Весьма хороший усилитель

После Корректора ко мне на осмотр (просто на “всякий случай”) попал и усилитель от того же мастера.

С первого же прослушивания усилитель мне очень понравился –  пластичный, “льющийся” звук с прекрасными тембральными оттенками, четкой сценой, в которой удивительным образом текучесть музыкальных образов сочетается с объемностью их расположения в пространстве. Сцена, формируемая усилителем – именно такая, как мне нравится – кажущийся источник звука располагается между АС, сцена немного выходит вперед за плоскость расположения акустики и на заднем плеане – уходит в глубину. Если бы в комнате было несколько пар АС, то было бы трудно определить, какая пара подключена к усилителю в настоящий момент. В общем – отличная конструкция.

Усилитель разработан так, что в качестве выходных можно установить лампы как 45, так и 2A3. При этом при установке 2А3 необходимо переключить тумблер “45/2A3”, который, по всей видимости коммутирует элементы схемы, корректирующие режимы работы выходного каскада.  Как я упоминал ранее, акустика, в комплекте с которой работает этот усилитель – Audio Note, с чуствительностью около 89 dB.  Для такой акустики мощности усилителя на классических 45-х лампах – маловато, более мощная 2A3 или современная мощная версия 45-ки подошли бы лучше. Поэтому было принято решение “для “профилактики” посмотреть что и как, проверить комплектацию, уточнить режимы работы выходного каскада и возможность их подстройки в нужном направлении.

Несколько фото —

Схема конструкции —

Усилитель построен по классической двухкаскадной схеме на триодах. Первый каскад выполнен на интересном “право-левом” триоде 6AC5GT, в усилителе эта лампа работает без сеточных токов и с отрицательным напряжением смещения. В таком режиме 6AC5GT аналогична многим другим триодам малой мощности с высоким коэффициентом усиления и высоким внутренним сопротивлением.

Связь между каскадами – емкостная, в качестве межкаскадного конденсатора применен отличный пленочный конденсатор Mundorf MCap Supreme Silver/Oil.

Выходной каскад выполнен по схеме с фиксированным регулируемым смещением, в качестве выходного трансформатора применен высокачественный трансформатор Hashimoto H-203S в варианте коммутации первичной обмотки 2.5K. “Нижний” вывод вторичной обмотки не соединен с общим.

Выпрямитель анодного напряжения выполнен на кенотроне, по схеме RCLC, напряжение на выходе фильтра регулируется выбором номинала составного балластного резистора Rба1Rба2, номинал которого выбирается переключением тумблера. Выпрямитель напряжения смещения выполнен на полупроводниковом диоде, напряжение на выходе выпрямителя подстраивается выбором номинала балластного резистора Rбс и сглаживается-фильтруется конденсатором емкостью 220uF, для каждого из каналов на выходе фильтра установлен свой переменный резистор, движок которого зашунтирован кондесатором емкостью 220uF. Таким образом “верхняя” часть переменного резистора и конденсатор образуют дополнительный фильтр напряжения смещения. На первый каскад напряжение питания подается через дополнительный RC фильтр, при этом по какой-то причине RC фильтры правого и левого каналов оказались конструктивно перепутаны между собой.

Схемотехническое решение блока питания вызвало у меня ряд вопросов. Во-первых, если уж применять балластный резистор, то лучше включить его между средним выводом вторичной обмотки и общим, кстати в этом случае как вариант – при необходимости с него можно “снять” напряжение смещения. Во-вторых, если построить выходной каскад немного иначе, то можно более рационально распределить напряжение источника питания и обойтись без переключателя номинала балластного резистора.  При этом входной каскад получит большее напряжение питания, что в случае с лампой 6АС5GT только улучшит его линейность и повысит максимальный размах напряжения на его выходе. В-третьих – не стоит применять конденсаторы большой емкости в фильрах напряжения смещения, так как в этом нет никакого практического смысла. Сетка выходного триода не потребляет ток, поэтому при больших емкостях конденсаторов фильтра установление выбранного регулятором уровня напряжения смещения происходит с некоторой “задержкой” (иногда до нескольких секунд), что очень неудобно. В-четвертых – регуляторы напряжения смещения интуитивно – логично присоединять в схему таким образом, чтобы при вращении ручки регулятора по часовой стрелке ток покоя каскада увеличивался и конечно, требуется некоторое минимально – защитное ограничение, чтобы при слишком быстрой регулировке напряжение смещения невозможно было бы установить равным нулю.

Относительно присоединения нижнего вывода вторичной обмотки к “общему”. Как известно, выходной трансформатор обладает таким паразитным свойством, как межобмоточная емкость. Первичная и вторичная обмотки образуют обкладки конденсатора.  При подключении первичной обмотки (первой обкладки конденсатора) к источнику анодного напряжения, на вторичной обмотке (второй обкладке конденсатора) наводится потенциал высокого напряжения. Емкость этого паразитного конденсатора сравнительно небольшая, но если коснуться рукой неизолированной клеммы акустики и корпуса усилителя – то легкий удар током будет вполне ощутим. Мне кажется, что это хоть и способствует обретению некоторой внимательности и “бодрости духа” , но как-то не очень правильно 🙂  Звуковые проявления, возникающие при отсоединенной от “общего” нагрузки вторичной обмотки выходного трансформатора обсуждались на Аудиопортале и форуме А.М. Лихницкого лет 8…10 назад. В самом общем случае – не все так однозначно и, выражаясь в терминах Анатолия Марковича – “…Определенно, есть некая ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ взаимосвязь между номиналом резистора утечки сетки, приведенным сопротивлением анодной нагрузки, организацией смещения лампы выходного каскада, необходимостью шунтирования конденсаторов фильтра питания и присоединением вторичной обмотки выходного трансформатора на общий…” 🙂

В итоге – несколько фото – 

А вот схема с внесенными мной изменениями – 

Первый каскад остался без изменений. В выходном каскаде я применил кобинированное смещение. Это позволило отказаться от тумблера -переключателя “45/2A3”, сделало режим выходного каскада более стабильным, а регулировку тока покоя – более быстрой и логично-простой. Точку соединения “общего” питания и корпуса шасси, а так же способ соединения плюса конденсатора выпрямителя напряжения смещения с общим я оставил без изменений. С учетом “Эзотерической Взаимосвязи” я увеличил номинал резистора утечки сетки лампы выходного каскада, скоммутировал выходной трансформатор на анодную нагрузку 3.5К, присоединил “нижний” вывод вторички на общий  и убрал шунтирующие конденсаторы 🙂  В блоке питания – необходимый номинал балластного резистора стал значительно меньше, что в лучшую сторону повлияло на “динамические” характеристики звучания усилителя, а при комбинированном смещении необходимости в переключении номинала балластного резистора при замене ламп выходного каскада – нет. Так же я немного доработал схему выпрямителя и фильтра напряжения смещения, что улучшило плавность и логику регулировки. И таки да – я установил дополнительную клемму для подключения второго щупа мультиметра при измерении тока покоя. 🙂  Для 45 лампы ток покоя выходного каскада остался прежним ~ 30…33mA. При установке лампы 2A3 ток покоя нужно увеличить до 50…55mA. Все основные характеристики усилителя изменились незначительно, звучание сохранило все прежние особенности, но с некоторым улучшением “динамики”. Скажу так – помимо высокодуховных и высокоинтеллектуальных произведений Рихарда Вагнера, Софии Губайдулиной, Альфреда Шнитке и Арво Пярта этот усилитель вполне уверенно и весело отигрывает и ZZTop 🙂

Февраль 2018 г.                                                                  г.Владивосток

42 thoughts on “Весьма хороший усилитель

  1. Здравствуйте?
    Вопрос не совсем в тему, но то же связан с музыкой.
    Если это не совсем личное, то что Вам больше нравится из произведений Софьи Губайдулиной и Арво Пярт?

    • Николай, добрый день.

      Я не большой знаток их творчества. Из того, что иногда переслушиваю – Arvo Pärt “Tabula Rasa” и Sofia Gubaidulina “Johannes-Passion” – Valery Gergiev

      С Уважением,

      Виктор

      • Спасибо!
        Гергиева я не слышал. Больше интересовался ее фортепианными композициями.
        С уважением,
        Николай

  2. Виктор здравствуйте. Подмосковный мастер изготовивший усилитель случайно не Червяков Александр, если, конечно это не секрет?))

  3. Я так понимаю, в качестве выходного трансформатора автором был предусмотрен H-20-7U, c первичной в 5 и 7 КОм соответственно. Жаль, что трансформатор не тот.

    • Сергей, добрый день.

      В статье приведена марка выходного трансформатора – это Hashimoto H-203S (Output: 7W at 50Hz, Primary: 2.5K or 3.5K Ohms, Secondary: 4, 8, 16 Ohms
      FR(+-3dB) 45-100,000Hz) – так что все в порядке 🙂

      С Уважением,
      Виктор

      • Спасибо, Виктор, я имел в виду автора усилителя. На сайте изготовителя в комплектации именно такой показан.
        Я почему-то подумал, что если бы у Вас была возможность переключиться не на 3,5 КOm, а на 5, Вы бы так и сделали.

  4. Виктор, вас приветствую! Понравилась статья, обладаю подобными лампами 45 и 6АС5GT.. Хочу собрать усилитель именно по вашей схеме, вас не затруднит более подробно расписать номинал использованных радиодеталей( в частности некоторых резисторов и конденсаторов и диодов) которые на схеме голые без подписи)). Спасибо

  5. Вечер добрый Виктор, пишу в третий раз))) не могу понять доходят ли сообщения я по английски не разбираюсь)) ну если дошли и вы уже прочитали в общем повторюсь.. Хочу в домашних условиях собрать усилитель на лампах 45 и 6AC5BG, по схеме тов. Червякова но в вашей интерпретации.. Вроде всё понятно но на некоторых радиоэлементах нет номиналов на резисторах и конденсаторах и какой ток на конденсаторах и какой мощности резисторы.. Можете прояснить? Премного был бы вам благодарен. С уважением Олег Горобец

    • Олег, добрый день.

      Сообщения доходят, все в порядке. Просто перед их появлением на сайте я их должен прочитать 🙂

      Насчет номиналов элементов – они не указаны не случайно, поскольку этот усилитель – конструкция Александра Червякова (ака Alcher7, Ламповый Рай и т.п.), то я не стал в статье приводить точные номиналы, так как это может быть определенным know-how.
      Более того, работа со схемами на лампах предполагает опыт и уровень знаний, предполагающий как минимум умение рассчитать требуемую мощность резисторов. Ну и 45-я лампа – не так проста, как может показаться и постройка хорошо “звучащего” усилителя на ней требует некоторой квалификации и страстной любви к музыке. 🙂 Это, конечно шутка – но в каждой шутке есть своя правда.

      По вашим вопросам.
      Напряжение на выходе источника питания = 325V, это значит, что фильтрующие конденсаторы должны быть на напряжение не меньше 350V, я бы рекомендовал 400V. Напряжение на катоде лампы первого каскада = 1.2V, значит катодный конденсатор можно взять на рабочее напряжение 6.3V. Напряжение на катоде лампы выходного каскада = 20V, следовательно рабочее напряжение этого конденсатора должно быть не менее 25V, я бы рекомендовал 35V. Конденсаторы в фильтре напряжения смещения лучше применить на рабочее напряжение 250V. Следует учесть, что если регулировочные резисторы на выходе фильтра напряжения смещения будут не подключены, то напряжение на фильтрующих конденсаторах может быть до -300V.

      Теперь по первому каскаду.
      Чтобы явно не раскрывать know-how, давайте погадаем 🙂 +1.2V на катоде, + 221V на аноде, +321V после резистора фильтра, а перед ним +325V. Смещение выходного каскада -(46+20) = -66V, это значит, что для того, чтобы номинальная чувствительность усилителя по входу была хотя бы 1V (RMS), коэффициент усиления драйверного каскада должен быть = 66/(1*1.41) = ~46. Все эти цифры наводят меня на мысли 🙂 о лампах 6SF5, 6SL7…и других триодах малой мощности с высоким усилением.

      Исходя из этого, сделаем смелое предположение, что ток покоя лампы первого каскада находится в диапазоне = 0.5…0.75mA.
      Тогда номиналы резисторов – в катоде = 1.21V/(0.5…0.75ma) = 1.6…2.4кОм, в аноде (321-221)/(0.5…0.75mA) = 130…200 кОм.
      Мощность, рассеиваемая на анодном резисторе = 100V*0.75 mA = 75mW, то есть резистора номинальной мощностью 1W будет более, чем достаточно.
      Итак, как отправная точка – в анод 180 кОм, в катод 1.8 кОм. Номинал резистора в фильтре питания может быть 1…5.1 кОм, емкость конденсатора фильтра питания первого каскада вполне можно уменьшить до 47uF.
      Регулятор громкости можно выбрать номиналом 20…50 кОм, соответственно сеточный резистор может быть в пределах 220…510 кОм.
      Как-то так 🙂

      С Уважением,
      Виктор.

      • Вот это даа!! Гениально!!! Спасибо за раскрытый и бесценный для моего уровня ответ( в моей базе только один собранный SE на 6ж4 и 6С4С и сейчас в стадии завершения фонокорректор с не менее известной репутацией чем обсуждаемый усилитель))))).)PS: творить своими руками это очень полезно для мозга)))

        • Виктор, доброго времени суток, расскажите пожалуйста, какую функцию выполняют центрирующие резисторы на накальной
          обмотке трансформатора? Только лишь заземление или есть прямое влияние на катод? И почему это не сделано с накальной обмоткой для 45 триода? Заранее спасибо)

          • Олег, добрый день.

            У ламп с косвенным накалом прямой связи между катодом и накалом нет, они изолированы друг от друга. Тем не менее, поскольку в баллоне – вакуум 🙂 накал и катод помимо прочего образуют некий “паразитный” диод. Если изоляция не очень хорошая, то этот диод может открыться и помехи из накальных цепей попадут в катодные цепи. Для предотвращения этого на накальную обмотку подают положительное напряжение смещения. Это акутуально для каскадов, у которых на катоде сравнительно высокое положительное напряжение – катодный повторитель или верхний триод SRPP каскада. Для обычных усилительных каскадов, у которых напряжение на катоде = напряжению смещения, достаточно более-менее отцентровать накальное напряжение двумя одинаковыми резисторами и присоединить среднюю точку на общий.
            У ламп с прямым накалом – накал это и есть катод и тут ситуация немного сложнее – центровка накала должна быть выполнена более точно, с возможностью подстройки под конкретный экземпляр лампы. Эту функцию выполняет подстроечный резистор в катодной цепи, чем точнее будет отцентрован накал, тем меньше помех из накальной цепи попадет в звуковые (катодные) цепи.

            С Уважением,
            Виктор

  6. Виктор, приветствую вас! Подскажите по трансформаторам для этой схемы. Есть возможность заказать анодно-накальный трансформатор с уже готовыми параметрами для 2A3 -SE: 220/экран/ 2 # 280v—150mA/5v—3.2A/ 2 # 2.5v—3A / 6.3v — 1.5 A / Габаритная мощность 165вт.. Если эти параметры не подходящие, скорректируйте пожалуйста более точные для техзадания мастерам. И по выходным трансам, у меня уже есть в наличии со следующими параметрами: габаритная мощность 180вт, индуктивность 46,3 Гн, приведёнка 4К.. Нагрузка 4, 8, 16 Ом .. Использовал с лампами 6С4С.. Если и эти трансы неподходят напишите приемлемые характеристики для изготовления. С уважением Олег.

    • Олег, добрый день.

      Параметры силового трансформатора вполне подходящие. Выходной трансформатор тоже годится.

      С Уважением,
      Виктор

  7. Виктор, доброго времени суток! Есть вопрос по схеме усилителя.. В катод выходного триода, монтируется переменный резистор на 100 R и к его ножкам так же припаиваем два резистора, на схеме они голые, судя по фото там должно быть 15Мом на 2w? И второе, на выходе силового трансформатора, где выводы 6,3v (накал) есть безымянные два резистора, откройте тайну что там? (Какое сопротивление и его мощность?)И в завершении , кенотрон испульзуем 5AR4 или можно в эту схему включить что то другое? Благодарю вас!

    • Олег, добрый день.

      Переменник зашунтирован двумя резисторами, их точный номинал мне не известен. Около 15 Ом там будут вполне уместны. 🙂 Резисторы, центрирующие и заземляющие накальную обмотку ~6.3V могут быть номиналами 150…300 Ом мощностью 1…2W
      По кенотрону – 5AR4 или его аналог на выпрямленный ток не менее 150 mA. В зависимости от типа кенотрона напряжение на выходе БП может несколько меняться. 5AR4 удобен тем, что надежен, падение напряжения сравнительно небольшое, максимальный ток существенно выше требуемого.

      С Уважением,

      Виктор

  8. Добрый вечер, Виктор !
    Возможно ли в катодной части 45-й лампы включить миллиамперметр для постоянного контроля тока ?
    Спасибо.
    С уважением, Игорь.

    • Игорь, добрый день.

      Да, это возможно – если это действительно нужно. Обычно такой миллиамперметр это на самом деле милливольтметр 🙂 измеряющий напряжение на низкоомном измерительном резисторе в катоде. В этом случае ток анода (катода) течет через резистор на общий – а не по длинным проводам к миллиамперметру, через его его катушку и т.д.

      С Уважением,

      Виктор

  9. Виктор, здравствуйте. В этой схеме указаны дроссели фирмы Hammond 155H с параметрами 5Н50Ма, вы можете подсказать качественные чокеры от других производителей?

    • Олег, добрый день.

      Думаю, что можно найти что-нибудь подходящее у Lundahl, Sowter. Какого-то особого качества от дросселя в СLC фильтре питания не требуется – лишь бы он обеспечивал заявленную индуктивность при требуемом токе плюс сопротивление постоянному току было бы в пределах разумного. Вполне обычный дроссель.

      С Уважением,
      Виктор

  10. Виктор, добрый день. Проясните пожалуйста по конденсаторам напряжения в фильтре смещения 220uf, в схеме указано что монтаж производится плюсом на общий, всё норм так и делаем? В чём нюанс?

    • Олег, добрый день.

      220uF было установлено изначально, но поскольку ток там очень небольшой, то и 47…100uF там более, чем достаточно. Насчет плюса на общий – полярность напряжения сеточного смещения лампы выходного каскада отрицательная. Больше (вроде как) нюансов нет.

      С Уважением,

      Виктор

  11. Виктор, приветствую вас! Вопрос о приоритетах в усилении звука) На какой системе вы слушаете музыку и какое предпочтение вы отдаёте, однотактному усилителю или двухтактному и почему?И опять же в выходном каскаде триод или пентод? Хотелось бы услышать вашу точку зрения.С уважением Олег.

    • Олег, добрый день.

      На моем сайте есть цикл статей “Моя система 2018”.
      С тех пор мало что изменилось. Усилитель, предусилитель и корректор – те же, акустика примерно такая же, только (еще) проще – НЧ 12″, 8″ ШП на СЧ ВЧ + ленточный супертвиттер.
      Насчет однотактов и двухтактов – при должном исполнении никаких особых преимуществ у однотактов нет. Двухтакт с выходным каскадом на прямонакальных триодах, работающий в классе А, без общей ООС – при сопоставимой или даже большей выходной мощности и работающий с чувствительной акустикой с тщательно подобранными динамиками и минимальными фильтрами – не оставит однотакту с выходным каскадом на мощном прямонакальном триоде ни одного шанса. Даже с этой же акустикой 🙂
      Насчет источника.
      Винил – шасси Lenco L75 + “слоеный” плинт, тонарм SME M2-12R, картриджи в ассортименте. Предпочитаю GAS Sleeping Beauty.
      Цифра – Macmini + линейный БП, софт – JRiver Media Center, внешний FireWire HDD (4+4Tb). ЦАП – Berkeley Audio Alpha DAC + Alpha USB.
      CD – “Авторский” Njoe Troeb AH! CD Player от Upscale Audio, SACD и прочее – модифицированный OPPO Digital- но я их практически не слушаю.

      С Уважением,
      Виктор

  12. Добрый день!подскажите пожалуйста ёмкость в катоде драйвера?

    • Сергей, добрый день,

      Минимально-необходимую емкость конденсатора (Сk), шунтирующего катодный резистор (Rk) автосмещения в усилительном каскаде на лампе легко посчитать по упрощенной формуле.
      Ck (uF) = 10000/(2П*Fн*Rk), где Rk – сопротивление катодного резистора автосмещения (кОм), Fн – нижняя граничная частота каскада (Hz).
      Это минимально-необходимая расчетная емкость, при которой спад АЧХ каскада на частоте Fн будет не более 0.1dB.
      В реальном усилительном каскаде спад АЧХ и фазовый сдвиг, вносимый каскадом в НЧ области зависят не только от емкости шунтирующего катодного конденсатора.
      Конкретно в этой схеме – Ск = 470uF*6.3V Rk что-то около 1.2 кОм

      С Уважением,

      Виктор

  13. Виктор, здравствуйте!
    Как я уже писал вам, замена потенциометра на ступенчатый аттенюатор дала очень заметную прибавку в звуке. С тех пор в усилителе появился фильтр сетевых помех от нашего бывшего соотечественника (https://775mv.com/product/elite-power-emi-filter-audio-2a-4a/). Больших изменений я не наблюдаю, но с ним как то спокойнее.
    Как по-вашему, есть ли смысл в применении электронного стабилизатора для напряжения смещения, в частности, вот такого? https://www.bartola.co.uk/valves/2020/10/17/fixed-bias-board/#more-8916
    Исходя из того, что сеточный ток практически равен нулю, это устройство мало что добавляет к конечному результату.
    А вот в изолированном наскальном стабилизаторе (http://lyrima.co.uk/heatv7pdf/) смысл, наверное, есть (фон от питания накалов в оригинальной конструкции хорошо компенсируются балансировочным потенциометром, но напряжение в сети «гуляет» в пределах 10V, что, возможно, не очень хорошо сказывается на ресурсе ламп). А что скажет профи?
    С уважением и благодарностями,
    Меломан со стажем

    • Дмитрий, добрый день.

      Насчет фильтра помех сети питания – с учетом качества наших сетей и множества бытовых приборов, диммеров, зарядных устройств, подсветок и т.п. – это хорошее решение.
      Насчет стабилизаторов (?) сеточного напряжения смешения и выпрямления напряжения накала для 45 и 2A3 (2.5V) –

      “Не нужно множить сущности без необходимости” 🙂

      У сеточного напряжения смещения тонкость в том, что оно, как ему и полагается – “гуляет” вместе с изменениями анодного напряжения – то есть если в силу тех или иных причин увеличилось анодное напряжение, то вместе с ним увеличилось (точнее уменьшилось, так как оно отрицательной полярности) и напряжение смещения на сетке. Эта связь работает как некий “стабилизатор”, хотя и в небольшом диапазоне – так как зависимость изменения тока анода от напряжения на аноде и на сетке – нелинейная. Более того, ток анода зависит еще и он напряжения накала – так что если стабилизировать источник питания – то начинать нужно с анодного и накального напряжений. С другой стороны, можно решить проблему комплексно – применив регенератор-стабилизатор напряжения питающей сети и кстати в таких устройствах присутствуют и фильтры.

      Насчет выпрямления накального напряжения – это необходимо делать только в том случае, если уровень фона не может быть компенсирован и сильно заметен, а это в свою очередь характерно для накальных напряжений больше 2.5…4V и для каскадов с большим усилением.
      Выпрямляя напряжение накала (особенно в случае большого тока накала) всегда нужно учитывать, что помехи от трансформатора и выпрямителя могут быть более заметны, чем если бы выпрямителя не было. 🙂 То есть – будет ли накальное напряжение выпрямляться и стабилизироваться – необходимо решать на этапе расчета трансформатора питания.
      Кроме того, звуковой почерк выходного каскада на прямонакальной лампе при питании накала выпрямленным и стабилизированным напряжением – изменится. Звук будет более “строгим” и менее “музыкальным”. Можно сказать, что каскад на прямонакальной лампе начинает звучать подобно каскаду на лампе с косвенным накалом 🙂

      С Уважением,
      Виктор

      PS В случае выходного каскада на лампах 6A3, 300В, 811 – я предпочитаю накал выпрямлять и стабилизировать.

  14. Виктор, приветствую!
    Приятно слышать, что принцип методологического редукционизма (в простонародье – Бритва Оккама), не чужд технической интеллигенции. Старая школа, уважаю!
    Спасибо большое!
    С уважением,
    Дмитрий

  15. Приветствую вас, Виктор!
    Я принял к исполнению все ваши рекомендации, но, сколько не спрашивай, а вопросы по апгрейду питания все равно остаются.
    Начнём прямо с кенотрона. Изначально там стоял какой то неубедительный 5AR4 неведомого производителя с кривыми анодами☹️ (маркировка на лампе то ли стёрта, то ли ее вообще не было). Я заменил его на Phillips Miniwatt, которые были отрекомендованы мне как выпрямители с наименьшим падением напряжения. И действительно, усилитель зазвучал заметно лучше. Но мне как то не пришло в голову, что автор, скорее всего, проектировал трансформатор именно под свой кенотрон (трансформаторы теперь не китайские, а от какого-то Подольского умельца; сделан он весьма топорно, да ещё и утомительно подзуживает). Так что улучшение звучания, по-видимому, достигнуто ценой повышения анодного напряжения (у 45-ки максимально допустимое – 275V, а я намерял на аноде аж 295V). Лампы от такого цинизма пока не сдохли, но могут в любой момент. Что делать, вернуть старый кенотрон или ввести в цепь мощный резистор небольшого номинала?
    Следущий вопрос о первом (после выпрямителя) конденсаторе на 47мкф. Я встречал пуристские конструкции, авторы которых утверждают, что не так важна емкость этого конденсатора, как важно его качество. По это причине электролит там заменён на бумагу+масло от Jensen емкостью 2-3 мкф. Где же сермяжная правда? Может быть имеет смысл поставить туда полипропиленовый емкостью 47мкф (у Mundorf как раз такой есть).
    Далее – дроссели. Вы пишете, что никаких особых требований к ним нет, но те, что есть – максимально дешевые и рассчитаны на минимальный ток (50мА). Это не маловато? Не получается ли так, что на пиках сигнала дроссели переходят в насыщение?
    Последние по списку – основные фильтрующие конденсаторы емкостью 470мкф. У меня стоят Lelon-ы, которых я раньше не встречал. Найти вразумительный даташит от этого изделия мне не удалось, но стоит оно 6-7&. Предоставить себе Audio Grade конденсатор за такие деньги я не могу, посему решил уже поменять и их. Колеблюсь между Kemet и Nichicon. Последние сильно дороже, но среди Nichcon-ов на рабочее напряжение 400V есть варианты с поистине выдающимися значениями Ripple current и ESR. Заодно можно добавить и емкости, если это имеет смысл (скажем, до 680 мкф). Что скажете, Виктор?
    С уважением,
    Дмитрий

