечатлен. По сравнению с ними онкен мне казался как-то более реалистичным и давал гораздо более глубокий, основательный  бас. В это время на cайте vegalab.ru прошел цикл статей уважаемого Петра о самостоятельном изготовлении НЧ модулей Klipsch La Scala.

Некоторое время я сомневался, а затем все-таки  решил попробовать. На форуме Klisch я раздобыл сначала широкораспространенный чертеж (а затем и его правильный вариант)  🙂 , закупил  оригинальные НЧ динамики, прочитал цикл статей и повторил расчет этой акустики. Согласно приблизительным расчетам, рупор La Scala очень компромиссный, с весьма упрощенным по форме каналом и предназначен, по всей видимости, для установки в угол. Ожидаемая частота среза на НЧ в этом случае  равна примерно 50 Гц,  на СЧ этот рупор более-менее эффективен до 400…500 Гц. По примерным расчетам  отдача такой конструкции могла получиться довольно  неравномерной.

Изготовление НЧ модулей заняло примерно месяц. Динамики – НЧ Eminence CW1526C,  СЧ-ВЧ звено я взял от onken,  конструкцию кроссовера  подсмотрел на сайте  Al Klappenbirger.

Некоторые измерения – частота резонанса динамика Eminence CW1526C в закрытом ящике – предрупорной камере = 45 Гц, первый резонанс рупора (определяется по ZЧХ) около 80 Гц, затем около 450 Гц есть небольшой “всплеск” фазы с переходом через ноль – вероятно это крайняя верхняя частота рупора.

Далее я приведу некоторые выдержки из нашей с Петром беседы на форуме vegalab.ru.
Петр: Вы можете написать о своём сравнении басовой секции La Scala и конструкции Onken? Напишите, какие “плюсы” и “минусы” были замечены Вами в той и другой конструкции. И какое всё-таки Вы можете окончательно принять решение – суммарно, по звучанию, какая конструкция Вас привлекает больше (Onken или La Scala)?
Думаю, информация о таком сравнении может показаться интересной для многих.)

Виктор: Немного о конструкции. Онкен- только НЧ звено, работающее до 500 или до 800 Гц, в зависимости от примененного динамика (с подстройкой, конечно) и рупорное СЧ-ВЧ звено в обоих случаях.
Онкен – глубокий, обволакивающий низ, бас практически как бы входит в комнату. Звук четкий, тонально ровный, мощный но – не то что бы медленный, но скорее как бы “не быстрый”…
La Scala – быстрый, сухой, хлесткий. Создается ощущение присутствия музыкантов – звучание струнных, контрабаса, духовых очень реалистично. Ударные локализуются непосредственно в комнате. Но – на некоторых сложных и плотных в НЧ спектре записях создается ощущение некоторой недоговоренности, временами брутальности, как бы грубоватой, неполной, упрощенной подачи. Похоже, что для полноты восприятия некоторой важной части НЧ спектра все таки не хватает.
Приведу пример. Два диска The Beatles – “Sgt Pepper’s Lonely…” 1967 и “Abbey Road” 1969. Так вот, на La Scala я “Sgt Pepper’s…” слушал подряд раза 3, и еще пару раз на следующий день. Сколько раз я слышал этот диск до этого? Думаю, 300-400. Но ТАК я его никогда не слЫшал… Но вот “Abbey Road”, который имеет более плотный спектр в НЧ диапазоне – более “органично” звучит на Onken. Старый джаз, или из нового – например известный диск Miles&Gurtu – на La Scala просто восхитительны. Если бы я слушал в основном джаз, классику – выбор в пользу La Scala был бы однозначен. Но спектр моих музыкальных пристрастий не ограничивается только джазом и классикой…

Петр: И (лично мне) очень интересно – как же всё-таки насчёт электрогитары… на Ваш взгляд, всё же, какая конструкция (Onken или La Scala) воспроизводит данный инструмент более корректно (интересно)?

Виктор: Обычную электрогитару и обычный бас La Scala воспроизводит очень натурально, быстро, “адекватно-похоже” на отличное живое звучание. Многим может показаться недостаточно так называемого “мяса” в басе – но верный живой звук обычно именно такой, без затянутости и бубнения. Слышны ньюансы исполнения, манера, тонкости и особенности игры.
Но, что касается расширенного баса – например пятиструнного, то при затянутых НЧ звуках (как раз характерных для игры на этом инструменте) La Scala явно пасует…Скажем так, пассажи Tony Levin’а не звучат…  Для их верного воспроизведения нужен совсем другой рупор 🙂 ….Да- пока не построишь Онкен, не поймешь, зачем нужна La Scala. Пока могу рекомендовать ее только любителям джаза и классики.

Если же говорить об универсальности и “уровне стилевой приемлемости”- то рекомендую онкен. Он звучит ровно, мощно, как бы стабильно. Думаю, что для большинства меломанов это именно то, что надо, а в комплекте с СЧ и ВЧ рупорами это просто сказка.

Но стоит послушать еще и НЧ рупор – как внутри просыпается аудиофил.  Да, звук неровный, то выбегает вперед, то играет из-за угла, то вовлеченно, то как бы отстраненно…. Но ранний Pink Floyd (Meddle) звучит просто потрясающе….В общем, известные противоречия между “разумом” и “чувством”. Для себя я пока (***в 2008 году) выбрал рупор, но не могу порекомендовать этого же другим…

 

На последнем фото – так выглядела моя система в процессе сравнения.

Затем некоторое время, я слушал такую конфигурацию (Декабрь 2008 года) –

На сегодняшний день – не рекомендую, не стоят затраченные усилия полученного результата.  В итоге все таки остались онкены. Надежды не оправдались.

Декабрь 2008 г.                                                                                        г.Владивосток

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *