Корректор собран по традиционной схеме, уже опубликованной ранее на моем сайте (см. “…пора поставить точку…”, статья 2020 года). Всего три каскада усиления с цепью сосредоточенной пассивной RC коррекции между первым и вторым каскадами. От опубликованной ранее схема этого корректора особых отличий не имеет, а вот некоторые особенности конструкции – есть 🙂
Во-первых, в корректоре установлены “универсальные” MC трансформаторы Hashimoto HM-3. Во-вторых, трансформатор блока питания установлен в одном корпусе с корректором.
Для того, чтобы такая компоновка получилась работоспособной, было необходимо применить ряд конструктивных решений. Ламповые панельки были смонтированы на специальных металлических площадках, закрепленных на стойках через виброгасящие прокладки. Таким образом, цоколь и большая часть ламп оказывается ниже уровня шасси, что дает некоторую защиту от наводок на их электродную систему и существенно снижает “микрофонный” эффект. Для дальнейшего снижения уровня наводок и помех в блоке питания применен тороидальный трансформатор, выполненный с пониженной индукцией сердечника, межобмоточным экраном и установленный в дополнительный внешний стальной экран.
Блок питания собран по традиционной схеме с транзисторным фильтром анодного напряжения. Накалы ламп первого и второго каскадов питаются выпрямленным стабилизированным напряжением постоянного тока. Накалы ламп 6SL7 включены последовательно, ножки “8” панелек ламп 6SL7 соединены между собой и присоединены на общий.
Схема корректора и блока питания:
Неcколько фотo:
Сентябрь 2023 г. Владивосток
Здравствуйте, Виктор!
Получается, что вы на данном этапе отказались от LCR коррекции в пользу традиционного и более простого решения?
С уважением,
Дмитрий
Дмитрий, добрый день.
По нынешним временам это скорее вопрос бюджета и сроков. Поэтому в итоге было принято решение о таком варианте. Кроме того, если вы может быть заметили – в этом комплекте я использую лампы современного производства.
Но в моей домашней системе – конечно LCR и винтаж 🙂
С Уважением,
Виктор
Виктор приветствую! Пару вопросов по публикации.
Конденсатор С3 в первой версии корректора был на номинал 0,1мкф а сейчас 0,47. Питание было выше +310В и накалы все питались от постоянки 6,3В. Сейчас вы решили снизить анодное напряжение, убрать дроссели 5Н и постоянкой питать толлько входные триоды. Чем обусловлено?
Спасибо за коменты!!
Игорь, добрый день.
В этот раз я заказывал трансформатор у дружественных китайцев. Они выполнили заказ очень качественно и быстро, но не совсем точно 🙂 , поэтому я применил такое решение, какого-то “особого” смысла в этом нет. То же и насчет межкаскадного конденсатора – он может быть емкостью от 0.15 и до примерно 0.68 мкФ , его емкость в некоторой степени влияет на ход АЧХ и ФЧК в области нижних частот. У меня были в наличии хорошие конденсаторы фольга+бумага+масло емкостью 0.47 мкФ, их я и применил.
С Уважением,
Виктор.
Спасибо за ответ Виктор! Я просто собрал всё по старой схеме и огорчился)). По блоку питания не ответили. У Вас полевик силовой в анодном питании не указан новой схеме.. Был IRF740.
Спасибо за ответ)
Игорь, IRF740 тоже подойдет.
Структурная идея схемы – три каскада традиционной схемотехники из учебника, первый и второй каскады на лампе со сравнительно высоким усилением и низким током покоя (0.5…2 mA), динамическое внутреннее сопротивление ламп – довольно высокое (десятки килоом), соответственно номиналы резисторов в цепи RC коррекции – так же десятки килоом, первый резистор – пара сотен килоом.
Третий каскад на лампе со средним коэффициентом усиления, с током покоя 5…10 mA , лампа включена катодным повторителем.
Такое схемотехническое решение (с некоторым пересчетом номиналов) довольно универсально и будет работать с любыми похожими по параметрам лампами – октальными, пальчиковыми или стержневыми (миниатюрными) в широком диапазоне напряжений источника питания.
Недостатки такого схемотехнического рашения – высокоомные резисторы, которые накладывают определенное ограничение на уровень шумов и требования к фильтру блока питания – уровень пульсаций должен быть ниже уровня шума, так как специальных мер по подавлению или компенсации пульсаций напряжения питания не предусмотрено. По этой же причиние накалы ламп питаются выпрямленным стабилизированным (то есть с низким уровнем пульсаций) напряжением постоянного тока. Выходной каскад не усиливает сигнал по напряжению, поэтому требования к питанию накала лампы этого каскада не такие строгие. Еще один недостаток – сравнительно высокая динамическая входная емкость первого каскада (~ 90pF) – может быть проблемой для некоторых MI картриджей, подключенных через длинный фонокабель с высокой погонной емкостью (>~100 pF/m). В случае работы с “винтажными” и подобными им ММ картриджами и ММ МС трансформаторами эта особенность не имеет особого значения.