  16. Да, забыл спросить ещё про питание накалов 45-ок. Виноват! Если применять отдельные трансформаторы, то какие именно (торы или можно обычные на Ш-образном железе)? И есть ли смысл в отдельном трансформаторе для каждой лампы или можно взять один готовый (скажем, от Hammond) с двумя вторичными обмотками на 2,5V?
    Кстати, роясь в своей «тумбочке» я обнаружил прямонакальный кенотрон RGN2004 с сетчатым анодом. Никогда его не пробовал, но если я со временем закажу силовой трансформатор у Sowter, то попрошу сделать отводы на 4V для этого варианта (я все равно планирую делать задержку подачи анодного напряжения, так что проблемы с его установкой не будет). Есть у вас какой-либо опыт с такими кеноторонами или вы стараетесь их вообще избегать?

    • Дмитрий, добрый день.

      Насчет кенотронов – как вы верно заметили, я стараюсь их “избегать” 🙂 – просто не вижу (и не слышу 🙂 ) сейчас в их применении никакого смысла. На практике – проблем существенно больше, чем потенциально-возможного выигрыша. Собственно, с частью этих проблем вы сейчас и боретесь. Насчет напряжения между анодом и катодом 45-ки – если при установке “свежего” кенотрона оно возрастает более, чем 275…285 вольт – то да, номинал балластного резистора в фильтре БП нужно увеличить. Насчет первого конденсатора фильтра – в общем все верно, он должен быть качественный. Удивительно, но обычный пленочный конденсатор может проявить себя не с лучшей стороны – при такой амплитуде пульсируюшего напряжения диэлектрик может довольно противно “запеть” на СЧ и вы это услышите. Хороший вариант – маслонаполненный пленочный конденсатор (ASC, Obligatto и т.п.) или хороший современный электролит. Насчет дросселя – если усилитель работает в классе А, потребление тока каскадами в среднем постоянное и сколь-нибудь значимый ток через дроссель – это ток зарядки “последнего” конденсатора фильтра. Очень сомневаюсь, что конденсатор емкостью 470 мкФ при токе потребления ~ 50 mA как – то существенно разрядится на реальном импульсном музыкальном сигнале, такой сигнал просто не “пройдет” через выходной трансформатор. Так что скорее всего и качественных 220 мкФ в этом месте схемы – более, чем достаточно. Емкость этого конденсатора увеличивать не нужно, помимо прочего – кенотрону (особенно прямонакальному) при первом пуске усилителя такая емкостная нагрузка может совсем не понравится.
      Насчет накальных трансформаторов – можно и торы, только намотку выполнить с запасом по индукции. Готовый Hammond (2×2.5V – хороший, проверенный вариант.

      С Уважением,
      Виктор

  17. Виктор, приветствую!
    В фильтре питания есть цепь over current/over voltage protection. Со слов автора она несколько “смягчает” переходные процессы в блоке питания. Впрочем, при таких токах это вряд ли актуально. По-поводу емкости электролитов – я все понял. Но нужно ли в данном конкретном случае стремиться к их максимальному качеству, в частности, к использованию изделий с максимальными значениями Ripple current и минимальными – ESR? И не даст ли второй (назальный) трансформатора Hammond «на водку»сигнальным цепям? Единственное приемлемое место для него находится внутри корпуса между выходными лампами.
    Очень вам признателен за весьма дельные советы!
    С уважением,
    Дмитрий

    • Дмитрий,

      Да, первый конденсатор после фильтра должен быть Low ESR и с большим значением Ripple Current. Для остальных конденсаторов это не так важно, скорее важнее более-менее постоянное ESR в звуковом частотном диапазоне. Иногда в datasheet приводят график его зависимости от частоты.
      Насчет “встраивания” hammond в имеющийся корпус – конечно, он будет “фонить” и давать наводку на входные цепи. В имеющемся конструктиве это сделать затруднительно. Но я встречал вариант рашения проблемы, когда блок питания накалов выходных ламп был сделан внешним. 🙂
      Но конечно как-то модифицировать и (или) заменить трансформатор питания – проще.

      С Уважением,

      Виктор

  18. Виктор, приветствую!
    Все понял, принято к исполнению. Надеюсь, столь важная для любого DIY-ра информация не пройдёт мимо постоянных читателей вашего замечательного сайта!
    С уважением,
    Дмитрий

  19. Вечер добрый! Вопрос не по теме.Давно нет видео от Александра Червякова. Информацией не владеете? за ранее спасибо.

    • Добрый день,

      Такой информацией не владею. Как только появился его сайт, пытался с ним связаться – опыт отрицательный. Пару лет назад обменялись сообщениями по e-mail насчет upgrade его конструкций – и все. Какой-то он не очень контактный 🙂

      Если вопрос по оборудованию на лампах, винилу – можете обращаться ко мне.
      E-mail: andrvic@gmail.com

      С Уважением,

      Виктор

  20. Виктор, доброго времени суток.
    Спасибо за Ваши труды. Это просто кладезь бесценных знаний.

    По возможности подскажите пожалуйста, в какой точке выполнена связь “общей” шины и корпуса а так же корпуса и земли из разъема питания?

    Насколько я могу видеть по фото в первоначальной версии внешняя земля была скоммутирована напрямую на шину. После изменений этой перемычки я не заметил.

    Так же был бы признателен услышать Ваши мысли по поводу идеи автора заземлить БП на корпус, а не на шину. Есть ли в подобном решении с Вашей точки зрения какой-то смысл?

    • Владимир, добрый день.

      В случае с металлическим шасси для минимизации наводок и помех сигнальный “общий” (в этой конструкции это шина) должен соединяться с корпусом только в одной точке. Если я правильно помню, то это соединение оргранизовано через средний контракт монтажной гребенки рядом с одним из конденсаторов фильтра питания. Это в общем-то правильное решение для усилителей мощности.
      При этом в выпрямителе напряжения смещения “плюс” так же через монтажную гребенку соединяется просто на корпус, без прямого соединения с шиной. А вот так делать не нужно 🙂

      Насчет соединения “земли” разъема питающей сети.
      Соединять сигнальный общий непосредственно с защитной землей питающей сети – плохая идея, так как скорее всего уровень помех в аудиосистеме при этом вырастет. Корпуса устройств уже соединены по сигнальному общему через сигнальные кабеля и дополнительная “петля” соединений по общему через кабели питания и розетки по сути будет работать как некая антенна.
      Тем не менее, исходя из соображений электробезопасности для выравнивания возможной разности потенциалов напряжения на корпусах устройств, можно соединять “землю” питающей сети с корпусами аудиоустройств через резисторы, номиналом 200…500 Ом. Резистор существенно снизит эффективность возникающей петлевой антенны, а потенциалы корпусов устройств при этом будут выровнены.
      Из этих же соображений 🙂 обязательно следует уделить внимание подключению “фазы” и “нуля” в каждом из устройств. Проводник “фаза” питающей сети должен идти на выключатель питания.
      Конкретно в этой конструкции, если я правильно помню, я сделал по старому стандарту – без подключения “земли” питающей сети. В аудиосистеме всего два устройства – усилитель и корректор, поэтому проблем с разностью потенциалов на корпусах не будет.
      На всякий случай уточню, что в бытовых аудиоустройствах 50…80-х (а иногда и 90-х) годов кабель для подключения к питающей сети был двухпроводной и несъемный. Иногда на кабеле или его разъеме была маркировка для проводника “фазы”.

      С Уважением,
      Виктор

Leave a Reply to Олег. Cancel reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *