Несколько месяцев назад я получил интересное предложение – изготовить “правильный” конвертор балансного аудиосигнала в небалансный. Казалось бы, задача довольно проста – можно взять одну из фаз балансного сигнала и подать ее на небалансный вход. Собственно, так это и делается в большинстве подобных переходников. Например:


Примечание: На мой взгляд, вывод “3” XLR разъема не всегда (а точнее – почти никогда, за исключением студийного и сценического оборудования) не следует соединять с выводом 1.
Но есть нюансы 🙂 . Во-первых, в этом случае “корпус” и сигнальный общий устройств будут соединены гальванически. Во-вторых – теряются все примущества балансного выхода.
Если все делать правильно, то необходимо не просто взять одну фазу балансного сигнала, а провести преобразование балансного сигнала в небалансный. Это можно сдеать при помощи специальной схемы или, что более предпочтительнее с аудиофильской точки зрения – применить специализированный трансформатор. Из доступных на сегодняшний день изделий подходящие трансформаторы есть у Jensen и Lundahl.
В моем случае уровень входного балансного сигнала был довольно высок – около 5.8V RMS (+17.5dBU), поэтому я выбрал трансформатор LL1948 от Lundahl.
Схема правильного XLR->RCA аудиоконвертора:

Переключатель S1 позволяет гальванически разъединить источник и приемник сигнала и при необходимости разорвать паразитную петлю по “общему”. Это может быть полезным, если “общие” (“корпуса”) источника и премника уже соединены, например через разветвитель питания.
Основные технические характеристики:
- Коэффициент передачи = 1:2
- Входной импеданс на частоте 1000 Hz, не менее = 10 кОм, при этом сопротивление нагрузки на вторичную обмотку (RCA) должно быть не менее 2.5 кОм
- При типичной нагрузке на RCA выход = 10 кОм входной импеданс на частоте 1000 Hz = ~ 40 кОм.
- Номинальный диапазон рабочих частот при уровне входного сигнала = 9V RMS (~24V Peak-to-Peak): 25Hz…100 кНz
- Номинальный диапазон рабочих частот при уровне входного сигнала = 3V RMS: 15Hz…115 кНz, измерено при выходном сопротивлении балансного источника сигнала = 50+50 Ohm и нагрузке на RCA выход = 10 кОм.
- Фазовый сдвиг на краях диапазона не превышает +- 1 град.
Несколько фото:
Впечатления счастливого владельца:
Виктор, добрый день!
Посылку пару дней как получил и отслушал уже всё тщательно. Получилось просто супер. Не могу знать сколько там в конечном результате от балансного включения ЦАПа, а сколько от самого трансформатора, изолировавшего компоненты, но итоговый результат на слух очень и очень хорош. Специально даже друга позвал, чтобы вместе сравнить с таким же межблоком без трансформатора и проверить свои выводы. Звучание в целом улучшилось по мелочи в разных аспектах, но вот высокие частоты просто преобразились. Я как-то даже не замечал, что моя система так песочила, пока это не пропало. Эффект довольно заметный и исключительно положительный. Сейчас межблоки соединяют ЦАП Holo Audio May KTE и усилитель Riviera AIC-10 (версия без балансных входов).
Отдельное спасибо за тщательную упаковку. Наверное, одна из самых защищенных посылок, что я когда-либо получал.
Хорошего дня! Тихон.
Ноябрь 2021 г. Владивосток
Виктор, привет!
Круто! А в обратную сторону как? Мне “балансный” усь нужно к RCA подключить. Распаял как пишут в интернетах – по моему работает криво.
Сергей, добрый день.
В обратную сторону – наоборот 🙂 Но трансформатор нужно включить 1:1 или 1:2, плюс нужно учесть входное сопротивление по балансному входу. В большинстве случаев будет работать без проблем.
С Уважением,
Виктор
Здравствуйте, а если нужно RCA to XLR , то есть небалансный выход предусилителя соединить с балансным входом усилителя мощности?
Этот трансформатор можно использовать?
Александр, добрый день.
Да, конечно можно.
С Уважением,
Виктор
А что-нибудь для нищих можете посоветовать? Мне FOCUSRITE Scarlett с усилителем домашним соединить))))
Добрый день,
В этом случае можно попробовать обычный кабель-переходник.
С Уважением,
Виктор