Достоинства такого схемотехнического решения – самоочевидная простота и логичность схемы, отличная повторяемость и стабильность работы в широком диапазоне напряжений источника питания, при наличии запаса ламп для подбора по усилению и микрофоннму эффекту, а так же при наличии набора контрольно-измерительного оборудования – сравнительная легкость в настройке 🙂
С Уважением,
Виктор
Виктор приветствую! В данном варианте схемы корректора у Вас стоят резисторы в сетках входных ламп на 1кОм – чем обусловлено их применение?
Игорь, добрый день.
Как и в большинстве случаев – для предотвращения возможного самовозбуждения каскада в случае подключения длинного фонокабеля и (или) кабеля с большой погонной емкостью, “странной” организацией заземления и т.п., а так же в случае замены ламп.
В большинстве случаев – в системе с известным набором кабельной обвязки и при установке заранее проверенных и отобранных по характеристикам ламп эти резисторы не нужны.
С Уважением,
Виктор
Виктор, добрый день!
Получается, что “Coda” с источниками тока менее правильный усилитель? 🙂
С уважением,
Андрей
Андрей, добрый день.
Если подходить со стороны классической-традиционной схемотехники, то “правильный” – этот.
Если с более современной точки зрения – то “более правильный” – тот.
И тот, и этот – звучат замечательно, но с немного другими смыслами 🙂
С Уважением,
Виктор
Здравствуйте, Виктор. Я собирал фонокорректор по вашей схеме: “Весьма своеобразный корректор” (https://easytubeamp.ru/vesma-svoeobraznyj-korrektor/) звучит в принципе очень не плохо, единственное лампы я использовал вместо 12ax7 1579 (аналог 6Н9С), они мне по звуку понравились больше всего. Пробовал так же современные 6SL7GT (Tung-sol), они мне совсем не понравились, практически одно и то же что и 12ax7 того же производителя. Хотелось бы спросить у вас есть ли смысл переделать ту схему своеобразного корректора на вот эту новую, схемы похожи (практически только поменять номиналы резисторов-конденсаторов и третью лампу на 6sn7), возможно эта схема корректора более правильная?
С Уважением,
Михаил
Михаил, добрый день.
Интересный вопрос 🙂 Когда “Весьма Своеобразный” попал ко мне на осмотр и upgrade было условие, что тип ламп нужно сохранить, так как у владельца имелись запасные комплекты. Поэтому схема модифицировалась под 12AX7+12AU7.
Но, если придерживаться концепции построения 3-х каскадного RIAA корректора на триодах с высоким усилением и небольшим током покоя, с цепью сосредоточенной RC коррекции между первым и вторым каскадами – то, на мой слух, 6SL7 дают лучший звуковой результат. Почему так происходит – трудно сказать. Думаю, что играют роль несколько факторов – особенности конструкции электродной системы, более “правильное” распределение усиления между каскадами, лучшая линейность и, как следствие – более низкий уровень искажений. У меня почему-то в плане “звука” больше доверия к лампам октального (и локтального) типа. Так что да, в переделке смысл есть.
Кстати, одна из ближайших статей на сайте будет как раз о окрректоре на пальчиковых лампах, но это будут не 12AX7. 🙂
С Уважением,
Виктор
Здравствуйте, Виктор. Спасибо за ответ, мне то же нравиться больше звучание октальных ламп, значит буду переделывать. У меня ещё пару вопросов: Какие лучше применить резисторы? Когда собирал “Своеобразный корректор” я ставил почти везде резисторы Kiwame, но они у меня прогревались больше 4х месяцев, до прогрева звук был вообще вялый, динамики не было вообще. Я уже собирался менять их, но в один день всё заиграло как надо.
И ещё вопрос по поводу конденсаторов в цепи коррекции,какие лучше поставить? Сейчас стоят WIMA FKP2, звучат в принципе довольно нейтрально. В интернете многие советуют советские серебряные сгм, ссг, я попробовал поставить Silver Mica, но слушать их было невозможно, высоких частот было очень много.
Может можно у вас приобрести комплект резисторов и конденсаторов для этого фонокорректора?
Михаил, добрый день.
Я предпочитаю полистирольные рулонные фольговые конденсаторы, на мой слух они наиболее интересны.
По компонентам – все в резерве для очередных конструкций, запасов практически нет. 🙂
С Уважением,
Виктор