Проект Онкен. Часть 2 – Ожидаемый результат

В ходе раздумий и расчетов, я решил остановить выбор на такой конфигурации – два модуля, НЧ – Bass Reflex от Jensen (известный так же как Onken) c 15″ НЧ головкой Eminence Kappa 15A и рупорный СЧ-ВЧ модуль, за основу был взят вариант c СЧ драйвером K-55V (Atlas Sound PD-5VH), установленным на рупор Altec 511B,  ВЧ драйвером APT-50 от Eminence и, как начальный вариант – кроссовером Klipsch Type A.

НЧ модуль для меня каких либо секретов не представлял. Это обычный фазоинвертор, но с тремя особенностями. Первая особенность –  состоит в том, что порт у такого фазоинвертора распределен – на два отдельных, располагающихся между полом и потолком по вертикали, что существенно уменьшает возможность возникновения комнатных “стояков”. Вторая особенность – состоит в том, что итоговая добротность такого оформления НЧ динамика получается несколько ниже, чем “традиционно- рекомендованная для ФИ”. С учетом того, что реальная комната из-за переотражений и резонансов  дает некоторый подъем в НЧ области, снижение общей добротности делает звучание НЧ более ровным и наполненным. Третья особенность – это большая (по сравнению с современной акустикой) площадь отверстия фазоинвертора, что обеспечивает уровень излучения портов, сравнимый по эффективности с излучением диффузора динамика. Здесь нужно упомянуть, что в “классическом” фазоинверторе площадь порта выбирается равной эффективной площади диффузора динамика и никаких “труб” нет (см – Phase_Inversion_Enclosure_)

Характеристики Eminence Kappa 15A –Kappa_15A

Расчет оформления (один из вариантов) – Onken_Design_Calc

ZЧХ Kappa 15A, установленного в мой Онкен – Kappa_15a_in_Onken

Как видно, это типичная ZЧХ верно настроенного традиционного фазоинвертора.

Чертежи, рабочий вариант, возможны мелкие неточности –

Всего было изготовлено несколько комплектов такой акустики, на различных динамиках. Два варианта представлены на этих фото.

 

Фото очень интересного варианта  на динамике Goodmans Axiom 201 (проект для моего хорошего знакомого Николая, 2010-2011 год).

17 thoughts on “Проект Онкен. Часть 2 – Ожидаемый результат

  1. Atlas Pd-5VH как этот СЧ хорошо играет и с чем его хорошо скрещивать из НЧ головок???? Спасибо.

    • Klipsch K-55V (Atlas PD-5VH) вполне ровно работает в диапазоне от примерно 300 до 5500 Гц при нагрузке на рупор трактриссу или экспоненту. В верхней области (от 4К) наблюдается плавный спад, что позволяет согласовать его с хорошим ВЧ драйвером фильтром первого порядка. В области 6К есть небольшой пик, заметность которого зависит от конструкции рупора. С СЧ фильтром второго порядка этот пик незаметен. Драйвер обладает очень хорошим разрешением и слитным, музыкальным звучанием.

  2. хочу построить колонки ONKEN-большой.Кто поможет пенсионеру нормальными чертежами.Буду очень благодарен. Вячеслав.

    • Вячеслав, добрый день.
      Чертежи во многом определяются параметрами динамиков. В зависимости от Fs, Vas, Qts – будет меняться объем требуемого ящика, ширина и глубина портов. Если параметры известны, я могу подсчитать примерные габариты. Далее, выбрав материал и зная его толщину – можно нарисовать подробные чертежи с точными размерами.

      • хочу построить колонки ONKEN .Кто поможет пенсионеру нормальными чертежами.Буду очень благодарен
        динамики Ломо 4а32 планирую

        • Андрей, добрый день.

          4А32 имеют очень большой разброс параметров, поэтому решения “собрал и (отлично) работает” для них не существует.
          Нужно снять параметры той пары динамиков что у вас есть, убедиться что это именно “пара”, а не просто два внешне похожих динамика с совершенно разными параметрами и затем уже заняться корпусами для них. Онкен (ФИ) или ПАС – будет ясно только после проведения измерений. И да, если хотите получить более-менее ровную АЧХ на СЧ – в любом из оформлений придется применить корректирующий фильтр.

          С Уважением,

          Виктор

  3. Добрый день Виктор.
    По акустической системе у меня вопрос, почему выбран СЧ драйвер K-55V, а не например altec 802?
    Спасибо.

    • Дмитрий, добрый день.

      Так сложилось исторически – проект “вырос” из акустики Klipsch, поставками которой я в свое время занимался. Помимо этого, K55-V был интересен феноловой диафрагмой. В одном из вариантов (на сайте он не приведен) я очень успешно применил современные JBL2426. Думаю, что и Altec 802 вполне подойдет 🙂

      С Уважением,

      Виктор

  4. Добрый день Виктор.
    Позвольте задать еще пару вопросов.
    Про онкен: по расчетам (которые у Вас приведены) объем ящика получился больше чем указанный на чертежах, почему так?(разница в 30 литров примерно)
    Это результат настройки подгонки или что то еще?
    Какая должна быть итоговая добротность?
    Сколько не пытался повторить Ваши расчеты всё мимо.
    Про ящик для СЧ рупора: он необходим как конструктивный элемент ( добавочная площадь отражения…) или больше как декоративный элемент?
    И все таки Ваши предпочтения :фенолик или алюминий или титан(вопрос про мембрану компрессионного драйвера)?
    Вы наверно многие драйвера выслушивали- использовали.
    Сразу извиняюсь за назойливость, я реально заинтересован. В моих планах построение подобной АС (вуфер только другой и я в больших раздумьях по поводу выбора компрессионного драйвера, рупор altec 511 имеется)
    В общем как всегда у неофита- информационный хаос.
    Спасибо!
    С уважением Дмитрий.

    • Дмитрий, добрый день.

      Расчеты для Eminence Kappa выполнены в программе Eminence Disigner, она позволяет учесть наполнение корпуса звукопоглощающим материалом с некоторой коррекцией объема. Выложен один из вариантов расчета, при котором наполнитель размещается только на задней стенке (Fill=Normal). При этом расчетная акустическая добротность (QL) получилась = 5.367 (или 0.5367 если нормировать на более привычную шакалу), частота настройки порта Fb = 32.13Hz, что несколько ниже резонансной частоты динамика Fs = 33Hz.
      Собственно, смысл приведенных цифр в том, чтобы показать как ведет себя динамик в “классическом” ФИ оформлении, практически настроенном на его резонансную частоту, как это рекомендовано в статье про Bass Reflex Phase Inversion Enclosure. На приведенных графиках нужно обратить внимание на Group Delay (максимальное значение примерно 16 mS) и на Cone Displacement (примерно 15mm). Очевидно, что при таком объеме воздуха в ящике задержка “отклика” велика (на практике не желательно, чтобы Group Delay была больше 12 mS) и ход диффузора слишком велик (паспортный Xmax= +-0.157″ = +-4mm, т.е. 8mm), хотя и не превышает Xmech. Это значит, что бас будет “затянут”, а нелинейные искажения, вызванные “болтанкой” динамика вблизи резонансной частоты – слишком велики.
      Вывод следующий- классика классикой, а на практике получается- что не нужно гнаться за максимально “низким” басом, а для получения “быстрого и плотного” баса порт ФИ нужно настраивать на более высокую частоту, при расчетах варьировать объем ящика и степень наполнения, контролируя цифры QL, Xmaх и Group Delay.
      Что и было сделано в той конструкции, чертежи которой выложены на сайте. Промежуточные измерения, чертежи и заметки сделанные в ходе отладки – к сожалению или утеряны или хранятся в каком-то надежном месте – поэтому выложил только то, что нашел.
      Как видно из результатов измерений, частота настройки ФИ (где график фазы проходит через 0) ~ 38Hz, итоговая добротность динамика в этом оформлении и в этой комнате получилась Qts = 0.679 – в общем, именно то, что нужно.

      Хотелось бы мне сказать – вот, мол, такой вот я умный – посчитал, подумал- и сразу сделал “как нужно”. На самом деле, конечно фанеры было попилено весьма приличное количество….

      По поводу ящика для СЧ – передняя панель крайне желательна, остальное – только для того, чтобы спрятать кроссовер. Рекомендую не повторять моих ошибок и сразу выполнить кроссовер в виде отдельного модуля – так гораздо удобнее, скажем так – значительно удобнее, чем некое возможное влияние длинных проводов на СЧ и ВЧ – и не нужно каждый раз при подстройке лезть в акустику с паяльником (паяльник, кстати, при этом так и норовит прилипнуть к магнитам излучателей) 🙂

      По драйверам рекомендация такая – фенолик дает более ровную, но и более узкую АЧХ. Двухполосную акустику на нем сделать нереально. Титан – есть исключительно хорошие драйверы с титановыми диафрагмами большого диаметра (Altec, JBL, Radian) и в этом случае возможно собрать двухполосную систему. Из недавно появившихся я бы порекомендовал драйвера FaitalPro Neo. При выборе драйверов обратите внимание на материал магнитной системы и на нижнюю частоту – и количество подходящих вариантов ограничится 3…5 моделями.
      По драйверам с диафрагмами из алюминия – на мой взгляд, этот вариант не для дома. Мне так и не удалось услышать ни одного (в том числе и среди доработанных силиконом уксусом и морозом по известной методике) – который бы звучал лучше недоработанного JBL c титаном или того же Klipsh (Atlas Sound) на феноле с магнитом AlNiCo.

      Хорошего Звука,

      С Уважением,

      Виктор

  5. Добрый день Виктор.
    Спасибо за Ваши столь подробные комментарии!
    Позвольте, пожалуйста, задать еще пару вопросов.
    С каким усилителем планировалось использовать данную АС, т.е. под какое выходное сопротивление усилителя (лампа или транзистор)?
    Были ли еще варианты кроссовера?
    Спасибо.

    • Дмитрий, добрый день.

      Усилителей в моей системе традиционно два – ламповый однотактник и ламповый же двухтактник. И тот и другой – традиционно с выходным каскадом на триодах, в “чистом” классе А. Есть еще раритетный транзисторник Marantz 240 – на всякий случай 🙂 Могу вполне уверенно сказать, что все усилители справлялись с этой акустикой вполне адекватно. Естественно, однотактник дает несколько более “пушистый” звук на НЧ – но не более того.
      По кроссоверам рекомендую посмотреть сайт ALK Engineering (Al Klappenbirger) http://www.alkeng.com –> выбирайте в меню слева “Klipsch”, далее “DIY design downloads” и далее “Universal upgrade Khorn / Belle Klipsch / La Scala Crossover design”. Это один из самых лучших кроссоверов для подобной акустики.

      Хорошего Звука,

      Виктор

  6. добрый день Виктор!
    Хочу повторить Вашу АС один в один. Ничего не хочу выдумывать. Но прежде очень интересно узнать какой бас у этих АС и какую музыку Вы на них слушаете? Очень низко бас мне не нужен, от 40 Гц вполне устраивает, но он должен быть четким и быстрым. Слушаю тяжелую и быструю музыку. И по расстановке, очень важно, чтоб ставить вплотную к стене и возможно в углы. Как такая расстановка влияет на звук?
    Большое спасибо.
    С уважением,
    Владимир.

    • Владимир,

      Рекомендую повторить один из этих проектов —
      http://www.critesspeakers.com/cornscala-style-c.html
      http://www.critesspeakers.com/cornscala-style-d.html
      Это то, что вам нужно. Рупорный вариант СЧ и ВЧ позволяет размещать акустику вплотную в стене или в углах – с сохранением объемной звуковой “картинки”.

      С Уважением,

      Виктор

      • Спасибо, я знаю этот сайт и думал об этом. Вариант двухполоски понравился. Проблема в том, что надо 15″ вуферы и кроссоверы покупать у них. Если можно заменить на Eminence, то можно будет повторить их Cornscala Style D

        • Владимир,

          Хм… собственно, динамики все равно придется где-то покупать – почему не у BC?
          Eminence CW1526CF (aka “new” Klipsch K-33) это практически Eminence Kappa 15A (LFA) с центральным колпаком из ткани. С кроссовером там вообще мудрить особо не нужно – стандартный кроссовер второго порядка с частотой раздела 500 Гц + цепь Зобеля на НЧ. “Секретом” являются только номиналы резисторов делителя, согласующего по уровню НЧ и СЧ+ВЧ. Кроссоверы вообще лучше заказать у ALK Engineering. 🙂

          С Уважением,

          Виктор

          • Виктор,
            я все понимаю. Но пересылка динамиков в Европу плюс таможня и цена получается далеко не такая как на сайте. Плюс этот сайт не несет никакой ответственности за пересылку. Не известно в каком виде они дойдут. Поэтому ищу то, что можно купить в Европе.

Leave a Reply to Дмитрий Cancel reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *