Примерно с пару месяцев назад меня пригласили на “смотрины” и небольшую прослушку очень интересной и пожалуй даже в чем-то уникальной акустики Pioneеr CS-100, экземпляр который был недавно привезен из Японии. По результатам прослушки комплект акустических систем был приобретен и у счастливого владельца возник закономерный вопрос – а можно ли что-либо улучшить в акустике, которой в общем-то уже примерно 40 лет? (Спойлер: Можно!)
Но для начала немного технических подробностей. Pioneer CS-100 – полноразмерная напольная трехполосная акустическая система, выпускавшаяся в Японии с 1969 до примерно начала 80-х годов. Даже на сегодняшний день характеристики системы выдающиеся –
- Схема построения: 3 полосы, 4 динамика, акустическое оформление закрытый ящик (!), напольное размещение.
- Динамики: НЧ: 38cm (PW-38F). СЧ: 16cm (PM-16B, 2 шт, соединены параллельно), ВЧ рупорный (PT-102F, алюминиевая диафрагма)
- Номинальный Импеданс: 8 или 16 Ом, выпускались два варианта
- Номинальный диапазон воспроизводимых частот: 20…20000Hz
- Номинальное звуковое давление: 97dB/W(!)
- Максимальная подводимая мощность: 60W (@16 Ом)
- Габаритные размеры. 600(ш) х960(в) x445(г) мм
- Вес: 63kg
Схема фильтров довольно интересна. Фильтры НЧ (L1C1) и ВЧ (C4L4) звеньев – очень похожи на “классический” Linkwitz-Riley второго порядка с частотами раздела 600 и 6000 Hz, отсутствие цепей компенсации импеданса перед НЧ и ВЧ динамиками вероятно подразумевает, что их АЧХ исключительно ровны и свободны от нежелательных резонансов. Фильтр СЧ звена – более оригинален и представляет собой комбинацию фильтра первого порядка (L2C2), нагруженного на цепь увеличения импеданса в некоторой полосе частот (L3C3) и дополненного цепью выравнивания входного импеданса фильтра (L6R6C5). Вероятно, разработчики таким образом уходили от необходимости применения конденсаторов большой емкости. Элементы L5R5 шунтируют акустику ниже некоторой (довольно низкой) частоты, отбирая и рассеивая часть мощности усилителя, ограничивая тем самым амплитуду смещения диффузора НЧ динамика. Поскольку акустика – закрытый ящик – то в самом общем случае такое решение позволяет уменьшить уровень искажений в диапазоне ниже резонансной частоты НЧ динамика в этом оформлении и защитить подвес динамика от черезмерного смещения диффузора на пиках суб-НЧ сигналов. Переключатели SW1, SW2 и набор постоянных резисторов R1R2 R3R4 образуют “традиционные” для того времени L-Pad аттеньюаторы СЧ и ВЧ динамиков. Коммутация L-Pad в реальном фильтре немного отличалась от приведенной на схеме.
Импеданс (ZЧХ) акустики выглядит так:
В общем, “идеально-ровным” импеданс назвать вряд ли можно. Действие вспомогательных цепей L5R5 и L6R6C5 вполне очевидно проявляется на Z-ЧХ.
Примерно через неделю эксплуатации и “прогрева” акустики было принято решение провести небольшой upgrade – во первых, убрать из корпусов старый пыльный, колючий и практически “полу-распавшийся” 🙂 акустический наполнитель, демпфировать корпуса АС Шумоff и слоем синтепона, заменить проводку и немного модернизировать фильтры – заменить старые провода и конденсаторы на более современные, убрать “лишнее“, переделать монтаж – но без пересчета номиналов и пересведения фильтров. Оригинальный “звуковой почерк“. характерный для этой акустики – должен быть сохранен.
Поскольку эта акустика эксплуатируется в “винилово-ламповом” комплекте аудиооборудования, где выходная мощность усилителя сравнительно невелика (~ 20W на канал) и уровень суб-НЧ естественно ограничивается выходными трансформаторами и межкаскадными конденсаторами – то элементы L5R5 из схемы фильтра можно исключить. Далее, поскольку усилитель имеет сравнительно низкое выходное сопротивление (~ 1 Ом) и хорошо демпфирует 16-Ом акустику, то и в элементах L6R6С5 нет никакой необходимости. Без этих элементов с одной стороны, несколько увеличится неравномерность Z-ЧХ, но с другой стороны я считаю, что не стоит устанавливать компоненты без очевидной необходимости – чем меньше компенсирующих и(или) фазосдвигающих цепей, тем меньше их влияние на звук. Учитывая идею построения СЧ фильтра и особенности взаимодействия элементов L2C2 L3C3 я оставил все необходимые “родные” катушки индуктивности. Затем, поскольку акустические свойства помещения, в котором установлена эта акустическая система – известны и предсказуемы, то и переключатели SW1 SW2 можно исключить, перекоммутировав R1R2 R3R4 в необходимом соотношении. Таким образом после переделки не только уменьшилось чисто “контактных групп”, но и трассировка соединений элементов фильтра получилась логичнее и гораздо проще.
Естественно, “демонтаж винтажа” всегда вызывает массу эмоций, требует особой аккуратности, практических навыков и терпения. И конечно, пару раз в минуты искренности и просветления я весьма прямо и непосредственно выражал свое мнение о способе монтажа “плотная многослойная скрутка и пропайка”, старинном оргалите, “присохших” и хрупких от времени винтиках, “задубевшем” клее и кристаллизовавшемся припое… Кошки Муся и Фрося, с интересом наблюдавшие за процессом, очень внимательно и терпеливо выслушивали мои экспрессивные комментарии. 🙂
Схема Фильтра после небольшой доработки очевидна и в ее публикации нет особой необходимости. Уточню лишь, что R1=10.5 Ом, R2=42 Ом, R3=5.8 Ом, R4=42 Ом.
Z-ЧХ:
АЧХ, снятая в реальном помещении. “Качающийся” микрофон UMIK-1, True RTA (1/24 Oct, сглаживание до 1/3 Oct). АЧХ правого канала для наглядности сдвинута вверх. Пики на ~ 30 и 60 Гц – влияние комнаты.
Несколько Фото:
И да, совсем забыл. Звучание акустических систем до и после переделки – “…Это Небо и Земля…”. “Земля“, это конечно “до” 🙂 При этом – в результате доработки оригинальный “звуковой почерк” системы не пострадал.
Февраль…Март 2019 г.Владивосток
Еще один upgrade, на этот раз в традициах осени 2020 года – “дистанционно” 🙂 – для Игоря из Солнечногорска. Фильтры были присланы мне, а Игорь тем временем занимался акустической обработкой корпусов и другими улучшениями.
Несколько Фото:
И да, “винтаж” и в этом случае проявил себя – один из регулирующих резисторов оказался с дефектом и схему фильтра пришлось немного доработать. Диапазон регулировки уровня на “ослабление” стал несколько уже. Так же пришлось изготовить более крепкие металлические крепежные планки для акустических разъемов.
Впечатления Игоря –
“…Виктор, спасибо за работу. Колонки запустил. Думал что улучшения будут, но не думал что настолько! Недельку прогрею, потом отпишусь об изменениях. Первое впечатление ~ восторг…”
“….Касательно акустики: Что самое важное, общий характер (звучания) не поменялся. Но во всём произошли изменения. В верхнем регистре появилось ещё больше деталей. Середина стала ещё более певучей, вокальные партии очень живые. Баса больше не стало (да и не надо), но он стал более хлёстким и собранным. Сцена не стала шире, но увеличилась локализация инструментов и артистов. В целом всё очень понравилось. Ещё раз большое спасибо за работу…”
Ноябрь 2020…Январь 2021 г.Владивосток
Какое обозначение самих фильтров, – их абривиатура. – Можно-ли такие фильтра заказать? – И если можно, -то какова цена таких фильтров с вашими переделками-изменениями в сторону улучшения.
Сергей, добрый день.
P/N фильтров виден на первой фотографии. По переделке – можно изготовить новые фильтры или доработать те, что есть – для этого их нужно будет выслать на переделку. Пишите на мой e-mail: andrvic@gmail.com – уточним все детали.
С Уважением,
Виктор
Здравствуйте. Есть желание поставить нч в щит без фильтров, напрямую. От отдельного усилителя, 3 полосная система. Или есть необходимость типа шунтировать?
Добрый день,
Что такое “типа шунтировать” – не совсем понятно 🙂
В самом общем случае, динамики, разработанные для установки в оформление ЗЯ – в открытом оформлении будут плохо работать, так как предполагается, что задняя сторона диффузора должна быть нагружена на замкнутый объем воздуха с вполне определенной упругостью. В открытом пространстве диффузоры таких динамиков будут “болтаться” и очевидно, что Xmax на НЧ пиках будет превышен. При недостаточном запасе по Xmax получить заданный уровень НЧ даже с активной коррекцией и отдельным каналом для НЧ – не получится.
С Уважением,
Виктор
Здравствуйте я Сергей из Питера имею pioneer cs100 не хватает низов можно ли что-то сделать?что скажете или может сами поможете не бесплатно!
Сергей, добрый день.
Восприятие НЧ настолько разное и зависит от вкусовых предпочтений, что однозначного ответа на ваш вопрос – нет.
Может быть все, что угодно – проблемы комнаты, проблемы согласования с усилителем, проблемы в фильтре, неисправность динамиков и т.п.
В целом и общем – если кажется, что мало НЧ – то уменьшите уровень СЧ, для этого есть переключатель на задней панели. Если с комнатой все в порядке и после уменьшения уровня СЧ все-таки кажется, что с НЧ что-то “не так”, то скорее всего проблема или в АС или в усилителе. Если усилитель более-менее приличный и гарантировано исправный, то вероятно имеет смысл заняться акустикой.
Первое, что нужно сделать – убрать из корпуса плиты звукопоглотителя и провести нормальную “антивибрационную” обработку – обклеить стенки Шумоff + сверху слой ситепона или “аудио” войлока. После такой обработки качество подачи НЧ и СЧ будет слышимо лучше. Затем – нужно разбираться с динамиками и фильтрами. В первую очередь проверить динамики – желательно измерить их характеристики, насколько совпадают характеристики динамиков в двух АС. Если все в порядке – заняться фильтрами примерно так, как это сделал я. После всех измерений и доработок – можно быть уверенным, что с АС все нормально они звучат так, как им и полагается – и если в звуке что-то “не так”, то проблема точно не в АС.
С Уважением,
Виктор
“Здравствуйте я Сергей из Питера имею pioneer cs100 не хватает низов можно ли что-то сделать?”
Можно, выкинуть ,нафиг, родной, и поставить ..нормальный..современный…
“Восприятие НЧ настолько разное и зависит от вкусовых предпочтений, что однозначного ответа на ваш вопрос – нет.”
Есть, он выше… НОРМАЛЬНЫХ низов в этой акустике НЕТ по определению с завода….Можете сами замерить АЧХ…
Всё остальное-вранье….и бред продаванов…
Я в теме, так их слушал…
Интересный комментарий 🙂 АЧХ акустики Pioneer CS100 естественно снималась при отладке. Вполне обычная АЧХ исходя из стандартов и требований того времени, когда она выпускалась. Если комната более-менее акустически обработана то каких-то особых проблем с воспроизведением НЧ нет. При исправных и прилично сохранившихся НЧ динамиках, если не уделить достаточного внимания обработке корпуса – то возможна ситуация, при которой итоговая добротность оформления будет около 0.9, что в небольшой комнате может ощущаться как некое “подгуживание” баса. Это лечится демпфированием корпуса, акустической обработкой помещения и поиском оптимального расположения акустики в комнате. “Нехватка” НЧ скорее всего возникает при неисправных динамиках или элементах фильтра, в частности конденсаторов НЧ и (или) СЧ звена.