Berkeley Audio Design Alpha USB – то это внешний интерфейс для воспроизведения цифровых фонограмм при помощи компьютера и ЦАП. Устройство пока еще довольно редкое, вызывет неподдельный интерес и бурно обсуждается на doctorhead.ru B 2011 году этот конвертор поставлялся только под заказ и найти свободный экземпляр у дистрибуторов было невозможно, тем не менее мне поступила пара заявок на поставку. Поставка заняла несколько месяцев, и вот, в феврале 2012 года экземпляр устройства попал в мои руки. Конструктивно Alpha USB представляет собой небольшую металлическую коробку размером примерно 26 (ш) х13 (г) х 6(в) см. На задней панели расположены вход USB, и выходы – SPDIF коаксиальный разъем BNC и XLR разъем AES / EBU. Режим работы USB – асинхронный, поддерживаемый формат цифровых аудиоданных до 24/192, для воспроизведения на Windows-компьютер устанавливается драйвер. Особое внимание при разработке было уделено помехозащищенности – так, порт USB полностью гальванически развязан от других узлов, а для более точной синхронизации выходных данных применен буфер, управляемый микроконтроллером. Для синхронизации работы микроконтроллера и тактирования выходных данных применены прецизионные кварцевые генераторы. Berkeley утверждают, что кристаллы требуемой точности изготавливаются только на заказ. Блок питания – встроенный, трансформаторный с линейными стабилизаторами и легко переключается на напряжение 220V.
Я сравнивал звучание Berkeley c тремя аналогичными устройствами- Audiophileo 1, USB Flamеnco и модифицированным USB TerraLink. При сравнении была цель не столько выяснить – какое устройство “лучше”, а услышать и понять – в чем, собственно отличие. 🙂
Для сравнения использовался мой тестовый ноутбук Toshiba Satellite U305 (процессор Т2310, память 4Gb, ОС Windows 7, программный плеер foobar2000 v 1.1.11, файлы воспроизводились с внешней USB “флэшки” емкостью 16Gb. При тестировании компьютер работал от аккумуляторов. Воспроизводился ряд хорошо известных мне записей, в основном Master Tapes и официальные Hi-Res релизы.
При тестировании я обычно обращаю внимание на “фокусировку” звучания, то есть насколько стабильна звуковая картина, не перемещается и не “расползается” ли она в зависимости от темпа, количества звучащих инструментов, голосов. Затем я обращаю внимание на натуральность, естественность тембров, формирование “сцены” – то есть разделение звуков по уровню и расположению их пространстве, оцениваю так называемую “динамику” – то есть способность устройства выразительно передавать ритмические и громкостные контрасты музыкального произведения. После чего я фокусируюсь на музыкальных образах. Как правило, музыка, сочиненная с неким замыслом, “посылом” у меня вызывает вполне определенные эмоционально- зрительные ассоциации. На мой взгляд невозможно полноценно оценивать музыкальное произведение “абстрактно”, без учета характерных особенностей личности композитора, исполнителя.
Все представленные устройства показали себя очень хорошо. Сразу выявилось две группы – это TrraLink и USB Flamenco c одной стороны и Alpha USB и Audiophileo – с другой. Устройства из первой группы – отличные USB конверторы, с четким, стабильным и предсказуемым звучанием. Настолько предсказуемым, что их трудно идентифицировать. Сцена сфокусирована, инструменты четко разделены, тембры – определены в рамках своих диапазонов. Марш – играет, солдаты – маршируют. Четкий, динамичный, выверенный, правильно – студийно – лабораторный звук. Что, в общем-то – хорошо, поскольку при формировании звучания своей системы дает прекрасную возможность практически исключить из рассмотрения вариантов источник, и уделить все внимание усилителю и акустике. Устройства второй группы – это индивидуальность и характер. Audiophileo, пожалуй, отражает концепцию звука 90-х – музыка подается густо, насыщенно, даже слегка напористо. Звучание плотное и одновременно детальное. После продолжительных сравнений мне показалось, что все-таки тембры несколько так сказать, “микро-синтетичны”, часто возникало такое ощущение, что как будто какой-то очень-очень тонкий тембральный ньюанс не “доигрывается”, теряется.
Berkeley Audio – совсем другое, это скорее аналоговый звук конца 60-х в самом лучшем его проявлении. Тембральная выразительность, тщательнейшая прорисовка музыкальных деталей и тональных переходов между ними. Прекрасная тембральная точность, музыкальная ткань практически осязаема…. Система звучит так, что ловишь себя на мысли, что слушаешь не компьютерный файл, а виниловый тракт высшего уровня. Богатство открывшихся вдруг тембральных переходов, в казалось бы уже сто раз слышанном произведении – просто поражает. В некоторых старых записях (особенно это касается Master-Tapes) вдруг обнаруживается рабочий фон – где-то очень тихо, буквально чуть-чуть выше уровня шума ленты стали слышны некие студийные артефакты, копир-эффект… Или, например на записи скрипичного дуэта отчетливо слышно, как исполнитель нечаянно задевает рукавом за пюпитр… Супер. The Dream Weaver. Я практически готов заказать наклейку на заднее стекло свое машины – “I love Berkeley Audio Design Aplha USB”.
Март 2012 год г.Владивосток
Замена разъема BNC на RCA –
Примечание – балансный разъем разборный, металлическая окантовка отсоединяется при помощи поворотной защелки, расположенной внутри. Для разборки понадобится тонкая отвертка.
Январь 2015 год г.Владивосток
Где такой можно купить?
В США у официального дистрибутора 🙂 Я могу купить для вас, подробности по е-mail: andrvic@gmail.com
В мае 2013 года в России появился официальный дистрибутор техники Berkeley Audio. Подробная информация – на сайте производителя.
Прекрасный обзор, небольшое уточнение, как я понимаю в тесте принимал участие TeraLink X2 modding A&B System, т.к. других версий в модинге, мне не встречалось, собственно и эта достаточно редкая.
Второй момент, при достаточно большого количества фото, ни на одной не видно, на каком именно стабе собран блок питания Berkley Alpha USB…:-(
Есть есть инфа по данному вопросу, было бы весьма интересно узнать из достоверного источника.
Добрый день,
Я конечно могу открыть свой Berkeley USB и посмотреть, но по виду IC и двум резисторам- это классический трехвыводный регулируемый стабилизатор серий LM/LT (317, 1084 и т.п.) Мне почему-то кажется, что секрет Berkeley – не в стабилизаторе 🙂
С Уважением,
Виктор
Спасибо, Виктор за Ваш ответ, если специально, ради того, чтобы узнать маркировку стаба, понадобиться вскрывать аппарат, то, наверное не стоит… Надежда была на то, что у Вас сохранилась более полная фотосессия и на какой-нить из невыложенных фото, можно будет таки разглядеть и получить точную инфу.
Интересно, что при таком, достаточно прогрессивном подходе при создании этого, действительно выдающегося устройства, блок питания выглядит достаточно простым (типовым) с минимальным количеством элементов без должного акцента на аудиофилию….
С ув. Александр.