После изготовления Предусилителя “С3g+Hashimoto” у его счастливого владельца появилась идея, что стоит, пожалуй несколько “продолжить” усилительный тракт – то есть изготовить к предусилителю комплект оконечных усилителей мощности. Но – какие же оконечники предпочесть – ламповые или транзисторные ? После некоторого обсуждения было принято решение – сделать два комплекта – один на лампах, а второй – гибридный, с выходным каскадом на транзисторах. Для удобства в практической эксплуатации габариты каждого из моноблоков должны были быть не более 450x450x300 мм, внешне моноблоки должны выглядеть идентично. Такой подход к решению поставленной задачи мне наиболее симпатичен, и я взялся за работу с большим энтузиазмом. В итоге появилось две очень интересные конструкции.
1. Оконечные усилители – моноблоки. Гибридное Решение.
За основу была взята схема моего усилителя для наушников – Zen Hybrid. Усилитель двухкаскадный, однотактный, входной каскад – усилитель напряжения – на лампе, выходной каскад – усилитель тока – собран на мощных полевых транзисторах IRFP240. Поскольку предполагаемое минимальное сопротивление нагрузки составляет около 3.5 Ом, ток покоя выбран ~ 4A. При таком токе покоя ограничение максимальной выходной мощности в основном определяется габаритными характеристиками примененных радиаторов. Исходя из заданных (см выше) геометрических размеров, при размещении радиаторов на боковых сторонах корпуса и исходя из того, что при размещении усилителя в стойке с аппаратурой максимальная температура радиаторов не должна превышать 60 градусов (Цельсия :)) – расчетная выходная мощность получилась примерно 30W на канал. Для того, чтобы на выходной мощности 30W обеспечить полосу пропускания хотя бы 100 kHz, входной каскад усилителя напряжения должен обеспечивать на задающем напряжение смещения выходного каскада делителе напряжения и затворе транзистора IRFP240 сигнал с амплитудой напряжения не менее 15V и тока не менее 7 mA. Этим требованиям вполне удовлетворяет каскад по схеме SRPP на лампе 6Н6П.
Принципиальная схема усилителя – 2x2_Hybrid_Amp
Схема блока питания – 2x2_Hybrid_Amp_PS
Основные технические характеристики:
- Входное сопротивление, кОм = 10
- Выходное сопротивление, Ом <= 0.3
- Номинальное входное напряжение = 1V RMS
- Коэффициент усиления = 10
- Максимальное выходное напряжение на нагрузке 3.5 Ом >= 10V RMS
- Максимальная выходная мощность на нагрузке 3.5 Ом >= 25W RMS
- Полоса воспроизводимых частот на нагрузке 3.5 Ом при уровне выходной мощности = 0.9 от максимальной = 10Гц….100кГц
- Коэффициент гармоник, измеренный на нагрузке 3.5 Ом при уровне выходной мощности = 0.9 от максимальной (эталонная частота = 1 кГц) <= 1%, при этом уровень третьей гармоники меньше уровня второй более чем на 20 dB, уровень более старших гармоник достоверно измерить не удалось.
- “Взвешенный” уровень шумов и помех на выходе усилителя при закороченном входе <= 0.1 mV RMS
2. Оконечные усилители – моноблоки. Вариант на лампах. KT88 + Hashimoto.
Поскольку у Предусилителя C3g + Hashimoto организован балансный выход, обеспечивающий достсточное усиление и выходное напряжение сигнала не менее 15V я решил построить ламповый вариант моноблоков по двухтактной двухкаскадной схеме с балансным входом.
Принципиальная схема усилителя – 2x2_Tube_Amp
Входной каскад собран на NOS двойном триоде 6SN7GTB производства компании Zenith (USA) по балансной схеме с “заземленными” катодами. Коэффициент усиления каждого плеча каскада = 15, выбранный режим обеспечивает максимальное выходное напряжение не менее 90V RMS, что c более чем достаточным запасом гарантирует полную “раскачку” выходного каскада, который собран на подобранной по параметрам паре отличных лучевых тетродов Psvane KT-88 (Mark II), в триодном включении. В качестве выходного трансформатора я применил Hashimoto HW-60-5. На мой взгляд – на сегодняшний день это лучшие из серийно выпускаемых двухтактных трансформаторов, сочетающие отличные технические и музыкальные характеристики с превосходным качеством производства.
Схема блока питания – 2x2_Tube_Amp_PS
Основные технические характеристики:
- Входное сопротивление, кОм = 10
- Выходное сопротивление, Ом <= 1.5
- Номинальное входное напряжение = 2.5V RMS
- Максимальное выходное напряжение на нагрузке 3.5 Ом >= 9V RMS
- Максимальная выходная мощность на нагрузке 3.5 Ом >= 22W RMS
- Полоса воспроизводимых частот на нагрузке 3.5 Ом при уровне выходной мощности = 0.9 от максимальной = 20Гц….70кГц
- Коэффициент гармоник, измеренный на нагрузке 3.5 Ом при уровне выходной мощности = 0.9 от максимальной (эталонная частота = 1 кГц) <= 1.2%, при этом уровень третьей гармоники меньше уровня второй более чем на 25 dB, уровень более старших гармоник меньше уровня третьей на 20 dB.
- “Взвешенный” уровень шумов и помех на выходе усилителя при закороченном входе <= 0.5 mV RMS
Несколько Фото –
Июль…Ноябрь 2014 год г.Владивосток
Гибридный усилитель оказался популярным. Вот вариант исполнения – от Александра. По моему, интересное конструкторское решение корпуса и хорошая компоновка, получилось весьма неплохо.
Виктор, доброго Вам дня!
Хотелось бы узнать Ваше мнение про питание накала драйверных ламп постоянным или переменным напряжением. Как сказывается на звучании. Что лучше? Спасибо.
Добрый день.
Лучше, проще (и естественней 🙂 ) – напряжением переменного тока.
Но в некоторых случаях, например в корректорах или в усилителях для наушников – для минимизации помех гораздо проще выпрямить и иногда даже стабилизировать напряжение накала. В случае применения некоторых старых пентодов (6AC7, 6Ж4 и т.п.) в малосигнальных цепях в пентодном включении – без выпрямления накала добиться действительно малого уровня наводок просто невозможно.
С Уважением,
Виктор
Добрый день Виктор.
Возможно ли в данном варианте гибрида применить драйвер на 6922? Как Вы относитесь к резисторам с омедненными выводами, не проволочным а карбону или металоксидным (or metal film)? Те же Vishay. не дешевые есть Fe/Cu. Отправил Вам фото окончательного оформления Франкенштейна и усилителя на 6СВ5А. Работают идеально, особенно усилитель.
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
Драйвер на 6922 работать будет, но полоса по ВЧ при этом будет несколько уже. Очень хорош драйвер на лампе 5687.
Фото получил, размещу на сайте – если вы не против. 🙂
С Уважением,
Виктор
Еще раз добрый день.
Не против. У меня как раз есть парочка 5687! Потребуются какие-либо изменения в схеме? Все же по омедненным выводам что-нибудь можете сказать?
С уважением,
Алексей
В относительно низковольтных цепях со стабильным температурным режимом основное влияние на “звук” имеет не столько материал резистивного элемента, сколько качество изготовления и надежность контакта.
Если проблемы с качеством сведены к минимуму, то – на мой взгляд – предпочтение следует отдать Carbon Film, в том числе и с омедненными выводами.
В цепях где нужна большая мощность – проволочные, с силиконовым покрытием, с точностью не хуже 5% и минимально-возможным (из доступного) температурным коэффициентом. В частности, мощные Vishay ALSR, ALVR – то, что нужно.
Насчет 5687 – номинал катодных резисторов в этом случае = 120..130 Ом.
Добрый день Виктор.
Подскажите каким образом можно подключить Лундалы 1660 10мА и вообще имеет ли это смысл? Возможно ли транзисторы обоих каналов разместить на одном радиаторе – хочу радиатор разместить на задней панели деревянного кабинета (понятно, что с технической точки зрения проблем нет)
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
Я бы оставил LL1660/10mA для для ламповых конструкций, применение межкаскадных трансформаторов в гибридных усилителях не имеет особого смысла, конденсатор тут более “к месту”.
Гибридник – очень хороший универсальный усилитель и он может звучать сильно лучше, чем многие ламповые усилители – но не стоит ожидать от него “потрясающей глубины, утонченности и изысканности” 🙂 которые проявляют лучшие ламповые конструкции в комплекте с соответствующей акустикой. Транзисторы, к сожалению, вносят свой “вклад” и обуславливают определенный “потолок” качества звука. Гибридник может оказаться незаменим в случае необходимости работы с современной низкоомной многополосной акустикой со сложными фильтрами, с параллельно включенными НЧ динамиками небольшого диаметра и т.п. И, конечно, 6 транзисторов и 2 выходных конденсатора стоят дешевле, чем пара качественных выходных трансформаторов.
Насчет размещения транзисторов на одном радиаторе соответствующей площади – да, это возможно, никаких противопоказаний к этому я не вижу.
С Уважением,
Виктор
Добрый день Виктор.
Спасибо за информацию. Подскажите возможно ли Дженсены заменить на Fisher und Tausche? Лампа 5687 имеет два варианта питания накала, Антеки две накальные обмотки, какой вариант питания лучше? Antek производят аналогичные Plitron трансформаторы, возможно ли их применить или Plitron все же лучше? На какое напряжение стабилитрон в БП драйвера?
С уважением,
Алексей
Алексей,
С Fisher und Tausche дела не имел, но, судя по информации на их сайте компания интересная. Очень надеюсь на то, что немцы не подведут 🙂 По накалу 5687 – вполне можно подать 12 Вольт, а на вывод 8 (отвод от середины накала) подать смещающий потенциал.
Насчет трансформатора – Antek подойдет, например AS-05T200.
Стабилитрон в БП драйвера (между затвором и истоком) может быть любой маломощный на напряжение 15…18 Вольт , например 1N4744A.
С Уважением,
Виктор
Еще раз добрый день Виктор.
Я не уточнил, что вопрос по трансформатору касается питания выходного каскада, заменить Плитрон на Антек, например AN-5234? Для драйвера Антеки, именно эти, я уже купил:-)))
С уважением,
Алексей
AN-5234 можно попробовать, жаль нет модели AS-5234. Antek – хорошие трансформаторы среднего уровня, приличное железо, иногда бывают проблемы с качеством – часто путают цветную маркировку выводов. Plitron, конечно, совершенно другой уровень – очень плотная намотка + заливка и пропитка и, конечно прекрасное, качественное железо. Стоят своих денег на 100%.
Добрый день, Виктор. Имею повторитель на транзисторах IRFP150N с током 3А в источнике тока. После поиска лучшего варианта для транзистора в истоковом повторителе пересмотрел множество даташитов, критерии поиска были это максимально низкое внутреннее сопротивление канала при токах порядка 4А, и так же при этом иметь низкую емкость затвор-исток. и что не маловажно чтоб имел максимально линейную хар-ку емкости затвор-исток. Вобщем нашел линейку TrenchMV фирмы IXYS. очень многие тр-ры этой линейки по максимуму выполняют условия. например IXTQ200N10T имеет большую крутизну, максимально линейную хар-ку Crss при всех напряжениях сток-исток, доступен на aliexpress.com по ~3,5$. Что имеем – за счет увеличения крутизны – меньшее внутр. сопротивление усилителя при токе 4А ~ 0.08Om, соотв-но снижение искажений до ~0,01% при 10В выходного (ток 4А) – фактически слушаем только лампу, также вх. сопротивление практически одинаковое при любой вх. амплитуде – соот-но АЧХ одинакова и при низкой и при максимальной мощности. Попробуйте – не пожалеете 🙂
Вячеслав.
Вячеслав, добрый день.
Искусство схемотехники – искусство компромиссов 🙂
IRFP240 ==
Type MOSFET N-Channel, Metal Oxide
FET Feature Standard
Drain to Source Voltage (Vdss) 200V
Current – Continuous Drain (Id) @ 25°C 20A (Tc)
Rds On (Max) @ Id, Vgs 180 mOhm @ 12A, 10V
Vgs(th) (Max) @ Id 4V @ 250µA
Gate Charge (Qg) @ Vgs 70nC @ 10V
Input Capacitance (Ciss) @ Vds 1300pF @ 25V
Power – Max 150W
Mounting Type Through Hole
Package / Case TO-247-3
IXTQ200N10T ===
FET Type MOSFET N-Channel, Metal Oxide
FET Feature Standard
Drain to Source Voltage (Vdss) 100V
Current – Continuous Drain (Id) @ 25°C 200A (Tc)
Rds On (Max) @ Id, Vgs 5.5 mOhm @ 50A, 10V
Vgs(th) (Max) @ Id 4.5V @ 250µA
Gate Charge (Qg) @ Vgs 152nC @ 10V
Input Capacitance (Ciss) @ Vds 9400pF @ 25V
Power – Max 550W
Mounting Type Through Hole
Package / Case TO-3P-3, SC-65-3
С Уважением,
Виктор
Конечно согласен 🙂 но я думаю вы согласитесь, что Gate Charge (Qg) хоть и больше в 2 раза, но это заряд от полностью закрытого до полностью открытого канала, да и для класса А в режиме повторителя для нас это ни как не сказывается (это более важно для АБ)… что касается Input Capacitance (Ciss) – то для нас опять же в режиме повторителя тоже ничего страшного, эта емкость уменьшается в сотни раз и фактически будет равна около или даже до 100пФ, а вот Crss как раз нет. потому имеем фактическая вх. емкость = 12000*0,01+200(Crss)=320пФ(при DS=2.5V), для IRFP240 же имеем фактическая вх. емкость = 1950*0,01+700(Crss)=720пФ(при DS=2.5V) 🙂 а вот многократно большая крутизна при одинаковых токах – дает нам как раз то что для нас важно это многократное уменьшение КНИ… проверено на себе 🙂 что так же легко проверить (смоделировать) например в Miro-CAP (реальную вх. емкость рассчитать по вх. току затвора, и увидеть резкое до 0,01% уменьшение КНИ при доминирующей 2ой гармоники…). Но это конечно если ток приличный – 4А например. По крайней мере я поставил и не пожалел 🙂
Вячеслав, добрый день.
Звучит убедительно и многообещающе. 🙂 Пожалуй, IXYS попробую обязательно.
С Уважением,
Виктор
Добрый день Виктор.
Бес попутал, купил на выход конденсаторы Mundorf 33000uf 40 V 125″C Mlytic AG. Насколько возможно применение этих конденсаторов в качестве выходных? Какое рабочее напряжение оптимально для выходных конденсаторов в данном случае? Есть еще 6 шт китайских Nippon Chemi con KMQ 10000 uf 50V 105″C, в виньетке нет надписи Nippon Chemi Con (покупал как Чемикон). Какой вариант лучше применить? Трансформаторы купил Noratel 2*30V 300 VA. Использовали ли Вы китайские конденсаторы JB JFX?
С уважением,
Алексей
Еще забыл вопрос. На схеме выходного каскада указано R9…R11 0,5 ом – это суммарное сопротивление или каждого?
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
По резисторам – 0.5Ом это сопротивление одного. Соответственно, для тока покоя 2.4А (нагрузка 8Ом)- два резистора параллельно, для нагрузки 4 Ом – три резистора параллельно.
Насчет конденсаторов – Mundorf подойдет, хотя мне эта марка не очень нравится. Приготовьте пленочники для шунтирования 🙂
Рабочее напряжение выходных конденсаторов должно быть больше напряжения питания – 40 Вольт – на пределе. 63 Вольта = оптимум.
Китайские конденсаторы в “конечных” конструкциях не использовал, только на макете для отладки.
С Уважением,
Виктор
Добрый день Виктор.
Поставить Мундорфы это с ухудшением качества? Пленочники предполагаю использовать SCR. По трансформаторам Noratel можете что-нибудь сказать? На схеме драйвера отсутствует номинал конденсатора в цепи питания анода?
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
На мой субъективный взгляд (слух) электролиты Mundorf – “мутные”, скрадывают детали и делают звук слегка “ватным”. Их достоинство – отсутствие паразитных резонансов в СЧ-ВЧ области, поэтому их можно смело шунтировать пленочниками.
С трансформаторами Noratel не сталкивался.
По емкости конденсатора в цепи анода драйвера – от 100 до 200 мкФ, у меня установлен Jensen 200 uF.
По диодам – я применяю Vishay BYV26E (анод и т.п.) и сборку из двух диодов Intersil RURG3020 (низковольтные). Мостики – Surge 2W10M и GS GBPC2502.
С Уважением,
Виктор
Еще раз добрый день Виктор.
Какие еще диодные сборки и диоды Шоттки можно применить в блоках питания?
С уважением,
Алексей
Добрый день Виктор.
Спасибо за информацию. Виктор, подскажите достаточно ли по одному радиатору из анодированного алюминия 300*150*13 мм (будут расположены на задней панели каждого блока)?
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
Радиатор такой площади будет недостаточен. Очень приблизительно нужную площадь можно посчитать по номограмме здесь http://full-chip.net/soft-dlya-radiolyubitelya/47-prostoy-raschet-ploschadi-radiatora-dlya-tranzistorov-i-mikroshem.htm Под площадью понимается площадь основания и площадь ребер с учетом того, что у ребра две стороны.
Помните о разности температуры корпуса транзистора и кристалла и, конечно о температуре окружающей среды (в реальности в стойке с аппаратурой где-то 40 град.)
С Уважением,
Виктор
Добрый день!
Виктор подскажите что за прокладки под транзисторы вы использовали в данной конструкции моноблоков. (Цена/Где можно приобрести). А также интересен порядок цен на низковольтные трасформаторы Plitron и где Вы их приобретаете.
Александр, добрый день.
Прокладки керамические (оксид алюминия), например такие – http://www.digikey.com/catalog/en/partgroup/aluminum-oxide-ceramic/51058?mpart=4169G&vendor=59&WT.z_ref_page_type=PS&WT.z_ref_page_sub_type=PD&WT.z_ref_page_id=PD&WT.z_ref_page_event=DC_Link_Table
Так же встречаются и на ebay.
Трансформаторы Plitron можно купить непосредственно у Plitron, через их сайт http://shop.plitron.com/
Хорошего Звука!
С Уважением,
Виктор
Добрый день Виктор.
Стоит ли приобретать мостик 2w10m и сборки диодов Шоттки в “Чип и Дип”?
С уважением,
Алексей
Добрый день Виктор.
Спасибо за ответы. Виктор, подскажите какой серии пленочник Ничикон предпочтительнее и чем можно его заменить? Возможно ли испоьльзовать SCR или Solen Fast?
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
Nichicon серии AK (Q-Type). Очень хорошие, недорогие и качественные пленочники.
Заменить можно другим пленочным MKP – типа – (Wima, SCR, Audiophiler и т.п.)
Solen (Fast) в питании показывают себя несколько лучше, чем в качестве межкаскадных или выходных, но можно попробовать и их.
Обращайте внимание на “певучесть” СЧ, интонации голоса. Появившаяся вдруг “крикливость” и “истеричность” женского вокала – первый признак “перешунтирования” – нужно или заменить тип конденсатора или сильно уменьшить емкость.
С Уважением,
Виктор
Добрый день Виктор.
Виктор, можете что-нибудь сказать про пропиленовые конденсаторы Icel? Можно ли радиаторы покрыть порошковой краской (понятно что это уменьшит теплоотдачу), не нашел по разумной цене анодированных радиаторов, остановился на профиле Лигра АВ9011 – 4 шт по 150 мм длинной на моноблок (2050 см2 * 1,5*4)?
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
К сожалению, с конденсаторами IceL я не сталкивался. Судя по описанию – вполне обычные пленочные конденсаторы, как они поведут себя в аудио – в некотором смысле загадка 🙂 – нужно пробовать.
По радиаторам – по размеру это то, что нужно, покраска в черный цвет – не проблема. С одной стороны, добавляется тепловое сопротивление между металлом и краской, с другой – излучающая способность радиатора черного цвета несколько выше, чем серебристого. Если есть возможность – смело красьте в черный матовый, будет только лучше.
С Уважением,
Виктор
Добрый день Виктор.
Данные моноблоки планирую использовать с такой акустикой: http://s1.radikale.ru/uploads/2015/2/24/08552938d7841295d8d024da75647407-full.jpg
В данный момент среднечастотные динамики Sachsenwerk 8″ field coil. ощущение, что завалена середина и нет прозрачности, подключены без кроссовера, фильтры пассивные на НЧ и ВЧ. Можете высказать свое мнение по поводу динамиков Supravox: http://molotok.ru/supravox-shirokopolosnye-dinamiki-20-sm-i5104717331.html на роль среднечастотного звена? Нч – University C15W, ВЧ JBL 075.
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
Если выполнять СЧ звено в виде “большого” и сравнительно короткого рупора, то, по всей видимости – нужно учесть несколько моментов.
Эффективная работа такого рупора (то есть “усиление” отдачи и выравнивание ZЧХ) будет наблюдаться примерно от нижней расчетной частоты и далее вверх на 2…3 октавы. С повышением частоты эффективность будет уменьшаться, и в области высоких частот такой рупор будет иметь только “направляющий” эффект. Конкретный частотный диапазон зависит от конструктивных особенностей, но в самом общем случае Эффективная работа (+3…+8 dB) от 300 до 900 Гц, далее, до 5…8 кГц – эффективность будет уменьшаться.
Соответственно для получения ровной итоговой АЧХ такого СЧ звена без использования сложных фильтров, подходящий динамик для должен иметь АЧХ – “лесенкой”.
Так как у вас планируется еще и ВЧ звено, то подходящий СЧ динамик должен быть без ВЧ конуса (“виззера”), в реальных условиях он будет только мешать.
АЧХ “лесенкой” обычно характерна для динамиков с низкой Qts и с мощной магнитной системой.
То есть если применить Field Coil – то для получения желаемых параметров придется или перемотать катушку или реально “жарить” динамик, увеличивая ток подмагничивания выше рекомендованного значения.
Или – искать СЧ динамик без виззера, с большим и мощным магнитом (AlNiCo, Neo), бумажным диффузором и тканевым подвесом.
Supravox по приведенной ссылке – не подойдет.
С Уважением,
Виктор
Добрый день Виктор.
Спасибо за обстоятельный ответ. Вышеописанная система у меня уже работает, пока что это лучшее, что у меня было. Пищалка установлена вне рупора. Но.. середины мне не хватает! Виктор, подскажите насколько нужно увеличить ток подмагничивания (75 мА рекомендованный)?
С уважением,
Алексей
Алексей,
Без измерений что – либо конкретное посоветовать сложно, попробуйте на одной из колонок оставить только СЧ звено, включить женский вокал и постепенно увеличивайте ток. По идее, при исправном и “размятом” подвесе – на слух изменение звучания должно быть заметно очень сильно – звук должен “оторваться” от плоскости, должно создаться впечатление, что играет две колонки, а не одна.
Но не увлекайтесь – перегревать катушку выше 60..70 градусов не стоит.
Добрый день Виктор.
Попробовал по Вашей рекомендации увеличить ток. Получился удивительный эффект- внезапно появилась середина, почти то, что хотелось бы услышать. Блок питания позволил увеличить напряжение (ток) примерно на 20%, при этом катушки нагревались до 45-50″С. Если перемотать катушку проводом большего диаметра, при этом, при большем токе, будет меньшее напряжение, мощность же не изменится (в геометрии существующей катушки). Дальше для меня “темный лес” .
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
Насчет Field Coil – “правильное” подмагничивание – для меня тоже некоторая загадка. Дело в том, что для ВСЕХ динамиков такого типа, что были у меня на испытаниях, для получения приемлемой отдачи и более-менее ровной АЧХ приходилось увеличивать ток подмагничивания сверх рекомендованного. Не знаю, может что-то происходит со стержнем катушки и он меняет магнитные свойства после стольких лет хранения… Или, может быть предполагается, что стержень постепенно намагничивается и со временем тока нужно будет меньше 🙂
Магнитодвижущая сила = ток * число витков обмотки, поэтому, хоть и теплоотдача более толстого провода лучше но, вполне может оказаться что витков получится меньше и понадобиться существенно больший ток и полностью избежать нагрева не получится. Желательно подробнее поспрашивать у людей, часто мотающих трансформаторы. Но вообще, 45-50 градусов для Field Coil – вполне нормально.
С Уважением,
Виктор
Добрый день Виктор.
Подскажите в чем суть входа XLR в гибридном варианте?
С уважением,
Алексей
Еще вопрос. точку заземления шасси определяли методом “тыка”?
С уважением,
Алексей
Добрый день,
Предполагалось, что оба комплекта усилителей будет работать в одной системе, коммутация в которой уже организована вполне определенным и довольно дорогостоящим комплектом кабелей. Чтобы не “тянуть” и пересоединять дополнительные кабели проще и дешевле 🙂 установить XLR разъем.
В самом общем случае в нем нет особой необходимости.
Точка заземления выбрана возле “последнего” конденсатора фильтра повторителя, в непосредственной близости подсоединен “общий” с платы лампового драйвера и выходная клемма акустики. Выпрямитель не мостовой и силовой трансформатор очень хорошего качества, поэтому при таком расположении элементов варианта два – или с выводв “первого” конденсатора фильтра, сразу после выпрямителя или после “шины” – рядом с “последним” конденсатором фильтра.
С мостовым выпрямителем вариант заземления с минимальными помехами- только один.
С Уважением,
Виктор
Добрый день Виктор.
Будет ли достаточно мощности резисторов R6, R7, R8 выходного каскада 0,6 Вт?
С уважением,
Алексей
Добрый день,
R7 R7 R8 в выходном каскаде вполне могут быть мощностью 0.5Вт – токи, протекающие в цепи базы управляющего и в цепях затворов выходных транзисторов очень небольшие.
С Уважением,
Виктор
Добрый день Виктор.
В случае питания накала 5687 12В и подачи смещающего потенциала на вывод 8, нужны ли будут резисторы R5, R6 блока питания?
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
Да, в этом случае R5 R6 в блоке питания не нужны.
С Уважением,
Виктор
Добрый день Виктор.
Отправил Вам на почту фото своей системы. Виктор, подскажите каков уровень гибридных моноблоков в сравнении с усилителем на 6СВ5А? И каковы ламповые моноблоки в сравнении с усилителем на 6СВ5А?
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
По объемности и выразительности звучания однотактник на 6CB5 – лучше. В плане “основательности” в области НЧ и выходной мощности – гибридник лучше.
Относительно ламповых двухтактных моноблоков на трансформаторах Hashimoto – то на сегодняшний день этот комплект – пожалуй лучший из усилителей, собранных мной за все время.
С Уважением,
Виктор
PS Фото вашей системы добавил в галерею к статье про Frankenstein.
Еще раз добрый день Виктор.
Т.е. на НЧ (частота среза 350 гц), в мою систему гибриды самое то?
Мне не нужна мощность 22 вт, как показал опыт 10 вт вполне достаточно, возможно ли применить Hashimoto HW-40-5 (HW-30-5) или Sansui sm-30, без потери качества?
С уважением,
Алексей
Насчет гибридников -Да,
Насчет трансформаторов – в общем Да, незначительная (и скорее всего – малозаметная) потеря качества в области НЧ (при работе на широкополосную акустику) все-таки будет.
Добрый день Виктор.
Можно еще несколько вопросов?
1. Стоит ли покупать для этого проекта Sansui Sm-30 http://www.ebay.com/itm/SANSUI-SM-30-VINTAGE-OUTPUT-TRANSFORMERS-CIRCA-1960-FROM-WORKING-TUBE-AMP-PAIR-/151674048771?pt=LH_DefaultDomain_0&hash=item23507a5103 ?
2. Какого типа Black Gate предпочтительней и в каких пределах можно изменять емкость?
3. Возможно ли заменить Hashimoto PT270 без потери качества?
4. Какие лампы можно еще применить без потери качества?
5. Каков тип подстроечных резисторов в цепях смещения?
6. Изменением напряжения смещения резисторами R3 и R8 добиваются в КТ1 и КТ2 напряжения 0,7-0,8 V?
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
Насчет трансформаторов SM-30 – покупать их не стоит, более-менее серьезный усилитель на них не получится.
BlackGate – из старых запасов, Panasonic серии FM в качестве катодных конденсаторов – реально лучше.
Силовые трансформаторы Hashimoto по своему уникальны, без потери качества заменить их на другие не получится.
То же самое и насчет выходных ламп – или KT88-T PSvane Mark II или оригинальные KT88 от GE. С несколько худшим, но все еще хорошим результатом можно применить с Shuguang 6550A-98, но их придется приобретать с запасом, некоторый процент брака и(или) “разбега” характеристик – у Shuguang неизбежен.
Подстроечные резисторы с фиксирующей гайкой – старые Bourns, можно применить и наши СП3-9, СП3-16 – это их удачная копия 🙂
Насчет настройки тока покоя ламп выходного каскада – да, именно так.
С Уважением,
Виктор
Еще раз добрый день Виктор.
Спасибо за развернутый ответ. Black Gate сложно найти поэтому спрашиваю возможный разбег емкости и тип. На Ebay есть тип Std и емкости 10 мкф и 100 мкф, на Алиэкспрес тоже не совсем подходящая солянка.
С уважением,
Алексей
Да, еще забыл. 6SN7GT какого производителя лучше?
С уважением,
Алексей
По лампам входного каскада – Лично мне очень нравятся 6SN7GT от Raytheon, ну и традиционно – Zenith.
Шунтирующий конденсатор в катодах – емкостью от 220 (расчетное значение) и до 2700 мкФ. Panasonic FM 2200мкФ x 25В – вполне хороший вариант.
Добрый день Виктор.
Не подскажете где вы берете Hashimoto? По конденсатору Black Gate, я имел ввиду C1 22 uF в цепях смещения, трудно найти конкретно 22 uF, на напряжение 100V, в каких пределах возможно изменение емкости этого конденсатора? Интересно, если вместо Дженсена поставить батарею поликарбоната?
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
Hashimoto покупаю здесь – http://www.tube-amps.net/Whats_New.htm Отправляют из Японии, экспреcc-почтой EMS, особенности отправки в Россию им хорошо известны. 🙂
Насчет напряжения смещения – при нестабилизированном анодном оно должно “гулять” синхронно (или почти синхронно) с анодным, поэтому емкость конденсаторов фильтра напряжения смещения =22…47 мкФ – это максимум. Управляющая сетка ток практически не потребляет, поэтому ток в цепях смещения определяется номиналами регулировочных резисторов – их нужно выбирать так, чтобы ток через них был в пределах нескольких миллиампер. При кратковременном превышении напряжения сигнала напряжения смещения сетка начинает потреблять небольшой ток (0.5…1mA), при этом входное сопротивление лампы становится сравнительно небольшим (несколько десятков кОм) поэтому сигнал на сетке ограничивается, она перестает потреблять ток и отрицательное напряжение на конденсаторе фильтра смещения быстро восстанавливается.
Тип конденсаторов в фильтре смещения не принципиален, я применил BalckGate только потому, что они были в “тумбочке” и лежали без дела.
Насчет поликарбоната – можно попробовать, у меня пока такого опыта нет.
Был опыт полного отказа от электролитов и применения в цепях питания только пленочных конденсаторов. Опыт весьма неоднозначный – мне понадобилось несколько лет, чтобы осознать получаемый результат.
Хорошего Звука!
С Уважением,
Виктор
Добрый день Виктор.
Спасибо за развернутый ответ. Виктор, а Вы не пробовали заказывать Hashimoto напрямую в Японии, через сайт http://www.eifl.co.jp? Цены там вроде бы симпатичней. Можете дать рекомендацию по выбору Hashimoto, с целью оптимального использования денежных средств? Опыт эксплуатации показал, что 10 Вт для моей системы пожалуй максимум, я ни разу не слушал музыку при максимальной мощности (да и не факт, что у меня реально 10 вт), тем более, что эксплуатироваться система будет через двухполосный активный кроссовер и мощность для полосы более 10 вт явно не нужна. При этом не хотелось бы потерять в качестве. Так же, в области применения трансформаторов, меньших 60-5 нет ламп KT-88. Возможно ли с трансформаторами 25-5 или даже 15-5, с сохранением схемы и качества, использовать КТ-88 и получить на выходе 8-10 вт? В БП Франкенштейна один электролит, есть ли смысл часть пленочников заменить на качественные электролиты?
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
На этом сайте тоже покупал, похоже что заказы обрабатывает один и тот же человек 🙂
По трансформаторам – для KT88- 25-5 – это минимум, можно заменить выходные лампы на KT66, в этом случае возможно применить 15-8, ток покоя выходных ламп около 60mA, ожидаемая выходная мощность = 10…12Вт.
Насчет замены пленочников на электролиты…хм… – скажу так – вы должны внутренне почувствовать необходимость такой замены. 🙂
Хорошего звука,
С Уважением,
Виктор
Добрый день Виктор.
Подскажите Panasonic FM или FC?
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
При рабочем напряжении до 25 Вольт Panasonic FM – предпочтительнее. При более высоком рабочем напряжении (до 100 Вольт) – Panasonic FC.
С Уважением,
Виктор
Добрый день Виктор.
Таки заказал я 40-5. Виктор, подскажите какие конденсаторы лучше взять для этого проекта ( каких производителей и какие серии)? Есть Nippon Chemi-Con U36D 220 uF 550V, Vishay BC Component 193 9006 220 uF 500 V, подойдут ли эти? С катодными все понятно, есть FC 2200 35V.
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
Я бы рекомендовал United Chemi-Con (UCC) серии U3ХХ. Очень хорошие конденсаторы, только “греются” довольно долго. Jensen в этом плане более “быстрые” 🙂
Довольно интересный результат получается с Cornell-Dublier Electronics (CDE) серий 380LX, 382LX (500V), сейчас я экспериментирую с этой маркой.
С Уважением,
Виктор
Добрый день Виктор.
Подскажите, экран трансформатора Antek присоединен к заземляющему выводу сетевого разъема и он, в свою очередь, соединен с корпусом через винт крепления (без резистора)? Выводы выходного конденсатора алюминиевые? Все же можете что-нибудь сказать про Vishay BC Component 193 9006 220 uF 500 V?
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
Конденсаторы Vishay BC Component (500V) мне не очень понравились. Во первых, они несколько “медленные”, во вторых – без шунтирования небольшими пленочниками нормального тембра по ВЧ мне от них добиться не удалось. Я испытывал 470 uF x 500 V в выходном каскаде УМ.
Насчет подключения экранирующей обмотки трансформатора – все верно.
Выводы (под винт + лепесток) выходного конденсатора алюминиевые.
С Уважением,
Виктор
Добрый день Виктор.
Подскажите в чем заключается настройка гибридного варианта? Зачем нужен конденсатор С5 в выходном каскаде? Требует ли какой-либо настройки драйвер?
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
С5 нужен для того, чтобы убрать возможное “подвозбуждение” 🙂 источника тока при сложной нагрузке на выходе усилителя. Во многих случаях можно обойтись без С5.
Настройка выходного каскада состоит в установке режима выходного (“верхнего”) транзистора так, чтобы ограничение сигнала на эквиваленте нагрузке было бы симметричным.
Иногда я подстраиваю режим более точно, снимая спектр сигнала на выходе, но в самом общем случае можно обойтись и без этого.
Настройка драйвера состоит в проверке режимов по постоянному току и подборе ламп с идентичным усилением.
С Уважением,
Виктор
Добрый день Виктор.
Можно ли вместо Jensen Jt-11p4 применить JT-11p1?
С уважением,
Алексей
Можно, с учетом того, что итоговый коэффициент усиления драйвера будет в 2 раза меньше.
Добрый день Виктор.
Собрал моноблоки и испытал. Такое ощущение, что они минимум не хуже моего варианта на 6СВ5А (все же выходные трансформаторы от “Золотой середины”).
Слушал Даяну Кролл “Temptation”, на этой композиции “гибриды” однозначно переиграли. Окончательно не собираю, т.к. выявился один “косяк” – один моноблок слегка фонит, причем только при подключении кабеля от источника. Оба блока собраны одинаково, но фонит только один. Пытаюсь разобраться – чувствую, что наступает “когнитивный диссонанс” :-))) :-(((
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
Да, Гибриды – они такие 🙂
Если “земляной” провод соединен с корпусом, то посмотрите, не образуется ли “петля” между выходами источника, входами моноблоков и “землей” в разветвителе питания. “Землю” в питании (третий провод) моноблоков можно оставить не подсоединенной.
Очень рад, что у вас все получается.
С Уважением,
Виктор.
Добрый день Виктор.
Борьба с фоном продолжается, причем фонит только в стойке, вне стойки фона нет :-(((. Если не подсоединять “землю” в питании, то экран трансформатора соединить на корпус? Есть несколько вопросов по ламповому варианту. На фото видны конденсаторы Панасоник, каких серий возможно применение? Корпус соединен с общим проводом через средний контакт гребенки? На панели, где собран собственно усилитель, стоечка, соединенная с общим проводом, имеет контакт с панелью? Возможно ли применение подобранного квартета ламп Psvane UK KT88 HIFI Serie или Psvane KT88 HIFI Serie?
С уважением,
Алексей
Добрый день,
Насчет конденсаторов – Panasonic серии TS-HB, но в общем-то это не принципиально, в основном звучание определяется конденсатором ASC.
Экран трансформатора – на корпус. Общий соединен с корпусом в одной точке, через средний контакт гребенки. Панель, на которой смонтированы лампы соединяется с корпусом через стойки. Шина, которая смонтирована на панели, соединена с общим. Лампы Psvane могут быть и других серий, но KT-88 (Mark II) мне нравятся больше 🙂
С Уважением,
Виктор
Добрый день Виктор.
Т.е. варианты либо электролит попроще плюс ASC или CDE или Chemicon вышеуказанных серий без пленочника?
С уважением,
Алексей
Да, именно так. В данном конкретном случае я оставил ASC + электролит, поскольку акустика, с которой работает этот усилитель – низкочувствительная и сложная в “раскачке” (Verity Lohengrin), ASC смещает тональный баланс в более “светлую” сторону и придает звучанию желаемую “скорость”. Для высокочувствительной двухполосной акустики с простыми фильтрами вполне можно обойтись просто качественным электролитом.
Добрый день Виктор.
Можно ли применить лампы Psvane CV181-T MII (имеет ли смысл)?
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
Применить можно, но только для “эстетического соответствия”. По звуку CV181-T MII – уступают пока еще доступным за примерно такие же $$$ NOS Sylvania или Amperex 40…50-х годов. Кстати, наши 6Н8С от МЭЛЗ (с металлической юбкой и “круглой” маркировкой) – тоже хороши, но очень редко попадаются.
С Уважением,
Виктор
Добрый день Виктор.
Спасибо за информацию, Вы точно поняли суть вопроса! Я делаю эти моноблоки в открытом дизайне.
С уважением,
Алексей
Добрый день Виктор.
Я планирую использовать комплект гибридных и ламповых моноблоков с активным кроссовером Marchand XM126 (в конструктив внесены изменения – установлены аттенюаторы на трансформаторах Silk), не сталкивались с изделиями данного изготовителя? Можете что-нибудь сказать?
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
Коммутатор – регулятор с трансформаторами Silk STA-522A – постоянно находится в моей стойке с аппаратурой. Из минусов – довольно большой фазовый сдвиг на ВЧ. Из плюсов – очень удобен в практической эксплуатации, must have в системе, выстроенной по идеологии “короткого тракта”.
Однозначно явных звуковых преимуществ по сравнению с регуляторами DACT не выявлено. По звуковому почерку STA-522А – детальнее на ВЧ и “основательнее” на НЧ по сравнению с Sowter 1035.
С Уважением,
Виктор
Добрый день Виктор.
Спасибо за развернутый ответ. А по Marchandу можете что-нибудь сказать? Смущают печатные платы, с другой стороны отзывы положительные, вариант с балансными выходами, стоимость не дешовая, около 3000$. Есть мысли перемонтировать в варианте hook up (?)
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
С продукцией Marchand не сталкивался, поэтому подробно сказать ничего не могу. Исходя из информации на сайте – сделано очень грамотно. Насчет “перемонтажа” – думаю, что этого делать не нужно, схемотехнически фильтр – это устройство с глубокой ОС и из-за этого влияние способа монтажа на звуковые характеристики устройства будет незначительно.
С Уважением,
Виктор
Добрый день Виктор.
Спасибо за информацию. Возможно ли селектор входов сделать на реле, например Takamisava? В смысле укладывается ли это в идеологию и не будет ли отрицательного влияния на звук?
С уважением,
Алексей
Да, вполне возможно и на реле. В “идеологию” это укладывается, но с некоторым трудом – поскольку для реле будет нужен блок питания, то есть регулятор-коммутатор все еще остается пассивным, но источник питания для него все-таки нужен 🙂
Добрый день Виктор.
У Вас на фото лампового варианта входной сигнал подается через делители?
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
Вроде бы нет 🙂 Может быть, при отладке я добавил резисторы последовательно с сетками, чтобы была гарантирована устойчивость работы при длинном входном кабеле.
С Уважением,
Виктор
Добрый день Виктор.
Подскажите, если электролитический конденсатор в блоке питания изначально был установлен с неправильной полярностью, затем был установлен правильно, может ли он давать фон?
С Уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
Да, скорее всего этот конденсатор если и “выжил” то сильно потерял в емкости из-за разрушения оксидного слоя.
С Уважением,
Виктор
Добрый день Виктор.
Пришли Хашимото, корпуса готовы. Начинаю монтаж. Виктор Вы используете в качестве монтажных лепестки ламповых панелек (те, где свободные ножки ламп), насколько это допустимо?
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
Это вполне допустимо. Встречал такое и в промышленных конструкциях.
С Уважением,
Виктор
Еще раз добрый день Виктор.
Виктор, Вы отказались от варианта “подъема” накала? На фото не видно смонтированных R4, R5, C4, в то же время точка 1 соединена с землей?
С уважением,
Алексей
Да, просто отцентровал резисторами и среднюю точку – на общий. Этого оказалось вполне достаточно.
Добрый день Виктор.
Подскажите как у Вас соединены общие цепи блока питания и непосредственно схемы?
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
У ламповых моноблоков проводом – от общей шины к конденсаторам БП.
С Уважением,
Виктор
Еще раз добрый день Виктор.
Т.е. точка пайки не важна? В смысле ближе к входным цепям или наоборот?
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
Конечно будет правильнее присоединить ближе к выходным лампам.
С Уважением,
Виктор.
Добрый день Виктор.
Практически закончил сборку ламповых моноблоков и тут возникли сомнения. Корпус сделан из дюралюминия, верхняя панель оклеена шпоном, панельки и цоколь лампы будут очень близко к ней, как показано на фото. Не будет ли трескаться и отслаиваться шпон? Т.е., по опыту, можете сказать каких температур может достигать поверхность панели? C другой стороны видел полностью деревянные корпуса с панельками посаженными прямо на дерево, а корпуса из массива дерева однозначно клееные. 🙁
http://s1.radikale.ru/uploads/2015/9/11/3cdce78a37d9b0ce80b5ef1a1dbde1fa-full.jpg
http://s1.radikale.ru/uploads/2015/9/11/772273fb2990ee2d0df7721bdfa4ffbd-full.jpg
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
Получилось весьма интересно 🙂 Насчет поверхности не беспокойтесь, панельки и цоколь сильно не нагреваются, градусов 60…70 – максимум.
С Уважением,
Виктор
Добрый день Виктор.
Собрал один моноблок. С трудом настроил напряжение на катоде одной лампы 0,7В и другой 0,6В. Лампы куплены как подобранный квартет, немного б/у. Все остальные напряжения в норме. Пробовал переставлять лампы эффект тот же. Решил слушать. Первые минут сорок слушать не хотелось, затем что-то появилось. Итог – неоднозначно, буду пробовать другую пару ламп, на средних частотах слышится какая-то каша.
http://s1.radikale.ru/uploads/2015/9/15/b5f7efc10db180f3aaeffb3c2aa48942-full.jpg
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
Режимы должны устанавливаться без проблем, проверьте монтаж 🙂 и осциллографом проконтролируйте сигналы на сетках и на анодах выходных ламп.
Похоже, что в каком-то месте схемы возникает разбаланс.
С Уважением,
Виктор
Добрый день Виктор.
Спасибо за ответ. Виктор, сколько времени необходимо прогреться усилителю прежде чем выставлять напряжение на катодах?
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
Первоначальная настройка – сразу после установки высокого (1…2 мин), затем подстройка через 30-40 минут. Лампы новые, поэтому режимы будут “гулять” несколько дней, примерно через неделю можно установить режимы окончательно и затем контролировать раз в полгода или около того.
С Уважением,
Виктор
Добрый день Виктор.
Может ли у ламп из подобранного квартета по разному устанавливаться напряжение на катодах? Из проведенных экспериментов складывается впечатление, что слабым звеном моей системы, на данный момент, с учетом четырех моноблоков, являются динамики отвечающие за полосу средних частот – переделаны из телефункен field coil, очень нежные. Вы прообовали Аудио Нирвана 15″, а по поводу 8″ или 10″ широкополосников можете что-нибудь сказать?
C уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
Если сопротивления в катодах одинаковы и напряжение смещения одинаковое – то при идентичных лампах напряжения на катодах так же будут одинаковы. То есть проблема или в одной из ламп, или в монтаже, номинале элементов.
По динамикам – на Audio Nirvana ориентироваться не стоит. Обратите внимание на Tang Band (Neo).
С Уважением,
Виктор
Алексей, добрый день.
Скорее всего, емкость конденсатора в RC фильтре напряжения смешения слишком велика (или резистор в фильтре номиналом существенно больше, чем 1К). Нужно или уменьшить емкость, или зашунтировать ее резистором – что-то около 10..12К будет достаточно, тогда реакция на регулировку смешения будет более быстрой.
Насчет TB – сделаны качественно и по звуку – ближайший конкурент только Lowther, да и то с существенными уточнениями по оформлению. 1808 и 1772 – уникальные динамики, на мой слух – современные шедевры. Аналогичным AN до них очень далеко. 🙂
С Уважением,
Виктор
Добрый день Виктор.
По монтажу ничего не нашел. Резисторы Kiwame, подстроечники СП3-9, правда сделал глупость не подобрал пару а поставил без выбора :-), хотя у меня их шесть штук, потом я проверил – разброс сопротивлений от 22к до 27к. При настройке происходит такая вешь: настроишь напряжение на катоде одной лампы, начинаешь настраивать напряжение на второй – уплывает напряжение на первой. И так туда – сюда пока не нащупаешь оптимум. Осцилограммы пока не снимал, нужно перепрошить осциллограф.
Пока впечатление такое, что больше “мяса”, больше баса, чем у гибридов, среднечастотники конкретно не держат, хотя уровень сигнала ниже, но надо убрать “кашу”. Виктор, подскажите на какую модель Tang Band стоит обратить внимание?
(W8-1808?)
С уважением,
Алексей
ЗЫ: Виктор, чем хороши Tang Band?
С уважением,
Алексей
Добрый день Виктор.
Ошибся в десятичном знаке. Я не мог настроить 0,07в, не то что 0,7в. В RC фильтре 1 ком и 22 мкф. Шунтировал конденсатор 2,4 ком, удалось добиться 0,5в. До Rc фильтра напряжение смещения 75в. Видимо в моем варианте – лампы КТ-88 “Т” Psvane номиналы делителя должны быть другими. Виктор, подскажите где можно приобрести Tang Band, Partsexpress отказал.
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
Я, в свою очередь – ошибся при рисовании – регулировочные резисторы должны быть включены вполне традиционно – движком на сеточный резистор, напряжение смешения подается на верхний вывод. 🙂
Tang Band можно попробовать купить напрямую, на их сайте есть форма запроса. Или все-таки на PE- через посредника. На ebay они тоже встречаются.
С Уважением,
Виктор
Добрый день Виктор.
Спасибо за информацию. Сделал как Вы написали и моментально все настроилось и зазвучало. Вывод движка подсоединил к сеточному резистору (нужен ли резистор 130к?) напрямую. Напряжение смещения подал на верхний вывод. С ТВ вроде налаживается диалог. В варианте ТВ нужна ли будет пищалка? И будет ли резон его ” резать”? Может только активный фильтр на НЧ?
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
Резистор на 130К конечно нужен.
ВЧ динамик для TB не нужен, а учитывая его очень большой 🙂 физически возможный Xmax и очень малые искажения – и на НЧ можно не резать.
С Уважением,
Виктор
Зы. Активный фильтр на НЧ для басовой секции?
С уважением,
Алексей
Еще раз добрый день Виктор.
Я имел ввиду, что двух полосный активный кроссовер Марчанд в варианте сТВ, видимо, не нужен. Т.к. у меня фактически по два рупора на канал, во фронтальный рупор поставить ТВ, без фильтров, а басовую секцию подключить через активный НЧ фильтр. Прав я в своих рассуждениях?
С уважением,
Алексей
Да, так вполне можно сделать.
Добрый день Виктор.
1772 купил :-). Виктор, может быть сможете подсказать чем заменить University C15W, стоят в клонах S8 ?
http://www.geocities.ws/loudspeakerguru/UniversityClassic.jpg
Можете подсказать Вашу схему коммутатора и регулятора на трансформаторах Silk?
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
University можно заменить Klipsch – как старыми, так и новыми (Eminence OEM) – они вполне доступны на ebay.
Например — http://www.ebay.com/itm/Replacement-Woofer-Pair-for-Klipsch-Khorn-La-Scala-Cornwall-/370754574498?hash=item5652b1d8a2
Насчет Silk — Схема обычная, просто добавлен селектор входов – http://www.b2bthai.com/B2BMobile/ProductDetail?ID=256332&CompID=5590
С Уважением,
Виктор
Добрый день Виктор.
Спасибо за информацию. В статье про Аудио Нирвану у Вас упоминается Еминенс альфа в открытом оформлении, насколько достойный динамик? Динамики подбирать по близким параметрам Тилля-Смолла? К Университетам? Насколько важна величина BL ? Действительно ли чем больше, тем лучше для рупора?
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
Eminence Alpha один из немногих динамиков с хорошей отдачей пригодных для открытого оформления. Но что-либо другое для дома на них сделать проблематично 🙂
Во фронтальном рупоре динамик испытывает довольно существенные нагрузки, поэтому самым важным параметром является прочность диффузора и подвеса, так же желательно, чтобы резонансная частота была ниже частоты, с которой рупор начинает эффективно работать а итоговая добротность была небольшой (< 0.3) - в этом случае рупор хорошо демпфирует собственный резонанс динамика. Исходя из вышеизложенного 🙂 - без мощной магнитной системы - никак - то есть - хотим добиться высокой эффективности при прочном (и тяжелом) диффузоре - нужен мощный магнит. В "домашней" конструкции и (или) в случае низкоэффективного переднего рупора, работающего с 45...60 Гц (i.e. Klipsch La Scala) или в случае "заднего" рупора - требования к динамикам существенно проще. Собственно - основная проблема - состыковать с СЧ звеном, для этого, как правило, приходится экспериментировать с демпфированием задней камеры. Если известны TS параметры University, то подходящую замену будет найти гораздо проще. Что-нибудь из Eminence обязательно подойдет. С Уважением, Виктор
Добрый день Виктор.
Спасибо за развернутый ответ. В том то и дело, что по резонансной частоте и общей добротности можно подобрать, а вот BL фактор у Еминенс маловат, нужно порядка 25. Подходят B&C 15 TBX1000. Можете о них что-нибудь сказать?
С уважением,
Алексей
Алексей,
Вряд ли у оригинального динамика для University BL была больше 16.
Исходя их того, что акустика для дома, нужно подойти с критерием разумной достаточности.
B&C 15 TBX1000 – по моему для дома сильно “слишком”. Максимум – Eminence Omega Pro-15A 🙂
С Уважением,
Виктор
Eminence Kappa Pro-15LF-2
Добрый день Виктор.
Спасибо за информацию. Виктор, подскажите могут ли оригинальные University C15W в отличном состоянии соперничать с современными Eminence Omega Pro-15A?
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
C15W не играют так низко, как может бы иногда хотелось исходя из современных вкусов 🙂 но очень хороши в передаче мелких деталей в мидбасе. Omega НЧ отыграет без сомнения лучше, но возможно (возможно – но не обязательно, особенно в рупоре) мидбас будет несколько “проще”.
С Уважением,
Виктор
Добрый день Виктор.
Спасибо за ответ. Виктор подскажите какими проводами оптимально подключить динамики к моноблокам.
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
Я не смогу порекомендовать конкретную марку и модель, это зависит от очень многих факторов.
Лично я использую медные кабели Pro уровня, сечение 12AWG приобретенные по случаю на студии звукозаписи. Изоляция – вспененный полиэтилен, прослойка из волокна + внешняя гибкая ПВХ оплетка.
У меня нет проблем взять на тестирование какие- нибудь дорогие или очень дорогие 🙂 акустические или межблочные кабели. В результате многолетних тестов – остановился на обычном студийном варианте.
С Уважением,
Виктор
Добрый день Виктор.
Вот итоговый результат:
http://s1.radikale.ru/uploads/2015/10/16/711a03aada664edf04d11f7b8a8c0e96-full.jpg
Кроссовер Марчанд не впечатлил, без него Танг Банд поют лучше. Динамики Танг Банд то что надо, как и предполагал Университеты не дотягивают :-(((
Хочу собрать басовый кроссовер на 12AX7. Виктор, не сможете подсказать стоящиий ли вариант ламп Psvane 12AX7-T MKII.?
Вообще Танг Банд и ламповые моноблоки -песня! Но хочется добавить басов.
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
Итоговый результат – замечателен, очень за вас рад. Отличная система!
Насчет – Psvane 12AX7-T MKII вполне хороши, возможно лучшие среди выпускаемых в настоящее время.
Насчет Tang-Band – вот разберусь с текущими “хвостами” и опубликую статейку про АС на 4 шт 1772. (по 2 в одном корпусе). 🙂
С Уважением,
Виктор
Добрый день Виктор.
Спасибо за информацию. Комплектую сейчас нч кроссовер и пассивный усилитель с коммутатором, по “фэн шую” будет ли объединить их в один блок? Подбираю галетные переключатели, не сталкивались ли Вы с изделиями RFT? Sieden кусаются по цене, а чисто технически я не вижу особой разницы.
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
С изделиями RFT не сталкивался, но по виду – подойдут. Вероятно, у них придется “доработать” защелку, чтобы переключение происходило без особых усилий.
Насчет объединения кроссовера и коммутатора – регулятора – на мой взгляд, лучше этого не делать, будет гораздо проще наладить отдельные блоки. Мне кажется, что и в дальнейшей эксплуатации отдельные блоки будут удобнее.
С Уважением,
Виктор.
Добрый день Виктор.
Все детали для сборки коммутатора и фильтра НЧ подошли. Переключатели RTF технически, практически один в один как SIeden, только чуть жестче переключаются. Виктор, если сможете, подскажите как снять с коммутатора-регулятора (на трансформаторах Silk), с учетом того, что входы балансные и RCA, выход так же, фильтр – не балансный, т.е. на ламповые моноблоки пойдет балансный сигнал, на НЧ фильтр – небалансный и далее на гибриды. Есть парочка Jensen JT-11-EMCF.
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
С выхода регулятора правильнее брать небалансный сигнал, поскольку при балансном соединении выходной обмотки уровень на + и -, фазовая и частотная характеристики сильно зависят от положения переключателя. Поэтому в создавшейся ситуации 🙂 можно получить балансный сигнал из небалансного при помощи Jensen JT-11-EMCF.
С Уважением,
Виктор
Еще раз добрый день Виктор.
Т.е. сигнал на фильтр НЧ, небалансный, можно брать непосредственно с выхода Silk’ов, а балансный выход получить непосредственно на входе ламповых моноблоков?
С уважением,
Алексей
Алексей –
Да, так будет более правильно.
С Уважением,
Виктор