В январе прошлого года ко мне обратился один известный форумчанин с просьбой посмотреть и, может быть что-нибудь сделать с усилителем Woo Audio WA-22. Удивительно, но точно так же, как это уже было с усилителем WA-5 – звук этого “изделия” меня очень неприятно поразил – плоский, невыразительный, вялый и вообще – какой то серый… Kак же это, что же нужно было сделать, что бы усилитель на лампах звучал ТАК ? Открываю корпус, внимательно смотрю —
На первый взгляд – выглядит все вполне прилично, конденсаторы конечно – самые простые но вполне в пределах допустимого. Некоторую озабоченность вызвали выходные трансформаторы – на мой взгляд, в наборе применено слишком уж толстое железо. В общем, нужно разбираться в схемотехнике. Срисовываю приблизительную схему —
И вот тут-то у меня и возникли вопросы. Во-первых, получается, что при подключении небалансного источника сигнала половина выходного каскада “отдыхает”, то есть фактически каскад работает в однотактном режиме, “нижняя” по схеме лампа выходного каскада выполняет роль управляемого источника тока, компенсирующего намагничивание выходного трансформатора. Во- вторых, нагрузка усилителя подключена по небалансной схеме.
Итак, WA-22 – помимо того, что не является балансным усилителем, в случае подключения небалансного источника сигнала – строго говоря, не является и двухтактным усилителем. При этом известная дилемма между выбором оптимального режима лампы выходного каскада для однотактного и (или) двухтактного включения никак не решена, то есть просто проигнорирована.
Таким образом, в случае работы усилителя от небалансого источника выходной каскад работает в совершенно не оптимальном режиме, примерно с 6% гармоник на выходе при максимальном сигнале. Более того, режим работы входного каскада – так же как и в усилителе WA-05 – выбран не оптимально -анодная нагрузка слишком велика, а ток покоя слишком мал. Помимо этого, усиления первого каскада совершенно недостаточно для полной раскачки выходного каскада. Измерение характеристик выходных трансформаторов показало, что при более-менее приличной индуктивности первичной обмотки (~ 20H @ 50Hz) КПД ( по всей видимости, из-за черезмерно толстых пластин набора сердечника) на частоте 500 Гц не превышает 80%.
Вывод – даже при самых прекрасных комплектующих и лампах звучать “так, как можно было бы от него ожидать” этот усилитель не будет никогда. В общем – очередной красивый корпус и набор комплектующих от Woo.
Было принято кардинальное решение – полная переделка, с оптимизацией конструкции под высокоомные наушники. Конфигурация схемы такая – двухкаскадный усилитель с входным каскадом на высоколинейном триоде 6J5 и с выходным каскадом на высоколинейном прямонакальном триоде #45, в качестве выходных трансформаторов применить Hashimoto HL-10K-6, вторичные обмотки которых позволяют подключить нагрузку по балансной схеме.
Разбираю, рассверливаю, собираю, прослушиваю –
Схема нового варианта усилителя –
Первый каскад – традиционный каскад с резистивной нагрузкой, рабочая точка выбрана в линейной области – напряжение на аноде = 100…110V, ток покоя 4.5…5mA. Поскольку запаса усиления для “раскачки” выходной лампы – более, чем достаточно, то я принял решение не шунтировать резистор смещения в катоде лампы первого каскада.Второй каскад каких либо особенностей не имеет, режим так же выбран в линейной области – напряжение анод-катод = 200V, ток покоя = 30mA. Накал ламп выходного каскада питается выпрямленным и стабилизированным напряжением постоянного тока. Стабилизатор собран на интегральной микросхеме LT(LM) 1084. Нити накалов ламп первого каскада включены последовательно и питаются от обмотки силового трансформатора напряжением переменного тока 12.6V.
Блок питания собран по типовой для моих конструкций схеме и особенностей не имеет. Напряжение источника питания, номиналы некоторых резисторов, марки некоторых элементов, особенности коммутации входных и выходных трансформаторов на схеме не показаны или указаны не точно – во многом специально. Маленький прямонакальный триод # 45 – лампа, имеющая множество неожиданных тонкостей в “аудиофильски – правильной” реализации и поэтому адекватное повторение этой схемы возможно только серьезно подготовленными DIYer’ами.
г. Владивосток январь – сентябрь 2015г.
P.S. К сожалению, судьба этого усилителя сложилась не очень удачно. Он радовал счастливого владельца своим замечательным звуком несколько месяцев, пока не проявился последний “сюрприз производителя” – в первичной обмотке силового трансформатора произошло межвитковое замыкание. Еще один повод задуматься о качестве изделий Woo Audio.
P.S.S.В ходе реализации этой конструкции по ходу дела я отмакетировал – на мой взгляд – ультимативный усилитель “предельного уровня качества” для высокоомных (от 150 Ом) наушников. Это однокаскадный трансформаторный усилитель, балансный вход, балансный выход. Назвал его – Zen Guru. Схему опубликую чуть позже.
Правильно ли понимать, что W22 изначально более для высокоомных наушников подходит? И после переделки тоже? Тугой изодинамикой поперхнётся?
В общем, разделали Вы его “как Бог черепаху”, только “панцырь” и остался… Единственный родной силовичок, и тот впоследствии сгорел.
Кенотрон, я так понял был ликвидирован. То есть блок питания полупроводниковым стал. Тому аргументы наверно есть, кроме того что это типичное Ваше решение? Вроде по фэн-шую ламповому усилителю – ламповое питание должно быть. Или фэн-шуй не прав?
Александр, добрый день.
По 風水, строго говоря нужно располагать компоненты в корпусе 🙂 Если руководствоваться здравым смыслом, то применение тороидального трансформатора в сочетании с кенотроном – очень странно. Кенторон это всего лишь выпрямительный диод с определенными свойствами, а именно – сравнительно высоким динамическим сопротивлением, существенно отличающимся для разных марок и большим потреблением по цепям накала. Для трансформаторов, выполненных на середечниках из обычных сталей с низкой коэрцитивной силой и с обмотками, расчитанными на высокую индукцию в сердечнике – применение кенотронов это единственный способ избежать насыщения сердечника и получить на выходе более-менее качественное питание с небольшим уровнем помех. Если трансформатор выполнен на хорошей стали и рассчитан верно – то применение кенотрона не даст никакого преимущества, а просто “превратит в тепло” примерно 25Вт мощности силового трансформатора. Что касается WA-22 – задуман он неплохо, но с комплектацией и производством что-то пошло не так. Основная проблема – выходные трансформаторы – сердечник явно “не тот”, вероятно это повлияло на выбор режима работы ламп выходного каскада – ну а дальше получилось то, что получилось.
С Уважением,
Виктор
О, реально интересно! Получается что тороидальные более эффективны, нежели Ш-образные? Впрочем, это я знал, так что вопрос риторический. Не знал про особенности кенотронов. А вот где то натыкался на аргумент в пользу Ш-образных питающих трансов в пику тороидальным. Вот только забыл в чем именно Ш-образные оказались лучше торов.
вспомнил где: в статье про Shiit Audio, дескать они применяют в своих аппаратах только Ш-образные и не просто так.
При прочих равных – Ш- образные сердечники конструктивно имеют технологический зазор (пластины невозможно собрать очень плотно) и по этой причине дают меньше искажений при насыщении, хотя и более габаритны. Но – состав искажений при насыщении определяется качеством стали. На Soundex есть длинная дискуссия с графиками по этому вопросу. 🙂
По WA-22 – я действовал в рамках заданного бюджета, возможности для “маневра с трансформаторами” были в некоторой степени ограничены.
Тем не менее, конкретно в W22 когда в середине красовался большой кенотронище, смотрелось это чисто эстетически – офигенно! После “пластической операции” тоже неплохо смотрится благодаря новым “фигуристым” лампочкам, и драйверам и выходным, но с кенотроном во главе – смотрелось бы вообще сногсшибательно! Это я вот к чему. Может торчащие наружу лампы и не по фэн-шую электрическому, зато по эстетическому – очень даже. Учитывая, что родной тор сгорел впоследствии, не лучше ли было заменить питальник на Ш-образный и сохранить кенотрон в центре композиции?