Несколько месяцев назад я получил интересное предложение – изготовить “правильный” конвертор балансного аудиосигнала в небалансный. Казалось бы, задача довольно проста – можно взять одну из фаз балансного сигнала и подать ее на небалансный вход. Собственно, так это и делается в большинстве подобных переходников. Например:


Примечание: На мой взгляд, вывод “3” XLR разъема не всегда (а точнее – почти никогда, за исключением студийного и сценического оборудования) не следует соединять с выводом 1.
Но есть нюансы 🙂 . Во-первых, в этом случае “корпус” и сигнальный общий устройств будут соединены гальванически. Во-вторых – теряются все примущества балансного выхода.
Если все делать правильно, то необходимо не просто взять одну фазу балансного сигнала, а провести преобразование балансного сигнала в небалансный. Это можно сдеать при помощи специальной схемы или, что более предпочтительнее с аудиофильской точки зрения – применить специализированный трансформатор. Из доступных на сегодняшний день изделий подходящие трансформаторы есть у Jensen и Lundahl.
В моем случае уровень входного балансного сигнала был довольно высок – около 5.8V RMS (+17.5dBU), поэтому я выбрал трансформатор LL1948 от Lundahl.
Схема правильного XLR->RCA аудиоконвертора:

Переключатель S1 позволяет гальванически разъединить источник и приемник сигнала и при необходимости разорвать паразитную петлю по “общему”. Это может быть полезным, если “общие” (“корпуса”) источника и премника уже соединены, например через разветвитель питания.
Основные технические характеристики:
- Коэффициент передачи = 1:2
- Входной импеданс на частоте 1000 Hz, не менее = 10 кОм, при этом сопротивление нагрузки на вторичную обмотку (RCA) должно быть не менее 2.5 кОм
- При типичной нагрузке на RCA выход = 10 кОм входной импеданс на частоте 1000 Hz = ~ 40 кОм.
- Номинальный диапазон рабочих частот при уровне входного сигнала = 9V RMS (~24V Peak-to-Peak): 25Hz…100 кНz
- Номинальный диапазон рабочих частот при уровне входного сигнала = 3V RMS: 15Hz…115 кНz, измерено при выходном сопротивлении балансного источника сигнала = 50+50 Ohm и нагрузке на RCA выход = 10 кОм.
- Фазовый сдвиг на краях диапазона не превышает +- 1 град.
Несколько фото:
Впечатления счастливого владельца:
Виктор, добрый день!
Посылку пару дней как получил и отслушал уже всё тщательно. Получилось просто супер. Не могу знать сколько там в конечном результате от балансного включения ЦАПа, а сколько от самого трансформатора, изолировавшего компоненты, но итоговый результат на слух очень и очень хорош. Специально даже друга позвал, чтобы вместе сравнить с таким же межблоком без трансформатора и проверить свои выводы. Звучание в целом улучшилось по мелочи в разных аспектах, но вот высокие частоты просто преобразились. Я как-то даже не замечал, что моя система так песочила, пока это не пропало. Эффект довольно заметный и исключительно положительный. Сейчас межблоки соединяют ЦАП Holo Audio May KTE и усилитель Riviera AIC-10 (версия без балансных входов).
Отдельное спасибо за тщательную упаковку. Наверное, одна из самых защищенных посылок, что я когда-либо получал.
Хорошего дня! Тихон.
Ноябрь 2021 г. Владивосток
Виктор, привет!
Круто! А в обратную сторону как? Мне “балансный” усь нужно к RCA подключить. Распаял как пишут в интернетах – по моему работает криво.
Сергей, добрый день.
В обратную сторону – наоборот 🙂 Но трансформатор нужно включить 1:1 или 1:2, плюс нужно учесть входное сопротивление по балансному входу. В большинстве случаев будет работать без проблем.
С Уважением,
Виктор
Здравствуйте, а если нужно RCA to XLR , то есть небалансный выход предусилителя соединить с балансным входом усилителя мощности?
Этот трансформатор можно использовать?
Александр, добрый день.
Да, конечно можно.
С Уважением,
Виктор
А что-нибудь для нищих можете посоветовать? Мне FOCUSRITE Scarlett с усилителем домашним соединить))))
Добрый день,
В этом случае можно попробовать обычный кабель-переходник.
С Уважением,
Виктор
Здравствуйте. А разве на стороне XLR выводы трансформатора 4 и 1 не должны быть соединены с общим проводом балансного выхода?
Добрый день,
Это зависит от поставленной цели при разработке конвертора и от комплекта оборудования, c которым планируется его применение. В данном конкретном случае (трансформаторный аудиоконвертор с коэффициентом передачи 1/2 и возможным разрывом земляной “петли” между источником и приемником сигнала) в такой коммутации обмоток трансформатора не было необходимости.
С Уважением,
Виктор
Здравствуйте, благодарю за ответ. С КУ понятно, но земля источника и приемника в любом случае ведь разорвана, потому что трансформатор? и смысл гашения синфазных помех в XLR при Вашей схеме коммутации теряется, или нет?
Дмитрий, добрый день.
Смысл не то чтобы теряется, он немного уменьшается 🙂 Конечно, если среднюю точку первички соединить с “экраном-общим” (вывод 1) XLR, коэффициент подавления синфазной помехи будет выше, так как появится собственно “точка баланса”. В данном конкретном случае сигнальные кабели не длинные и синфазная помеха не актуальна. А чистота “общего” и потенциальное наличие “земляных петель” не очень ясны, посколку корпуса устройств могут быть объеденены через кабели птания и общий распределитель. Поэтому (на всякий случай) сделано так. Собственно, компания Jensen в datasheet на свои сигнальные трансформаторы рекомендует примерно такое же решение, упоминая при этом про длину сигнальных кабелей.
С Уважением,
Виктор
Здравствуйте! Вы на заказ эти устройства делаете? Можно как-то лично с вами связаться, что-бы описать конкретную область применения?
Здравствуйте! Хочу мультимедийку подключить по XLR к усилителю, усилитель имеет вход только RCA, можете помочь, сколько стоит и как с вами связаться. Спасибо.
Сергей, добрый день.
Для подключения мультимедийной приставки к усилителю вполне достаточно стандартного XLR->RCA переходника. Найти и приобрести его можно например здесь –
https://www.allcables.ru/catalog/perehodniki-xlr-rca-2781/
С Уважением,
Виктор