К концу 2017 года моя система обрела устойчивую конфигурацию о которой, пожалуй имеет смысл сказать несколько слов.
Акустика
Акустические системы построены по принципу “широкой середины”, трехполосные, с 15″ НЧ динамиками, 8″ СЧ динамиками и ленточными ВЧ динамиками.
При выборе размеров излучателей я исходил во-первых из того, что у меня была парочка отличных больших корпусов, которые нужно было куда-то приспособить. Во-вторых, мой недавний проект на 15″ Klipsch и 8″ ШП Tang Band произвел очень сильное впечатление и я решил “закрепить успех”. В-третьих, у меня совершенно случайно 🙂 появилась пара замечательных 8″ СЧ динамиков которые просто требовали срочной установки и тщательного прослушивания.
При выборе НЧ акустического оформления я считаю наиболее оптимальным применение ФИ или ПАС, в некоторых случаях – ЗЯ и еще реже – TL. Относительно TL (это же относится и к так называемому “лабиринту”) – это очень хорошее оформление, но найти подходящие для него динамики – проблема, на практике для достижения нужного уровня качества звука требуется очень особое сочетание характеристик. А в моем случае акустика должна быть еще и с высокой чувствительностью, что существенно ограничивает диапазон поиска. Поэтому я прекратил искать и начал делать – и остановился на оформлении ФИ, тем более, что имеющиеся у меня 15″ басовики идеально для этого подходили.
Итак, оформление НЧ звена – ФИ, 15″ Klipsch- подобные басовики от Bob Crites (Critesspeakers.com), эффективный внутренний объем ~ 160L, частота настройки оформления ~ 36Гц, Итоговая добротность ~ 0.8. Разделительный фильтр – первого порядка без дополнительных цепей коррекции. Чаcтота раздела ~ 330Гц.
СЧ динамик установлен в ЗЯ с ПАС – это мои личные предпочтения, на практике – ЗЯ это то, что необходимо и достаточно для большинства СЧ динамиков. На мой взгляд (слух) это самоочевидно, но вероятно все-таки требуются некоторое пояснения.
В последнее время получила распространение идея так называемого “открытого” оформления СЧ динамиков. Утверждается, что только открытое оформление дает “открытый, свободный” звук. 🙂 Да, действительно – динамик на небольшом экране или в открытом корпусе – дает эффектное, объемное звучание. Но, ввиду особенностей “поведения” динамика в открытом оформлении – он должен иметь большой запас хода подвеса диффузора (Xmax) и по этой же причине разделительный фильтр должен быть как минимум второго порядка, при этом частота раздела должна быть выбрана довольно высокой. И, конечно – применение корректирующих фильтров – обязятельно. Можно, конечно ничего этого не делать. Ведь это же так просто – конденсатор в качестве фильтра, а в качестве эелемента настройки – L-Pad, динамик – Fostex или AudioNirvana с Хмах ~1 мм и вот – получаете акустику, которая отлично играет джаз малых (и очень малых) составов. С остальной музыкой такая акустика будет принципиально несовместима – догадайтесь почему 🙂 Поэтому – ну что я могу сказать? Только то, что сказал на форуме AudioPortal лет 5 тому назад – “простота” открытого офомления – кажущаяся, а “открытость” звучания – лживая и однообразная, скрадывающая тонкости, размывающая истинный музыкальный рисунок. Но первое впечатление – да, эффектно и так …объемно. К сожалению, это именно тот случай когда первое впечатление – ложное.
Итак – СЧ звено на 8″ динамиках, оформление – ЗЯ + ПАС, частота раздела НЧ СЧ = 330Hz, СЧ ВЧ = 2500 Hz, фильтр второго порядка. Первоначально я надеялся поднять частоту раздела СЧ ВЧ хотя бы до 6 кHz, но некоторая “волнистость” и подъем АЧХ СЧ динамиков в этой области придавали звучанию однообразную истеричность, поэтому я понизил частоту раздела фильтра и применил делитель-аттеньюатор сигнала.
С ВЧ звеном все просто, я применил такие же ленточные динамики, как и в проекте “широкая середина”. Фильтр второго порядка, частота раздела = 3000 Нz, то есть эти динамики воспроизводят так же и часть СЧ диапазона. Частота раздела фильра ВЧ звена выбрана несколько выше, поскольку СЧ динамики имеют подъем АЧХ в этой области, а мне очень хотелось обойтись без дополнительных корректирующих цепей. Таким образом при помощи правильного выбора частоты раздела удалось сделать фильтр проще и эффективнее.
По звуку.
НЧ – быстры, подвижны, выразительны, глубоки и разнообразны. Никаких артефактов, которые обычно связывают с ФИ – не прослушивается. Поскольку порты у акустики расположены на задней стороне – некоторые из побывавших у меня слушателей посчитали, что это ЗЯ и было сказано, что дескать, “Да – вот он тот самый, узнаваемый настоящий быстрый, натуральный бас – характерный для оформления ЗЯ”. Сюрприз-Сюрприз 🙂
СЧ – объемные, “живые” и ровные, без проявления “сибилянтов” “шепелявости” и прочих характерных аудиофильских артефактов. Звук естественно “льется” объемен, глубок и очень реалистичен. Я бы сказал – временами даже пугающе реалистичен.
ВЧ – естественны, чисты и ровны. В этой области ленточные динамики вне конкуренции.
Некоторые измерения
Импеданс акустики с ВЧ звеном и без него
Импеданс акустики с портом, закрытым ПАС
Схема и часть результатов моделирования разделительного фильтра
Реальная АЧХ СЧ динамика в оформлении, без фильтра
АЧХ Акустики в помещении с фильтрами версии 1 (частоты раздела СЧ и ВЧ совпадают, аттеньюатора нет)
АЧХ с фильтрами версии 2, с разнесенными частотами и аттеньюатором
Подъем в области 100 Гц вызван влиянием помещения в точке проведения измерения.
Несколько Фото.
Список тем и вопросов, которые нужно изучить и над которыми следует подумать, перед тем, как браться за подобный проект.
- Зачем вам нужны широкая середина и высокая чувствительность
- Фильтры – можно ли обойтись без них
- Смещение резонансной частоты и изменение добротности в зависимости от амплитуды сигнала на катушке динамика
- Интермодуляционные искажения в области совместной работы НЧ и СЧ и СЧ и ВЧ динамиков
- Ограничение смещения диффузора СЧ динамика в НЧ области
- Какие фильтры выбрать – Типы фильтров, добротность, ход АЧХ в области раздела, ФЧХ.
- Согласование НЧ и СЧ, фильтры разных порядков, взаиморасположение НЧ и СЧ динамиков
- Влияние ВЧ фильтра на СЧ, взаимодействие импедансов
- Насколько ровным должен быть итоговый импеданс акустики
- Усилители со сравнительно высоким выходным сопротивлением, локальное увеличение импеданса акустики как способ “прояснения” звучания системы
- “Сшив” СЧ и ВЧ, фильтры и взаиморасположение динамиков, влияние на вертикальную и горизонтальную диаграммы направленности на ВЧ
- Alan Parsons Sound Check – тестирование акустической фазы на СЧ и ВЧ
Апрель 2018г. г.Владивосток
Спасибо!
Очень интересен Ваш проект. Не готов повторить его сразу, но хотелось бы разобраться и получить похожие результаты на другом размере НЧ динамика. Ждал информации по Вашему решению. (Это к “Спасибо!”, в первом сообщении ).