Правильная Система. Часть 3. Акустика

В этой акустической системе я решил реализовать принцип “вариативности”, то есть возможность подстройки акустического оформления под свойства помещения и музыкальные вкусы владельца. Ранее я уже пробовал эту идею в наборе “Правильный Комплект” (см.статью от 08.08.2017), но в этот раз я пошел гораздо дальше 🙂 Этот “Правильный Комплект” собран на 12″ НЧ динамике Eton Orchestra и на 7″ коаксиальном динамике Tannoy (OEM).

Базовый вариант оформления – закрытый ящик. Для более оптимальной привязки акустики к особенностям помещения на задней стенке каждой АС сделано два отверстия, в базовом варианте закрытых заглушками. В отверстия может быть установлена ПАС (“Flow Resistor” от Scan-Speak) и (или) порт ФИ.

Размещение акустики и акустическое оформление

Рекомендации для размещения акустики в помещении для прослушивания – традиционны – не менее 1м от стен,  1.5…2.5 м между АС и 2…3.5м до слушателя с разворотом АС в сторону слушателя. Более точное расположение АС (угол разворота и расстояние от стен) постепенно подстраивается в ходе прослушивания, по наиболее четкому и ясному воспроизведению НЧ и СЧ. Предполагается, что помещение более-менее акустически подготовлено для прослушивания.

К комплекту акустических систем прилагаются порты ФИ (2шт с крепежными винтами) и 2 шт круглых ПАС “Flow Resistor” Scan-Speak.

Основное акустическое оформление  – Закрытый Корпус (“Закрытый Ящик” – ЗЯ). Это акустическое оформление отличается четким, ясным и “быстрым” воспроизведением НЧ. Недостатками ЗЯ являются относительно ранний спад АЧХ в области НЧ, что в большинстве случаев компенсируется свойствами помещения. При этом нужно отметить, что спад отдачи на НЧ для ЗЯ – практически равномерный и в итоге – полоса в области НЧ получается более широкой по сравнению с другими видами оформлений. На мой взгляд (и слух) это акустическое оформление наиболее оптимально и “универсально” для НЧ динамиков, примененых в этих АС и лучше всего подходит для длительного прослушивания.

Если же через некоторое время все-таки вдруг покажется, что НЧ должны быть более “фундаментальны” 🙂 , то акустическое оформление можно модифицировать до Корпуса с Фазоинвертором (ФИ) и (или) Корпуса с ПАС (Flow Resistor Box).  

Оформление ФИ характеризуется тем, что спад АЧХ в области НЧ начинается на более низкой частоте, чем у ЗЯ, но при этом ниже этой частоты спад более резкий, чем у ЗЯ. В итоге отдача в области НЧ получается более “выраженной”, но не такой “быстрой”, как у ЗЯ.

Для установки порта ФИ необходимо снять нижние заглушки (желательно их сразу пометить – левая и правая, верхняя сторона заглушки и нижняя сторона). Скорее всего, после установки портов потребуется некоторая коррекция оптимальной установки акустики в комнате.

Оформление ПАС в данной реализации – это нечто среднее между ЗЯ и ФИ, фактически это ФИ со сниженной эффективностью порта. Оно может быть интересно, если в ходе прослушивания захочется получить “эффектность” подачи НЧ немного ниже, чем у ФИ.

Для оценки изменений в звучания в отверстия портов можно временно установить ПАС Scan-Speak. Если подача и уровень НЧ в этом варианте устроит, то нужно снять верхние заглушки и установить ПАС в открывшиеся отверстия.  При этом порты ФИ нужно снять и установить нижние заглушки на место. 

Как один из возможных вариантов – я не исключаю конфигурации АС с установленными в верхние отверстия ПАС вместе с портами ФИ, установленными в нижние отверстия.

Немного измерений

График зависимости импеданса и электрической фазы акустики от частоты, вариант оформления “закрытый ящик”, правый и левый каналы:

График зависимости импеданса фильтров акустики от частоты + фильтры без нагрузки:

Графики зависимости импеданса динамиков акустики от частоты:

Как видно из графиков, в акустике установлены динамические головки с различающимися импедансами, это обусловлено в том числе и современными реалиями доступности компонентов. Для успешной “связки” динамиков с различающимися импедансами в одной АС логично применить фильтр последовательного типа, что я и сделал.

Моделирование АЧХ и фильтра.

Реальная АЧХ акустики (левый + правый каналы), снятая в месте прослушивания в типичном акустически подготовленном помещении “квартирного” типа, сглаживание 1/6 октавы.

Немного о конструкции корпусов

Корпуса сделаны из МДФ толщиной 22 мм, передняя панель – толщиной 32 мм. Вес одного корпуса – около 25 кГ. Там, где это требуется, внутренние поверхности стенок покрыты Шумоff, все поверхности закрыты синтепоном, углы и часть внутреннего объема в требуемой степени заполнены синтепухом. Синтепух надежно закреплен на (своем) месте при помощи специализированного клея.

Несколько Фото

PS И да – это, пожалуй был мой последний проектбольшой тяжелой напольной акустики”. Перехожу к искусству малых форм. 🙂

Март 2024 г.Владивосток

One thought on “Правильная Система. Часть 3. Акустика

  1. Здравствуйте, Виктор!
    Пользуясь поводом, хочу выразить Вам благодарность за аналогичную акустическую систему (и наверное не я один :)).
    Я долго искал акустическую систему, которая меня бы устраивала. Нравилось в основном то, что было очень громоздким и очень дорогим. 🙂
    И вот у меня акустическая система по Вашему принципу (и не только АС). 🙂
    У меня так же НЧ динамик, только вместо коаксиального динамика – широкополосник. Так же применены “Flow Resistor” от Scan-Speak.
    Звучание? Звучание такое, по моему мнению, как у Вас описано в «Является ли ваша аудиосистема системой уровня Hi-End?» (от 18.12.2012), лучше описать я не смогу. 🙂
    Не знаю, является ли эта система правильной, но мне нравится как она звучит. 🙂
    С уважением и признательностью,
    Николай

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *