Об этом сайте

Добрый день.

Меня зовут Виктор. Я родился и живу во Владивостоке, который, как известно – “далекий, но нашенский” город у прекрасного синего Японского Моря.

По образованию я физик, специалист по ядерной (быстродействующей) электронике. Выпускник Дальневосточного Государственного Университета. Работал в лаборатории вычислительной техники ИАПУ ДВО РАН, разрабатывал и внедрял в производство электронное оборудование. Затем занялся собственным делом, организовал компьютерную компанию.  Но этот сайт не об этом.

Здесь я буду рассказывать о моих увлечениях – о музыке и проектировании, конструировании и ремонте аудиооборудования на лампах.

По ником “victorvvo” я известен на форумах newaudioportal.com, doctorhead.ru, ostereo.ru, diyaudio.ru, soundex.ru, dastereo.ru  и т.п. Желающие пообщаться заходите на эти форумы или пишите на мой e-mail: andrvic@gmail.com 🙂

69 thoughts on “Об этом сайте

  1. Привет!Не поможете динстанционно помочь мне сделать апгрейд сд проигрывателя Vincent S-5..?Пока я только удалил фильтр феритовый с двумя кондёрами по 0.1мф…..вроде лучше стало немного…
    С уважением Виктор из Хабаровска

  2. Добрый день!
    прошу помочь мне
    сгорел мой регенератор PurePower 1050
    был в режиме “выключно” но шнур в розетке. ночью тихо так сгорел.
    я поменял предохранитель – но на табло горит ” короткое замыкание”
    c уважением Владимир

    • Владимир, к сожалению, дистанционно починить регенератор я не смогу. Возможно, неисправен фильтрующий конденсатор фильтра входного или выходного питания.

  3. Владимир, надеюсь у Вас получить краткий ясный ответ..
    1) Так есть ли смысл с точки зрения улучшения качества питания усилителя мощности (интересуют не ламповые 😉 в использовании а) быстрых диодов в мосту б) диодов Шотки.
    2) Имеет ли смысл их шунтировать конденсаторами?
    3) Какой должна быть емкость конденсатора тут? Или всегда чем больше -тем лучше?
    4) нужен ли разрядный конденсатор на электролитах? Ведь он вроде бы ухудшает параметры выпрямителя. Напряжение на электролитах полезно им. да и бросок тока при включении будет меньше.
    5) и вот всю голову сломал – транс 2х17,63 в ток обмоток 2,55А мост Fagor B80\70-10L (10 А) конденсаторы 20 000 мф в плече. надо мне софт старт или нет?
    Спасибо.

  4. Здравствуйте Виктор!
    Очень интересно было бы услышать Ваше мнение:
    Увидел на ebay.com следующий апгрейд для ЦАПа: http://www.ebay.com/itm/Digital-Upgrade-Parasound-Counterpoint-DACs-/161100000864?pt=US_Home_Audio_Amplifiers_Preamps&hash=item25824eee60
    Как Вы считаете, имеет ли смысл применить эти улучшения?

    Имею следующую связку:
    M-Audio Audiophile 192 — Parasound DAC-1500 (BB PCM 63) — Darkvoice 336se — Sennheiser HD 650. (МЭЛЗ 6Н8М + 6080 Mullard; 6SN7GTB RCA Smoked Glass + 6AS7G RCA). Музыка: Опера, Классика.

    • Андрей, добрый день.

      Безусловно, этот upgrade имеет смысл. Предлагаемые на замену микросхемы обладают существенно лучшими характеристиками – большим быстродействием, меньшим энергопотреблением и оптимизированной внутренней компоновкой. Все это очень положительно влияет на уровень излучаемых ими помех по питанию и на чувствительность к помехам, наведенным извне. Это даст значительный положительный эффект вне зависимости от разрядности обрабатываемых данных.

      С Уважением,

      Виктор

      • Виктор, огромное спасибо за Ваш ответ!
        Разрешите еще вопрос: посмотрите на этот “полный” апгрейд, в нем меняются еще и сами цифро-аналоговые камни – с PCM63 на PCM1704K. Было бы интересно ваше мнение, со стороны изменения звучания системы. (Слышал мнение что PCM1704K избыточно стерильно относится к звуковой сцене, а для классической музыки это …убийство). Я согласен на “…грязь” в звуке но только не в ущерб музыке.
        Заранее спасибо!

        • PCM63 очень пластичный и музыкальный ЦАП. На мой взгляд на PCM1704(K) его менять нет никакого смысла, для музыки это вредно 🙂

          • Правильно. Микросхемы CS8412 и PMD100 или (SM5813/DF1700) были разработаны довольно давно. Проблема даже не в том, что они не поддерживают ту или иную разрядность принимаемых данных, а в том, что в силу тех или иных причин технологически они скомпонованы не очень удачно. Поэтому их замена на микросхемы более поздней разработки – CS8414 и DF1704 весьма желательна.
            ЦАП PCM63 разрабатывался очень тщательно и его внутренняя компоновка близка к идеалу. Это очень удачная микросхема как в технологическом, так и в музыкальном смысле 🙂

            Не могу сказать того же о более поздних ЦАП серии PCM17XX. Очевидно, что в связи с быстрым распространением стандартов высокого разрешения появлялась потребность в новых ЦАП и их было выпущено предостаточно (1738, 1792, 1794, 1795). На мой взгляд и слух, ни один из ЦАП этой серии не обладает выдающимися звуковыми качествами.

            PCM1704 – был выпущен в 1998 году, первая ласточка в новой серии, но разработан еще по старой топологии. У меня создалось впечатление, что его выпустили так до конца и не доработав внутреннюю компоновку. Хоть он и применялся в изделиях высокой ценовой категории, но, по моему, в звуковых качествах оказался ничем не лучше своего предшественника- PCM63.

  5. Виктор, совсем забыл написать!
    Меня интересует нужность этого апгрейда с условием того что все мои записи 16 бит/44.1 кГц.

  6. “Le Monstre” Jean Hiraga и LCD
    Posted on April 20, 2014 3
    Случилось так, что один замечательный человек, профессиональный строитель высочайшего класса и очень талантливый рассказчик – приобрел наушники LCD-3 и, естественно обратился ко мне за усилителем для них Заказчик – меломан со стажем, но при нашей с ним общности вкусов его музыкальное восприятие несколько не совпадает с моим. В подаче музыки ему в первую очередь необходимы напор и “динамика” – без этого суть музыкального произведения от него как бы “ускользает”, кажется неполной. Спокойствие и неяркая философская многослойность Zen ему не подошли….Задача непростая, но – почему бы и нет, можно попробовать.

    Пишет тот самый строитель, которому посчастливилось в итоге владеть этим усилителем Zen.
    Усилитель получился замечательный!
    В первый же вечер прослушивания я завис до двух часов ночи. Жена просто стащила с меня наушники. Звук от LCD ночью пробивает все стены, препятствий для него нет. Закрытая в спальню дверь не спасает от звука, идущего из зала. Всё как вновь, как будто раньше не слышал эти альбомы и группы, эти музыкальные произведения. Изумительная чистота звука, воздух, объём, сцена, детальность, весь спектр частот от самых низких до самых высоких. О каких либо искажениях, даже нет речи. Сколько нового я услышал в альбомах, которые казалось, знал просто наизусть. Дух захватывает от понимания, что каждый альбом из моей многочисленной коллекции (более 2000 дисков),я смогу переслушать и открыть для себя вновь.
    Перед тем, как обратиться к Виктору с просьбой, собрать для меня Zen, я много перечитал статей, отзывов, форумов, посещал и сайт Виктора, читал обзоры. Мне очень импонирует его подход к музыкальному звучанию. Его рассуждения, как должен звучать усилитель. Он не механически собирает схемы, а даёт им душу и свой неповторимый звук, иногда делая что-то в схеме вопреки канонов.
    Слушая усилитель, собранный Виктором, я ощутил настроение музыкантов и звукооператора, чувствовал, где они играли с драйвом, а где с прохладцей, их ляпы и находки. Звук стал живым. Я физически ощущал присутствие музыкантов. Что бы собрать такой усилитель надо иметь не только богатый опыт, умелые руки, большую практику, надо иметь что-то большое. Наверно это талант, интуиция, очень тонкий вкус, интеллигентность восприятия звука. На конвейерном потоке не получится собрать ни чего подобного. Там они клоны с небольшими различиями. Виктор создал усилитель со своей душой, живым звуком, своим не похожим ни на кого характером.
    Я очень рад такому приобретению и в заключении хочу сказать:
    -Виктор, вы очень талантливый человек, с чувством меры, тонким, уникальным чувством звука, который умудряется вложить в эти бездушные детали жизнь. Вы – Страдивари схемотехники.
    Спасибо за эту неожиданную возможность вновь открыть для себя этот потрясающий мир музыки, за всю ту новую гамму чувств, которую я смог получить и буду получать благодаря собранному Вами усилителю Zen!
    С уважением, Владимир.

  7. Ещё раз пишет тот самый строитель.
    Не перестаю поражаться звучанию усилителя!
    Сейчас слушал диск DVD AUDIO Led Zeppelin – How The West Was Won. У меня коллекция фирменных дисков DVD AUDIO. Что-то записано лучше, что-то хуже, а этот концертник Led Zeppelin к моему сожалению звучал довольно посредственно.По этой причине я его давно уже не слушаю. Сейчас случайно поставил его и моя новая связка – усилитель Monster Zen V1и наушники AUDEZE LCD-X выдали такое… Чёртас два! Концерт записан просто великолепно!!!
    Слушал Moby Dick – не понимал что со мной происходит. Я слышал низы из преисподни! Глубинааа….«Bonzo» – выдал шедевр! Слышно было малейшие детали и ньюансы этого потрясающего барабанного соло!
    Такого звучания я не слышал никогда!
    Виктор, спасибо ещё раз за возможность получить,очень трудно описуемые,новые, живописные, роскошные эмоции!
    С уважением, Владимир.

  8. Здравствуйте Виктор,анализируя ламповый схемы предусилителей я понял ,что на наших лампх ничего путного не получится!?

    • Игорь, добрый день.

      С “нашими” лампами проблема только одна – качество. Так называемый “новодел” это отдельная тема, фактически эти лампы уже не “наши” 🙂
      Из тех, что выпускались ранее – пригодных для звуковых целей очень немного и разброс характеристик в пределах одной партии ламп даже военной приемки – очень большой. По этому поводу есть отличные заметки в “Вестнике АРА” (есть в разделе “Литература”). Если хотите добиться отличного результата на наших лампах – запаситесь лампами и терпением. Обычная практика – близкую по параметрам пару можно отобрать из 10…15 штук, то есть 2 лампы – в схему – 8 ламп – в “закрома”. 🙂

      С Уважением,
      Виктор

  9. Здравствуйте Виктор. Имеются в наличии 20шт. 30П1С МЛЗ 66года. Вроди не плохие лампы, но параметры своеобразные- Ua=100в. правда ток до 100ма. мощи много не снимешь, пару ватт не устраивает. Может их в РР или РРР. Конкретно в интернете ничего не нашел. Если не затруднит сообщите свое мнение. Раньше я обращался к вам по вопросу динамиков низкочастотных. Остановился на 6ГД-2, приобретены новыми в Германии.
    На СЧ хочу поставить 4ГД-4, которые ждут своего применения аж с 70 годов. Правда потребовалась полная профилактика, время не пожалело-скрипели. Звучат очень достойно. Есть СЧ 3ГД-1 от древней Симфонии, причем живые. Может их поставить, ГД-4 как бы погабаритней. С ВЧ звеном пока не определился.

    • Добрый день.

      Да, на 30П1С вполне можно собрать неплохой двухтакт. Начать с триодного включения, Raa ~ 3.3…5К, питание взять по максимуму, ток 50…60 mA. Большого напряжения раскачки для нее не нужно, поэтому драйвер – фазоинвертор может быть довольно простой. Ожидаемая выходная мощность – около 4 Вт. В пентодном включении – около 8 Вт, понадобится общая ООС. Может получится отличный компактный усилитель.

      С Уважением,

      Виктор

  10. Здравствуйте! Имею ламповый двухтактный усилитель,в питании стоят две баночки 560uf/400v.Будет ли толк зашунтировать их мбгв 100uf или же вместо этих электролитов ставить мбгв? Читал что мбгв в питании звук преображают очень сильно.остались ли у вас мбгв?

    • Денис, добрый день.

      Да, это (шунтировать и (или) менять) имеет смысл. С МБГВ звук становится сильно динамичнее, улучшается разрешение в НЧ области. Один минус – “греются” они очень долго.

      В наличии остались –
      МБГВ 1000 В 200 МКФ = 5 штук (с макета, со следами аккуратной пайки) = 900р /шт
      МБГВ 1000 В 100 МКФ = 3 штуки, с хранения = 700р /шт

      С Уважением,

      Виктор

      • Вас понял так ,что лучше зашунтировать или же совсем убрать электролиты на 560uf поставить 100uf мбгв ? Я бы взял два 100мкф.Напишите на почту как оплачивать и доставка.

  11. здравствуйте, хотел у вас спросить помощи в доработке предусилителя для доработки его под самодельный гитарный комбо-усилитель с динамиком 25вт 8 ом. Есть схемка предоставленная ее автором, но по данной теме я новичок. Друзей разбирающихся в таких вещах у меня нет. Могли бы вы помочь?

    • Владимир, добрый день.

      Я могу помочь советом. Купите б.у. комбик на вторичке – это быстрее, дешевле и надежнее, чем переделывать “бытовой” предусилитель.

      Поясню – При некоторой схожести схем – на самом деле это очень разные устройства, и переделывать придется практически все – ставить другие лампы, менять режимы каскадов, добавлять переключатели и т.п. Опять же, для работы с акустическими системами (“динамиками”) – нужен усилитель мощности. Гитарный усилитель на лампах по режимам работы очень сильно отличается от обычного “бытового” усилителя. Да и динамики для инструментальных АС нужны специализированные.

      С Уважением,
      Виктор

      • У меня как раз схема гитарного преампа, созданная по мотивам гитарного усилителя Recrifier. Автор схемы сделал ее под лампы 6н2п как раз для энтузиастов самодела. А у меня как раз есть несколько подобных с советских времен. Причем их доработанный вариант с приставкой -ЕВ. Уж не знаю для какого прибора они хранились с несколькими другими лампами…. А специальный динамик конкретно для гитарных кабинетов у меня есть. Он именно специализированный. Мне его подарил приятель гитарист, когда заменял у себя динамик на какой-то “круче”. А купить даже подержанный комбо ламповый – я поглядел на запросы продавцов…. дешевле это врядли. Не на зарплату лаборанта.
        Вот я и хотел эту схему собрать с дополнениями. Затем воткнуть лампы, присоединить подаренный динамик. Но схема сама – преамп на трех лампах. Она не предназначена для подключения динамиков. Только в линию. То есть ей нужен выходной усилитель. Приобрести относительно недорого пару советских пентодов и трансформатор пока что реально. Все это явно обойдется дешевле десятков тысяч рублей….
        Пожалуйста, подскажите немного.
        Чтобы не быть голословным – вот схема от автора. https://drive.google.com/file/d/0BzNKwXf3rREWZThiRXlPbF92emc/view?usp=sharing

        • Владимир, добрый день.

          Хорошо, после выходных я вышлю вам на e-mail схему простого оконечного каскада. Акустику рекомендую оформить в виде отдельной АС – так проще в настройке и практической эксплуатации. По оформлению АС – делайте открытый ящик из фанеры (18мм), размеры каждой из сторон – чуть больше размеров динамика (~ на 5..6 см), глубина – 18…25 см. Задняя стенка – из тонкого МДФ с отверстиями 20..25мм по всей площади. Ручка для переноски – сверху, разъем для подключения – Neutrik SpeakOn – на боковой стороне.
          Круглую решетку-гриль, чтобы защитить динамик от случайного повреждения – можно попробовать найти в компании, занимающейся установкой автозвука (в частности, custom сабвуферов) в авто.
          Безусловно, от размеров ящика зависит полоса на НЧ (ниже 80 Гц), но в вашем случае – это не очень актуально, желаемый звук всегда можно будет подобрать настройками тембров.

          С Уважением,

          Виктор

          • Хорошо буду поглядывать почту.
            А можно ящик из массива сосны сделать а заднюю стенку из плотного двп? или это не хорошо?
            динамик в наличии диаметр 12 дюймов фирмы Celestion. Я ошибся он не 25 вт, а 30 вт. Я видел схему оконечного каскада для усилителя с которого был содран преамп.
            https://guitar-gear.ru/forum/index.php?app=core&module=attach&section=attach&attach_rel_module=post&attach_id=19103
            Но я не уверен что нужно 4 лампы для выхода на 1 динамик 30вт 8 ом… Наверное хватит двух. Мне кажется это на динамики большей мощности или группу из них. Существуют гитарные кабинеты по 2 и 4 динамика в корпусе.

          • Владимир, добрый день.

            Фанера удобнее тем, что меньше “играет” при переменах влажности. Задняя стенка носит скорее функциональный характер, и может быть выполнена из любого материала толщиной 3…8 мм – Фактически, задняя стенка состоит в основном из отверстий 🙂 Насчет ламп в выходном каскаде – двух вполне достаточно. Схема нормальная, в своей основе соответствует требуемому варианту.

            С Уважением,

            Виктор

          • Подскажите какие мне подобрать радиодетали и как сделать питание на такой усилитель? у меня нету транформаторов.

  12. Здравствуйте Виктор . Почет и уважение.Как кот смотрю на ас thor . Прошу прощения за глупый вопрос .Дины SEAS Excel E0006-06 (T25CF001) и SEAS Excel E0042-08S (W18NX001) вместо положенных.И еще как с лампой ведь чуйка у THOR не большая ? Спасибо .

    • Виктор, добрый день.

      Оформление TL довольно гибкое и меняя заполнение его можно настроить под любые динамики с характеристиками, более-менее близкими к “оригиналу”. Естественно, при сведении кроссовера придется заниматься измерениями, как минимум подбирать баланс между полосами. От того, как вы это сделаете и будет зависеть конечный результат 🙂
      Насчет чувствительности – для работы с однотактом на 2A3 конечно маловато, хотя вполне можно слушать. У меня и у моих заказчиков в основном двухтакты или гибридники. Выходная мощность от 8W на канал в классе А для обычной квартиры – более чем достаточно.

      С Уважением,

      Виктор

    • Здравствуйте Виктор . Опять с глупым вопросом.Сколько демпфера в АС THOR и какой.Спасибо.

      • Виктор, добрый день.

        Наполнитель называется “PolyFill” с плотностью 0.78 lbs/ft3 🙂 – это вполне обычная объемная синтевата для наполнения игрушек, подушек или стеганых одеял, у нас продается в магазинах “Ткани”, у “них” – в WallMart. На каждый корпус нужно примерно 650…700 грамм (~24 oz), в объем, где расположены динамики, равномерно распределяется 400…425 грамм и в объем, где выходное отверстие – 250..275 грамм. В точности “до грамма” необходимости нет.

        С Уважением,

        Виктор

  13. Доброй ночи\утра.
    Не подскажете – есть ли отечественный аналог лампы C3G ?

        • Добрый день.

          Предлагаемый экземпляр уже продан. Могу изготовить аналогичный корректор под заказ, в более удобном корпусе.

          С Уважением,

          Виктор

  14. Здравствуйте Виктор! Купил комплект динов на THOR. Нужен совет по корпусу .Хочу делать из фанеры. С последней статьей согласен на все сто. В наличии похожие ас . Спасибо! Очень благодарен за советы.

  15. Здравстуйте Виктор.
    Приобрёл недавно усилитель Corda Eartube с питанем на 115V и к нему трансформатор штиль (я как то интересовался у Вас подойдёт-не подойдёт). Всё бы ничего, но не оставляет ощущение что не хватает НЧ; можно сказать что он их вообще не производит. Может дело в недостатке питания, может ресурс каких то деталей исчерпан (аппарат далеко не новый). Не найдется ли у вас время посмотреть, послушать и может быть что то восстановить, или улучшить если это необходимо?

  16. Здравствуйте Виктор! Осенью сделал свой THOR. Получились тяжёлые 40кг. Передняя панель МДФ4см, 500гр ТВАРОНА на КАЖДУЮ колонку. Звук замечательный в них есть то чего не хватает в моих ProAc responce 2,5. Эксперты ахают! Спасибо за консультацию!

    • Дмитрий, добрый день.

      Очень рад, что у вас получилось. Звук Thor действительно выдающийся и очень “глубокий”, многослойный – раскрывается не сразу, постепенно – открывая все новые и новые подробности, детали.

      С Уважением,

      Виктор

  17. Здравствуйте, прочел ваши рекомендации …Возвращаясь к опубликованному. Настройка режимов усилителя STAX SRM-007t…..Очень все , на первый взгляд подробно , и Вот решил последовать Вашим советам , но возникула одна “маленькая” проблема , не могу найти схему на этот аппарат , чтобы представлять то что делаю. Будте так добры , сбросьте схему мне на почту …324222@rambler.ru Алексей

    • Алексей, добрый день.

      У меня нет схемы SRM-007t. В целом и общем она очень сильно напоминает схему SRM-006t – то есть идея построения выходного каскада и регулировок аналогична, только в выходном каскаде применено параллельное соединение “половинок” выходных ламп. Схема SRM-006t легко находится на просторах интернета. 🙂

      С Уважением,

      Виктор

  18. Здравствуйте! Очень интересует Ваше мнение по выбору лампового усилителя. Вам уже приходилось дорабатывать авторский усилитель от Sharksound на лампе 300B. Вы подробно это описывали. Собственно выбор стоит между Sharksound и Triode VP-300BD. Что на Ваш взгляд предпочтительнее? Акустика на широкополосной головке Visaton В200. Музыка – вокальный джаз, блюз. Или может есть другие варианты до 150.000 руб. Заранее благодарен. С уважением, Валерий.

    • Валерий, добрый день.

      Думаю, что из этих двух – Triode VP-300BD более интересен, а в случае грамотного upgrade у него могут быть очень хорошие перспективы.

      С Уважением,

      Виктор

  19. Виктор, добрый день!

    Знакомы ли вы с китайским чудо-фонокорректором Little Bear T10 или Т11.
    Начитавшись положительных отзывов на https://www.vinylengine.com/turntable_forum/viewtopic.php?f=19&t=67059
    купил сие изделие и совсем не впечатлился. Попытки сделать апгрейд, в соответсвии с этой веткой, дело даже ухудшили. Будет ли смысл переделать его под ваш вариант, описанный в статье “Весьма своеобразный корректор”?
    По ссылке на станице 2 и 4 приведены схемы, а на 9-ой в посте господина T Layton, рекомендуемые изменения в цепи обратной связи.

    С уважением,
    Андрей

    • Андрей, добрый день.

      Посмотрел схему. Могу сказать, что это больше похоже на диверсию, а не на схему 🙂 Обычно обратную связь вводят для улучшения стабильности конструкции при изменении или некотором разбросе характеристик ламп. При таких номиналах резисторов в ООС – эта цель практически труднодостижима, плюс в схеме появляется как минимум два потенциальных источника (теплового) шума – первый это мегаомный резистор в цепи ООС, второй – незашунтированный резистор в катоде лампы первого каскада – как раз в том месте, где шумы имеют все возможности быть успешно усиленными. Да и способ введения петли ООС вызывает некоторые вопросы. В общем – переделывать не только можно, но и нужно.

      С Уважением,
      Виктор

  20. Спасбо за ответ. Я сравнил напряжения питания, в Т11 они ниже, чем у вас.
    Максимальное, снимаемое с выпрямительной лампы и определяемое трансформатором – 273В, В1-269В, В2-252В, против ваших В1-306В, В2-288В.
    Что можно сделать в этом случае без замены транса?
    У меня в наличии только ЕСС833 и 6Н2П (в моей версии можно переключать напряжение накала). Можно ли использовать её вместо 12AU7?

    С уважением, Андрей

  21. Большое спасибо за быстрый ответ!
    Самая большая проблема – заниженые напряжения питания. Максимум снимаемый с питающего трансформатора 273В, В1-269В, В2-252В, против ваших 306В и 288В соответственно. Что можно было бы скорректировать, так, чтобы оставить имеющийся трансформатор?

    С уважением,
    Андрей

      • Сегодня переделал своего китайского “медвежонка” по статье “Весьма своеобразный корректор”.

        “Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я! Наконец-то ты, грязнуля, Мойдодыру угодил!”.

        Виктор, большое спасибо за сайт и помощь!

        • Андрей, добрый день.

          Очень рад, что все у вас получилось.

          Если будут вопросы – обращайтесь, отвечу в рамках своих возможностей и компетенции 🙂

          С Уважением,
          Виктор

  22. Виктор, здравствуйте!

    Подскажите, пожалйста, ещё по одной проблеме ‘медвежёнка’. Примерно через секунду после выключения питания раздается щелчёк, вырубающий мой интегральный усилитель по защите. В чем может быть причина?
    При старой схеме щелчек тоже присутствовал и тоже напрягал, но был скромнее и усилитель не вырубался.

    С уважением,
    Андрей

    • Андрей, добрый день.

      Если при включении все напряжения питания в схему подаются одновременно, а потенциал цепей питания накала = потенциалу общего, то переходные процессы в момент включения будут присутствовать.
      Основных источников этих процессов два.
      Первый – это заряд (и разряд) выходных конденсаторов. Для того, чтобы это происходило более плавно, на выходе схемы (после конденсаторов) установлены балластные резисторы. Чем меньше их номинал, тем быстрее будут заряжаться (и разряжаться) выходное конденсаторы при включении и выключении питания. Но уменьшать номинал этих резисторов меньше ~100 кОм нельзя, так как итоговое сопротивление балласных резисторов зависит и от входного сопротивления усилителя – ведь фактически через межблочный кабель они включены параллельно.
      Второй источник переходных процессов – цепи накала. Допустиммый потенциал между накалом и катодом лампы обычно не превышает 100…200V. При включении устройства накалы ламп разогреваются с разной скоростью и в это время напряжения в схеме нестабильны. Вполне может случиться так, что накал выходной лампы разогреется раньше, чем у лампы второго каскада. В этом случае потенциал на сетке и, как следствите – на катоде выходной лампы может быть близок к напряжению источника питания, что может вызывать пробой между катодом и накалом. Это проявляется как довольно громкий щелчек и для выходной лампы это вредно.
      Для того, чтобы пробоя не было, потенциал цепей накала “поднимают” над общим на +40…+80V.
      В описании модифицированной схемы я об этом рассказал.
      Если цепи питания накалов “подняты”, то причину щелчков нужно искать в неисправности выходных или межкаскадных конденсаторов – пробой при превышении допустимого напряжения или большой ток утечки, или конденсаторов в цепи коррекции – что очень маловероятно, но возможно.

      В самом общам случае – для питания ламповых конструкций желательно предусматривать более-менее плавное нарастание анодного напряжения, чтобы оно подавалось в схему тогда, когда накалы ламп уже разогреты.

      С Уважением,
      Виктор

  23. Виктор, спасибо за ответ!
    Включение проходит тоже не идеально, но без щелчеов. Проблема при выключении питания.

    С уважением,
    Андрей

    • Андрей, тогда вообще все просто. На накал цепляете очень небольшое низковольтное реле, контакты которого замыкают выход (через резистор 10…20 ом) на общий при выключении питания. 🙂

  24. Проверил схему, в цепи питания накала стоят два конденсатора 4700мкФ, нити подключены последовательно. Может поставить что-нибудь поскромнее?

    С уважением,
    Андрей

  25. Приветствую! 15-20 лет назад обнаружил интересный эффект – при подключении в параллель к многополосной акустике широкополосного динамика (всегда попадался под руку бумажный ШП от телевизора), происходило сильное, как-бы это выразиться – «прояснение» звучания на СЧ и ВЧ. Динамик располагался сбоку от АС на уровне около СЧ динамика. Этот дополнительный динамик использовался без оформления, без фильтров – единственное, для получения наиболее сильного такого эффекта надо было найти оптимальное его расположение – подвигать вверх-вниз вдоль АС и сориентировать ось излучения. Никогда не сталкивались с таким эффектом? Я себе взял на заметку это наблюдение – может в будущем использую при конструировании АС. Единственная проблема – подводимая мощность к этому доп. динамику.

    • Алексей, добрый день.

      При таком подключении ШП динамик выступает как шунт, отбирающий на себя часть подводимой мощности. Происходит два эффекта – во-первых ШП как правило играет “чище” (или хотя-бы “иначе” 🙂 ) в СЧ области, чем многополосная акустика и во-вторых в области НЧ подключение такого “активного шунта” уменьшает итоговую добротность оформления – в итоге уровень НЧ немного уменьшается, а резонансные пики и пики импеданса – становятся меньше по уровню, демпфируются. Но нужно помнить, что итоговый импеданс акустики – понижается и это нужно учесть при подключении усилителя.

      Такое “прямое” подключение – один из вариантов дополнения ШП динамика НЧ звеном.
      Если ШП динамик имеет хороший запас по смещению подвеса (например TB W8-2145 или W8-1772 такой запас имеют), то подключив параллельно 15″ НЧ динамик с хорошей отдачей, более-менее низкой резонансной частотой и высокой добротностью (что-нибудь вроде Eminence Alpha) в итоге можно получить довольно интересную ШП АС в оформлении ЗЯ+ПАС и с вполне приличным звуковым давлением в широкой полосе частот.
      Если я не ошибаюсь- один из подмосковных мастеров предлагает нечто подобное.

      С Уважением,
      Виктор.

  26. Приветствую! Подскажите какие именно диоды по питанию в Ямамото HA-03.
    С Уважением.

Leave a Reply to easytube Cancel reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *