Иногда они возвращаются. Часть 4. Еще раз о 300В

За годы протекания “ламповой болезни” в процессе изготовления и отладки усилителей, мне удалось послушать несколько вариантов 300В, в том числе и WE выпуска 56 года. Причем схемотехнически усилитель был практически один и тот же и режимы подстраивались “один в один” (360V 80mA). К сожалению, это не было одним непрерывным прослушиванием, различные лампы периодически приносились и уносились, оставляя в памяти субъективное впечатление. Фундаментальная проблема в сравнительной интерпретации результатов субъективных впечатлений различных испытателей состоит как минимум в неоднозначной трактовке терминов “ламповый звук”, “неокрашенный звук” и избирательной слуховой памяти. Так, например если я слышу резкий и сухой звук и предполагаю высокий уровень 3-й гармоники, то другой эксперт может сказать что это всего лишь черезмерно выделенный тональный баланс в области “верхней середины” 🙂

Итак, из всех слышаных мной 300В самое плохое впечатление оставили JJ – звук сухой, резкий, высокие – “песочные”. Звук можно назвать в целом “тонально неровным”, а резкость ВЧ попытаться скомпенсировать кабелями.

Далее – Саратовки – очень хорошие лампы – чистый, ровный, объемный звук с немного жестким верхом. Аналогично, звучание на ВЧ можно исправить межблочниками и акустическими кабелями из хорошей меди.

Valve Art – звук – насыщенный, тонально неравномерен с явным акцентом в области НЧ. Высокие – вполне натуральные, исправлять ничего не надо. Объемность звука – средняя, примерно такая же, как у Саратовок.

Psvane 300B Mark II – очень насыщенный, равномерный звук. Высокие – мягкие и объемные. Возникает ощущение “динамики”, движения  и течения музыки. Музыка “льется”. Явно проявляется эмоциональная составляющая произведения, с первых аккордов звук привлекает внимание и заставляет слушать и думать. Одни из моих любимых 300B.

Sophia Electric 300B Mesh Plate – в целом похожи на Psvane за исключением некоторой “зажатости” звука. Впрочем, звук довольно мелодичный и “текучий”, на мой взгляд – “динамика” несколько занижена, даже относительно Светланок.

KR Audio 300B Baloon Type – пугающе ровная лампа. Тональный баланс (по сравнению, например с Psvane) – очень нейтральный, настолько, что сначала даже может показаться скучным и “эмоционально- сдержанным”. Но основная особенность, которая сразу “бросается в уши” – это сцена, объемная и одновременно структурная. Динамика звука – на уровне Psvane. Отличная лампа, которая пожалуй позволяет делать выводы о музыкальных произведениях “без прикрас”. Звук, исполнение – как на ладони. Слышно все, в том числе и недостатки драйверной лампы 🙂

WE 300B – еще более ровная тонально, чем KR Audio. Ньюансировки не просто тонкие, а микротонкие. Звук очень нейтральный, чистый текучий и одновременно динамичный. Динамика выше, чем у KR – и, на мой взгляд – это самое основное отличие между ними. Лампа мне очень нравится, но — не могу сказать, что звук, который она дает “мой” на 100%. И, естественно все, на чем в усилителе сэкономил – начинает “проявляться на слух”. Тот самый случай, когда конструкцию можно улучшать до бесконечности, пока не закончатся средства.

В итоге вполне однозначно выяснилась закономерность – чем ближе 300В к “оригиналу” тем звук более объемней, структрурированней и при этом нейтральней тембрально. То есть – если драйверный каскад не вносит “окраса” в тембры, то звук однотакта на 300В получается совершенно далек от того, что обычно называют “теплым ламповым звуком”. Он объемен, структрурирован и выразителен ровно настолько, насколько это присутствует в записи и “подается” так, как подает звук источник.

В этом – основное отличие однотактного выходного каскада на “хорошей” 300В от 6550/KT88, KT100, 807, 6CB5A  и им подобных ламп.

То есть получается, что звук “хорошей” 300B – наиболее близок к реальному звуку источника. А далее получется, что если этот вывод верен, то для проявления “истинного голоса лампы” схемотехника усилителя на 300В должна строится так, чтобы примененные решения сохраняли нейтральность звучания, не внося в схему элемента “случайности”. То есть – кенотрон как выпрямитель применять нежелательно, анодное напряжение нужно стабилизировать, режим работы выходного каскада устанавливать посредством фиксированного смещения и т.п.
Но – это только если “вывод верен”. Представленная ниже схема основана на этом предположении 🙂

300bse_sch_001

Блок Питания:

300bse_sch_002

Схема – предельно проста, основная сложность, возникающая при ее повторении – это грамотный монтаж и качественные комплектующие. По комплектующим – я рекомендую резисторы Kiwame или Panasonic, электролитические конденсаторы CDE и Panasonic.  Многооборотный подстроечный резистор – Bourns 3540S. Для получения желаемого чистого, ровного и нейтрального звучания противопоказано применение электролитических конденсаторов Mundorf, Black Gate, резисторов AudioNote и не имеет никакого особого смысла применение конденсаторов Jensen. Сокеты ламп – только тефлоновые  или, в крайнем случае – черные карболитовые с цанговыми позолоченными контактами. В качестве монтажного провода необходимо применять серебряную и (или) медную моножилу в тефлоновой изоляции (сигнальные и вспомогательные цепи) и качественный посеребренный провод в тефлоновой изоляции (например Belden серии 83) – в цепях накала и питания. По трансформаторам – очень желательно применение трансформаторов, указанных на схеме. При крайней необходимости и ограниченном бюджете возможно применение трансформаторов Hammond (126B(C) – межкаскадный, 1630SEA – выходной, 373EX + 266L(M)16 анодный и накальный).  Конструктивно усилитель необходимо оформить на стальном, алюминиевом или медном шасси.

Вполне возможен и другой подход – составить схему таким образом, чтобы на звук усилителя существенное влияние оказывали вспомогательные элементы, подобранные на слух по вкусу автора. Применить кенотрон, автоматическое смещение, “винтажные” конденсаторы и т.п. Такой подход очень интересен и вполне допустим, но звук такой конструкции будет исключительно авторским и, в общем-то не очень-то соответствующим истинному “звуку” той или иной выходной лампы. Вот хороший вариант:

300bse_sch_003

В принципе при грамотном подходе ничто не мешает скомбинировать эту и предыдущую схемы в нужной пропорции.

На этом тему 300В считаю для себя раскрытой полностью 🙂

 Сентябрь 2016г.                                                               г.Владивосток

5 thoughts on “Иногда они возвращаются. Часть 4. Еще раз о 300В

  1. Здравствуйте, Виктор.
    Возможно, ли использовать в качестве входного трансформатора Hammond 140UEX.
    С уважением, Валерий.

    • Валерий, добрый день.

      Да, Hammond 140UEX можно применить в качестве входного трансформатора.

      С Уважением,

      Виктор

  2. Здравствуйте, Виктор.
    Не смогли бы Вы привести изменения в Ваших схемах для 2А3?
    Для автоматического смещения и кенотронного питания.
    Стоит ли применить здесь в качестве драйвера SRPP на 6SL7?
    С уважением,
    Николай

  3. Виктор приветствую!!! При применении параллельного включения выходных ламп 300В какое нужно сопротивление обмотки (нагрузки) выходного трансформатора?

    • Игорь, тут все сравнительно просто.

      Внутренее динамическое сопротивление при параллельном включении – почти точно в два раза меньше, соответственно и приведенное сопротивление первички можно выбрать в два раза меньше.
      Для 300В – например 1.75 кОм вместо 3.5 кОм. Но следует учесть, что в этом случае выходная мощность будет выше, но выходное сопротивление останется практически таким же, как и в случае с одной лампой.
      Если же выбрать приведенное сопротивление первички такое же, как для одной лампы – то выходная мощность останется примерно такой же, но выходное сопротивление будет примерно в два раза ниже. “Примерно” – потому что сопротивление обмоток постоянному току у трансформатора с Ra = 1.75 кОм (Ia1,2 =~ 80+80=160 mA) и Ra = 3.5 кОм (Ia = ~ 80 mA) будет разное, и это внесет свои коррективы.

      С Уважением,
      Виктор

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *