Правильный Комплект. Предусилитель и Корректор.

Как – то на одном из форумов промелькнула тема – “Правильному усилителю – правильную акустику”.  А я скажу вот что – “Правильному усилителю – правильный предусилитель”.

Чем же ваш предусилитель так “правилен?” – спросите вы меня. И будете по-своему правы. 🙂

Функционально предусилитель состоит из трех блоков – блок питания, блок RIAA корректора и, собственно – каскада предусилителя с регуляторами уровня и коммутатором входов. Для уменьшения наводок и для большего удобства расположения в стойке с аудиооборудованием блок питания выполнен в отдельном корпусе. 

Схема блока питания – вполне традиционна для моих конструкций и каких-либо особенностей не имеет. Все питания – стабилизированы, выпрямитель – на полупроводниковых диодах – в качестве регулирующего элемента применен биполярный транзистор. Напряжение для питания накала – выпрямленное и стабилизированное. 

Блок предусилителя – схемотехнически эквивалентен усилителю “Zen Guru” и на сегодняшний день я считаю такое решение лучшим для предусилительного каскада. В этом варианте предусмотрены только RCA входы и выходы, без развязывающего балансного трансформатора на входе. Выходные трансформаторы – Hashimoto, лампы – Zenith 6J5GT 50-х годов. Регулятор уровня – Gold Point, на базе переключателей ЕLMA и резисторов KOA Speer – на мой взгляд – это оптимально лучшее решение как по надежности, так и по звуковым характеристикам.

Несколько слов о RIAA корректоре.  В ходе обсуждения конструкции было решено, что корректор, во-первых должен вносить по-возможности минимальный окрас в общий звуковой почерк, обладать отличной разрешающей способностью, ясностью во всей полосе частот и стабильные звуковые характеристики – “сцена” не должна “плавать” в зависимости от спектрального состава и громкости воспроизведения. Думаю, что в меру своих сил и в рамках выделенного бюджета 🙂  я вполне справился с поставленной задачей. Корректор побывал на нескольких прослушиваниях в аудиосистемах очень высокго класса и всегда отмечались как исключительно четкая проработка тонкостей ритмической составляющей музыки, так и четкость, стабильность сцены, эшелонирование музыкальных инструментов и голосов исполнителей. Пожалуй, что для записей “старого” джаза “эшелонирование” даже слишком хорошее, например вполне очевидно слышно, что соло на ударных в “Take Five” Dave Brubeck (примерно 3-я минута) на записи “приближено” звукооператором, а в “Our Love Is Here To Stay” слышно, что Ella и Louis располагались в студии на некотором расстоянии…

По схеме:   

Два каскада на лампах 6AC7 в триодном включении. В качества анодной нагрузки я применил интегральные источники тока, такое решение позволило получить максимальное усиление при очень низком уровне гармонических искажений, который растет очень незначительно при увеличении амплитуды выходного сигнала до начала его ограничения. Первый каскад – с источником тока в качестве анодной нагрузки, второй каскад – так называемый “гибридный” SRPP. В частности, приведенный на схеме каскад имеет коэффициент усиления 42,  выходное сопротивление ~ 800 Ом, максимальный размах выходного напряжения на нагрузке 10 кОм ~ 36V rms,  при этом коэффициент гармоник составляет не более 0.3%.  Цепь коррекции включена между каскадами, в качестве элементов коррекции я применил рулонные полистирольные конденсаторы и carbon film резисторы, межкаскадный конденсатор – металлобумажный, выходной – составной из включенных параллельно пленочного MKP и металлобумажного конденсаторов. Естественно, лампы  для корректора пришлось тщательно отбирать как по микрофонному эффекту, так и по требуемому усилению и искажением. У меня получилось подобрать две подходящие пары примерно из 30 шт. Конструктивно сокеты ламп первого каскада размещены на монтажных панелях с виброразвязкой, остальные сокеты – на верхней стороне шасси. В этой конструкции я отошел от типичной монтажной схемы корректоров “общая шина от входа до выхода”. Для минимизации наводок оказалость более правильным не объединять общий с корпусом на клемме заземления возле входных разъемов, а протянуть от клеммы отдельный провод и соединить общий с корпусом возле первого каскада.

В целом – построение корректора  по схеме двух последовательных каскадов, нагруженных на источники тока – мне кажется перспективной в смысле “звука” идеей которую, на мой взгляд – например точно имеет смысл опробовать на “наших” лампах 6С45П, отзывы о звуковых характеристиках которых весьма противоречивы. Мне кажется, что в этом случае 6С45П могут раскрыться с очень неожиданной стороны.

PS (2019 год) За прошедшие два года Корректор был повторен несколько раз и обрел свое имя – “CODA!”  (Ко́да), так же как название замечательного винила Led Zeppelin.  “…Ко́да в музыке — дополнительный раздел в конце музыкального произведения. Содержание коды может явиться «послесловием», выводом, развязкой и обобщением тем, развитых в разработке…” 

Конечно, шутники будут читать как “сода” (NaHCO3) 🙂 – ну и пусть, неплохо прочищает 🙂

Октябрь 2017г.                                                                      г.Владивосток

15 thoughts on “Правильный Комплект. Предусилитель и Корректор.

  1. День добрый!
    что такое IXYS10450… как то не гуглится оно
    чем можно заменить ?

  2. Виктор, Спасибо!
    будем искать.. на mouser их нет 🙁
    на aliexpress как то покупать страшновато

    • Игорь, добрый день.

      На Aliexpress оригинальных IXYS нет и скорее всего быть не может, в лучшем случае вы получите просто полевые транзисторы – это проверено 🙂

      С Уважением,

      Виктор

  3. Здравствуйте, Виктор!
    после эпизодических поисков я нашел таки IXYS
    буду ваять этот ФК
    пожалуйста подскажите какой у него коэффициент усиления

    С уважением,
    Игорь

    • Игорь, добрый день.

      По коэффициенту усиления – на схеме же все указано 🙂 Первый каскад = 50, второй каскад = 42, получаем ~ 2100 (~66dB) -20dB теряется в пассивной коррекции между каскадами, Итого ~ 46dB –>> ~200. Обратите внимание на отбор ламп.

      С Уважением,

      Виктор

  4. Виктор.
    Спрашивал, т.к. не знал сколько теряется в коррекции
    прояснили
    Спасибо!
    С Уважением.

    • Игорь, добрый день.

      Амплитудный диапазон коррекции примерно 40dВ, то есть: Относительно “0”dB на 1 kHz получается–>> +20dB на 20Hz и -20dB на 20kHz. Соответственно, при пассивной межкаскадной коррекции для того, чтобы относительно уровня сигнала на 1kHz НЧ были “больше” на 20dB, нужно уровень сигнала на 1 kHz ослабить относительно входного в 10 раз (20dB). 🙂

      С Уважением,

      Виктор

  5. Здравствуйте Виктор!
    еще вопросик
    принципиально ли расположение элементов БП R8 & R9
    в корпусе блока питания либо в корпусе фонокорректора ?
    учитывая, что длинна проводов от БП будет 50-80см… если это принципиально…

    макет давно собрал на 6ж4, отлично работает, хочу окультурить аппарат 🙂

  6. Виктор, добрый день!
    Вопрос неофита. Почему в Coda применены 6CA7, если столь непросто подбрать правильную пару?

    С уважением,
    Андрей

    • Андрей, добрый день.

      В идеале желательно бы применить немецкую С3g 🙂 Но, поскольку даже в лучшие времена эта лампа была не из самых распространенных, то ей найдена подходящая замена – 6AC7, VT112, 6Ж4. В нынешних условиях NOS лампы не очень-то доступны, поэтому можно ориентироваться на 6Ж4. Она стоит недорого и необходимое количество для подбора легко приобретается.

      Схемотехническая идея в том, что нужна лампа со сравнительно низким динамическим внутренним сопротивлением (2…5 кОм), высоким усилением (40…60) и током покоя в рабочей точке 10…20 mA. Это позволило обойтись всего двумя каскадами усиления (без буфера-катодного повторителя в качестве выходного каскада) и более-менее низкоомной цепью коррекции. Это, в свою очередь, принципиально меняет как “динамические” особенности звучания, так и спектр шума на выходе корректора. Вклад резисторов в “шумовую полку” получается очень незначительным, в разы меньшим, чем например в традиционных схемах с каскадами на лампах с высоким динамическим внутренним сопротивлением. То есть основной шум в этой схеме – от ламп 🙂
      Схемотехническая идея может быть продолжена с другими лампами – например с пальчиковыми триодами 6С45П (6С15П) или с тетродами в триодном включении 6Ж43П и т.п. Кстати, характеристики 6Ж43П в триодном включении очень близки к характеристикам 6С45П и электродные системы у них подозрительно похожи.

      С Уважением,
      Виктор

Leave a Reply to Игорь Cancel reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *