Однотактный усилитель на лампах 6AC7 и 6CB5A

Этот усилитель был собран в 2009 году и с тех пор является “вспомогательным” в моей системе.

Схема усилителя. Amp_6AC7_6CB5A_001

Я привел два варианта схемы – первый –  выходной каскад с фиксированным смещением и входной – с автоматическим и второй – выходной каскад с автоматическим смещением и первый каскад – с фиксированным. Для акустики “онкен” или ФИ на НЧ динамиках большого размера  (12″-15″) я бы порекомендовал первый вариант, а для для рупорных, ШП  или систем открытого типа я бы порекомендовал второй вариант. Тем не менее, ничто не мешает применить входной каскад из первого варианта – во втором и наоборот. 🙂 Звучание усилителя, конечно, будет меняться-  но в любом из вариантов останется динамичным, цельным и, так сказать “музыкальным”. В целом, фиксированное смещение “стабилизирует и прочищает” НЧ регистр, улучшая разрешение и снижая фазовый сдвиг в этой частотной области. На некоторой акустике (как правило, это часто бывает с ШП в рупорном оформлении)  при воспроизведении рок-музыки такое звучание может показаться обедненным, слегка зажатым, как бы с некоторой нехваткой так называемого “драйва”.  Автоматическое смещение решает эту проблему. 🙂

Конструкция двухкаскадная, с емкостной связью между каскадами. Первый каскад – усилитель напряжения на лампе 6AC7 (6Ж4) в триодном включении. В качестве анодной нагрузки выбран интегральный регулируемый источник тока от IXYS. Режим работы первого каскада – напряжение анод-катод =200…210В, ток =10…12mA, напряжение смещения = -3..-3.2V. В качестве источника напряжения смещения можно применить высококачественную литиевую батарейку-таблетку (желательно выбирать батарейку с выводами на корпусе). Или, в случае автоматического смещения – высококачественный резистор (например, Kiwame) зашунтированный не менее высококачественным конденсатором (например, Panasonic серии FC емкостью 2200 мкФ на рабочее напряжение 6.3V  *** – на схеме этот конденсатор не маркирован). Коэффициент усиления каскада = 48…50, максимальное выходное напряжение при напряжении источника питания 320V составляет 55V RMS, коэффициент гармоник при этом не превышает 1.5%. 6AC7 в триодном включении с источником тока в качестве анодной нагрузки имеет чистое, ясное, динамичное и в тоже время выразительное, музыкальное звучание. Я считаю, что это одна из лучших драйверных ламп для двухкаскадных усилителей. Межкаскадный конденсатор – Jensen Copper Foil Paper in Oil Silver Leads 1uF 630V. Выходной каскад выполнен на лампе 6CB5A (6П20С) в триодном включении. Режим работы каскада – напряжение анод-катод = 290…300V, ток покоя = 75…80 mA, напряжение смещения -60…-65V. Выходная мощность – не менее 8 Вт. 6CB5A в триодном включении обладает рядом уникальных характеристик. Во первых, отличной линейностью ВАХ и, как следствие- небольшим коэффициентом гармоник. Во вторых, сравнительно низким внутренним сопротивлением, что позволяет применить выходной трансформатор с небольшим Ra (от 2K – *** я применил Hammond T-1627SEA c Ra = 2.5K), В третьих она хорошо “звучит” как с фиксированным, так и с автоматическим смещением. Все это наводит на мысль о некотором отдаленном сходстве 6CB5A и 300B. 6CB5A выпускалась несколькими компаниями, мне встречались лампы от RCA, Sylvania, Westinghouse, GE, Amperex, Tung-Sol. Вот некоторые из них-

. 6CB5A_RCA_GE_TS

Конструктивно они так же несколько различаются – бывают со светлыми или черными анодами коробчатой или эллипсообразно-цилиндрической конструкции. Очень редко встречается лампы 6CB5 (без “А”) от RCA ранних годов выпуска. Они имеют прямой баллон и цоколь большего диаметра, внутренняя конструкция напоминает Tung-Sol.  Из всех вариантов, что я слышал, больше всего мне понравились лампы от Sylvania c округлыми темными анодами. На этом фоне “наши аналоги”-  6П20С при крупных габаритах и вроде бы более прочной на вид конструкции обладают худшей линейностью и  весьма ненадежны.

6П20С_RCA_6CB5A_1

Схема блока питания. Amp_6AC7_6CB5A_bp_001

Блок питания собран по традиционной для моих конструкций схеме, в качестве трансформатора питания выбран Hammond 372JX. Для каждого канала усилителя применен отдельный блок питания. Выпрямитель – традиционный двухполупериодный, фильтрующие конденсаторы – металлизированный полипропилен в масле (ASC или Obligatto PSU), вспомогательные конденсаторы- электролитические Pаnasonic и полипропиленовые Solen Fast, Obligatto Gold. Фильтр выполнен по простой схеме “умножителя емкости” на IGBT или мощном полевом транзисторе, эта схема так же  обеспечивает плавное  (в течении примерно 45 секунд) нарастание  напряжения питания при включении усилителя. Конденсатор на выходе фильтра  имеет сравнительно небольшую емкость (60…120мкФ), но, для этого (***- и любого однотактного) усилителя он обязательно должен быть масляно- полипропиленовым или хотя бы просто полипропиленовым. Вполне подойдут конденсаторы  ASC, Obligatto, Solen Fast. Подбором сопротивления  R1 можно устанавливать выходное напряжение блока питания. Не следует выбирать его сопротивление менее 15 кОм, это приведет к росту пульсаций на выходе электронного фильтра.  Резисторы R5, R6 и конденсатор С4 образуют делитель выходного напряжения для подъема потенциала накальной обмотки относительно уровня “общего”. Это необходимо для уменьшения проникновения возможных помех из накальных в катодные цепи, особенно  в случае применения автоматического смещения в первом каскаде.  Напряжение смещения для лампы выходного каскада получается с помощью схемы выпрямителя – удвоителя и RC фильтра напряжения на элементах VD5, VD6, C6,C7,C8,C9, R8,R9, R10. Подстроечным резистором R10 можно регулировать напряжение смещения в диапазоне примерно -55..-65V. Естественно, для варианта выходного каскада  с автоматическим смещением эта часть схемы не нужна. Блок питания в определенной степени является универсальным и может быть применен для любого усилителя на лампах с напряжением источника питания не более 430V. Максимальный ток нагрузки, при котором схема блока питания работает в расчетных режимах, составляет примерно 4A. В этом усилителе максимальный стационарный  ток нагрузки ограничен только техническими возможностями силового трансформатора.

“Второй” вариант усилителя, собранный недавно для моего хорошего знакомого:

Февраль 2009 год                                                                              г.Владивосток

 P.S. Источник тока на биполярных транзисторах

Несколько раз меня спрашивали, можно ли чем-либо аналогичным 🙂 заменить интегральный источник тока IXYS. Скажу сразу, 100% полноценной замены нет. IXYS обладает рядом уникальных характеристик, сочетая в себе  возможность работы при сравнительно низком напряжении анод-катод (от 5V), высокое динамическое сопротивление (не менее 100К), которое сохраняется постоянным в довольно широком диапазоне частот (от постоянного тока до примерно 80 kHz), при этом для его “функционирования” не требуется каких- либо вспомогательных цепей.

Источник тока, пригодный для применения в качестве анодной нагрузки в каскаде усиления на электронной лампе, можно собрать по этой схеме — Current_Source_SS  Если посмотреть на ВАХ биполярного транзистора, то можно обнаружить некоторое их “формальное” сходство с ВАХ пентода. То есть “со стороны” коллектора транзистор имеет высокое внутреннее сопротивление. В этой схеме два каскодно включенных транзистора обеспечивают необходимое (около 150К) динамическое сопротивление источника тока. Стабильность параметров схемы обеспечивается источником опорного напряжения на светодиоде LED1. Частотные свойства в основном определяются характеристиками транзистора T2. К недостаткам схемы можно отнести необходимость использования источника опорного напряжения, который сам потребляет от источника питания некоторый ток (5…10 mA) и высокое минимальное падение напряжения, необходимое для работы схемы. Для вывода рабочей точки транзисторов T1 и T2 на “пологий” участок их ВАХ необходимо, чтобы напряжение между эмиттером и коллектором каждого из них было не менее 3…4V. Таким образом, c учетом “потерь” напряжения на резисторе R3, минимальное падение напряжения на схеме должно быть примерно 8…10V.

Рассчитывается схема очень просто – если в качестве источника опорного напряжения выбран красный светодиод (RedLed), то падение напряжения на нем Uled=1.7V, при токе через него Id= 5….10mA. Выберем Id= 10mA. Падение напряжения на R1 (Ur1) задает рабочую точку T1, примем Ur1 = 5V. Тогда R1=5V/10mA = 500 Ом, ближайшее стандартное значение =510 Ом. Падение напряжения на резисторе R2 = Uп-Uled-Ur1. При напряжении источника питания Uп = 360V, получим R2= (360-1.7-5)V/10mA = 35.5К, ближайшее стандартное значение = 36К.  Мощность, рассеиваемая на R2 = Ur2*Id = (360-1.7-5)V*10mA = 3.5W, нужно применить резистор мощностью не менее 5W.  Ток покоя лампы 6AC7  Ia = 12mA, этот ток задается выбором номинала R3. Падение напряжения на R3  Ur3 = Uled- 0.7V, где 0.7V – это падение напряжения на открытом переходе база-эмиттер T1. Тогда R3 = (Uled-0.7)/Ia = (1.7-0.7)V/12mA = 83Ом, стандартное значение = 82Ом. Для точной подстройки тока R3 удобно составить из двух резисторов – постоянного и переменного. Напряжение на аноде лампы 6AC7 Ua = 200V, тогда падение напряжения на T2 в состоянии покоя будет = Ut2 = Uп-Ua-Ur3-Ut1 = 360-200-1-5 = 154V. Мощность, рассеиваемая на T2 = Ut2*Ia = 154V*12mA = 1,85W. При открывании лампы падение напряжения на T2 будет больше и рассеиваемая мощность возрастет, поэтому T2 необходимо установить на радиатор. Максимальное выходное напряжение каскада при закрытии лампы ограничивается значением Uп-Ua-8V = 360-200-8 = 152V. В качестве T1 можно применить BC558B, в качестве T2 – MJE350 – или аналогичные.

PS 11-11-2014. Довольно интересный вариант построения этого усилителя Алексеем

6CB5_Amp_026CB5_Amp_01

И еще несколько вариантов этого усилителя, собранных Валерием Жуковым. Его краткий комментарий —

“…Здравствуйте Виктор! Вот Ваш усилитель – делаю в разных вариантах – с автоматическим смещением и с фиксированным – результат всегда очень хороший. Ваш усилитель есть даже в Финляндии и при тестовом сравнении переиграл дорогущий и тяжеленный канадский РР .  Ваш усилитель достоин того, чтобы оформлять его разнообразно, но – только не меняя схему  🙂 “

Февраль                                                                                                           2016г.

117 thoughts on “Однотактный усилитель на лампах 6AC7 и 6CB5A

  1. Виктор,доброе утро!
    При обсуждении лампы 6П20С нередко встречается термин “отгорание накала”!
    Рекомендуют стабилизатор напряжения накала с плавным нарастанием
    напряжения (6.3В;2.5А),на чем и как вы порекомендоавли-бы его реализовать!?
    6П20С-нынче не дешевы!
    С уважением,Сергей

    • Возможно несколько вариантов – самое простое включить последовательно с накалом мощный резистор на 1-2 Ом и коммутировать его выключателем или реле. Реле может управляться простейшей схемой задержки на RC цепочке и составном транзисторе. Если есть запас по напряжению (например, обмотка не на 6.3V, а на 8V) то накал можно выпрямить и применить схему стабилизатора на микросхеме LT1084 с плавной подачей напряжения. Схему выложу сегодня ближе к вечеру.

  2. Добрый вечер. У меня несколько вопросов. БП один на два канала, а развязка есть по питанию? Какая выходная мощность, у меня примерно 4 ватта. В драйвере 6н9с СПРР, наверно не раскачивает? Можно ли применить 6С5, если можно, помогите со схемой пожалуйста.И последний вопрос, если фиксированное смещение 6п20с и плавный запуск накала что включается ( тумблер ) вначале или все сразу? У меня пока автомат и сопротивление 2 ома на накал, как Вы писали. В целом звук суперский, лучше чем 6п6с, 6п7с, 6п13с, EL-34. 6L6GC на мой слух. Спасибо за схему.

    • Валерий, добрый день.

      Если в БП применен транзисторный регулятор-фильтр то, поскольку его выходное сопротивление получается довольно низким, развязка каналов по питанию особо не нужна. Чисто теоретически 🙂 можно установить по отдельному фильтру на каждый канал.

      Насчет 6Н9С – это не самый лучший драйвер, в том числе и для 6CB5A/6П20С… С резистивной нагрузкой – амплитуда тока на выходе мала, в SRPP – мал максимальный размах выходного напряжения. 6CB5A в триодном включении имеет довольно большую входную динамическую емкость (~ 150..170 пФ). Легко посчитать, какой ток будет “отнимать” от драйверного каскада заряд – разряд этой емкости на частоте, например 15кГц… Один каскад на 6C5 применить не получится, слишком мал коэффициент усиления (~15). Поэтому 6Ж4 (6AC7) в триодном включении была выбрана совсем не случайно. 🙂

      По “запуску” – да, если предусмотрена такая возможность – сначала нужно включить накал, подождать примерно 30-40 секунд и включить плавную подачу анодного. В большинстве ламп с косвенным накалом время его разогрева не превышает 20 секунд. Выключать можно все вместе или сначала анодное, потом накал.

      Насчет звука – 6CB5А – в триодном включении – на мой взгляд одна из лучших ламп для однотактного усилителя.

  3. Добрый вечер, или день. Ни как не могу найти стабилизатор тока для 6ж4, а как сделать без него? Спаял уже два РР на EL-34 и Г-807, но Ваш усилитель ( отклонение 6н9с ) играет лучше!!!!! Очень хочу поставить 6ж4, но ума не хватает, то бишь знаний как заменить триод на пентод. Очень жду помощи от Вас .

    • Если нет интегрального источника тока можно попробовать с резистором в аноде = 10…12 кОм, мощностю 5W. Если будете применять керамические резисторы, возьмите 2 шт 24кОм мощностью 7…10W и соедините их “встречно параллельно”, в этом случае общая паразитная индуктивность будет поменьше.
      Кроме того, источник тока можно собрать на паре биполярных транзисторов. Схему и ее расчет добавлю чуть позже.

      • Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, если вместо источника тока использовать резистор на 10-12 кОм или схему на биполярах, то R11 в схеме с автосмещением входной лампы и R5 в схеме с фиксированным смещением на 270 Ом необходимо исключить или оставить?

        • Олег, добрый день.

          R11 (или R5 в другом варианте схемы) являются частью источника тока, собственно ими и задается ток :). Если у вас источник тока будет выполнен по другой схеме или вместо него будет просто резистор – то конечно R11 (или R5) не нужны.

          С Уважением,
          Виктор

  4. Большое спасибо за подсказку! Буду ждать схемки. Пока буду искать хорошие выходные на 2,5К. Слушаю на колонках 35АС-1, самые первые, не клоны и даже сейчас звук ооочень хороший!

  5. Всех с Новым Годом!
    -Валерий, какие трансформаторы применили!?
    -параметры усилителя меряли!?

    • Сергей, добрый день.

      Вообще-то я Виктор 🙂
      В конструкции, фото которой приведены в конце статьи, применены трансформаторы One Electron c Ra = 3К. Характеристики весьма неплохие для однотактного усилителя ==> Выходная мощность на частоте 1 кГц на нагрузке 4 Ом до начала видимого ограничения сигнала = 7.8 Вт. По уровню -3dB (по мощности) полоса 25Гц…27кГц с неравномерностью 0.5dB, при подобранных по характеристикам лампах коэффициент гармоник на частоте 1 кГц не более 2.5%

      С Уважением,

      Виктор

      • Спасибо Виктор за ответ, вообще-то я задавал вопрос Валерию…!, но моя вина-не нажал кнопку
        Replay!
        “при подобранных по характеристикам лампах коэффициент гармоник на частоте 1 кГц не более 2.5%”-Виктор, а что вы подрузамевали под этой терминологией “при подобранных по характеристикам лампах…!?”
        С уважением, Сергей

        • Лампы 6AC7 и особенно наши 6Ж4 имеют некоторый технологический разброс характеристик, который проявляется и в триодном включении. В частности, похоже, что 6Ж4 примерно с начала 70-х годов – практически другая лампа. Если у ламп более раннего выпуска – основная проблема это разброс усиления и иногда некоторый микрофонный эффект, то у ламп более поздних – это в первую очередь микрофонный эффект и нелинейность характеристик, даже при источнике тока в качестве анодной нагрузки. Поэтому, если применяете 6Ж4 – то нужен некоторый запас для отбраковки.
          Относительно 6AC7. Те, что были у меня – это “пакет” 10 шт RCA NOS 55 года выпуска – 8 шт имели близкие характеристики, одна была неисправна и одна заметно микрофонила. Из 8 шт отобрались 2 практически идентичные пары, коэффициент гармоник первого каскада на частое 1 кГц при выходном напряжении 30V rms =<1%. Таким образом, основной "вклад" в общий уровень искажений дает выходной каскад, то есть фактически в этом усилителе мы слушаем "голос" выходной лампы. 🙂

    • Проходят нормально, пишите 🙂
      Ваше вчерашнее сообщение по какой-то причине состояло только из одного символа = “.” – поэтому я его и не опубликовал 🙂

  6. Виктор, здравствуйте!
    На одном из форумов в приватной беседе написали:
    “лампа 6СВ5А имеет внутреннее сопротивление в районе 350Ом,
    оптимальный транс должен иметь сопротивление первичной обмотки
    не более 10-15% от сопротивления первички!
    Лучше всего с лампой 6СВ5А звучали трансы, имеющие сопротивление первички меньше 50 Ом и Rа=1.5кОм!”
    Не могли-бы вы прокоментировать данную информацию!?

    • Добрый день,

      Я бы сказал, что эти данные не совсем соответствуют практической реальности. Как известно, внутреннее сопротивление (Ri) зависит от выбранной рабочей точки. Если действовать по прямой аналогии с другими телевизионными тетродами, то можно предположить, что в рабочей точке Ua=180…200V Ia = 120…140mA Ri будет в районе 300…400 Ом и вроде как можно выбрать Ra ~ 1.2…1.5 кОм. Но, если провести практическое испытание 6CB5A в таком режиме -то можно отметить, что раскрыв ВАХ получается довольно узкий, что косвенным образом свидетельствует о более высоком (по сравнению с ожидаемым) Ri. Кроме того, у 6СB5A имеется такая уникальная особенность, что ее ВАХ сохраняют линейность и в области высоких напряжений на аноде при меньшем токе, естественно Ri в таком режиме будет несколько больше. (Ниже добавил простой метод измерения Ri)
      Насчет “критерия оптимальности” первичной обмотки трансформатора – полностью согласен. Насчет “звучали лучше” – по всей видимости замечание не совсем корректно – поскольку для такой оценки качества звучания нужно было бы изготовить несколько трансформаторов, намотанных одним и тем же способом на одинаковом железе и, по возможности, одинаковым проводом.
      Как я упоминал на форуме audioportal – я проводил сравнение и выбор наиболее оптимального режима на одном и том же макетном шасси, устанавливая поочередно трансформаторы Hammond 1640SE, 1627SE, 1628SE.

      С Уважением,

      Виктор

      • P.S. Решил добавить – вот простая “прикидочная” методика определения Ri лампы в выбранной рабочей точке. Собираете каскад с фиксированным смещением, в катод – измерительный резистор 1 или 10 Ом, выставляете желаемую рабочую точку. Записываете Ua1 Ia1. Уменьшаете напряжение на аноде (например, добавив резистор в анодную нагрузку), желательно, чтобы напряжение на аноде изменилось как минимум на 10 Вольт. Напряжение на сетке – не меняете. Записываете Ua2, Ia2.
        Вычисляете Ri = (Ua1-Ua2)/(Ia1-Ia2).

  7. Добрый день Виктор.
    Практически закончил комплектацию Вашего фонокорректора, осталось дождаться трансформаторы. Теперь в планах комплектация данного усилителя, есть несколько вопросов:
    1. Все же два блока питания?
    2. Что такое +Un в блоке питания?
    3. Для чего нужна обмотка 5 В?
    4. Регулятор уровня DACT возможно применить за 700 руб с ебея, с СМД резисторами или нужно что-то посущественнее/?
    5. Какой марки резисторы желательно применить?
    6. Подскажите марку батарейки-таблетки, ее придется со временем менять?
    7. Возможно ли применить трансформаторы Transcendar TT-026-OT или вообще TT-332-OT (http://www.transcendar.com/2.html)?
    8. При использовании данного усилителя с Вашим фонокорректором (Франкенштейн) нужна ли будет к-либо корректировка схем?
    С уважением

    • Добрый день.

      1. Если моноблоки – то два блока питания. В моем варианте блок питания был общий.
      2. +Uп – выходное напряжение блока питания, оно же анодное напряжение.
      3. Обмотка 5V на трансформаторе питания – накальная обмотка для кенотрона. Я присоединил на общий один из ее выводов, в итоге получилась некая экранная обмотка 🙂
      4. Регулятор “за 700 Руб” с СМД резисторами лучше, чем ALPS, но по надежности и долговечности хуже, чем DACT. Хороший и сравнительно недорогой регулятор можно изготовить самостоятельно из механики от ELMA и набора резисторов.
      5. Kiwame, Mills, Takman.
      6. CR2032, вариант для установки на печатную плату (с выводами), обычный срок службы – 5 лет.
      7. TT-026-OT – можно применить, “младшие” модели не подойдут.
      8. Корректировки не понадобится.

      Хорошего Звука,

      С Уважением,

      Виктор

  8. Добрый день Виктор.
    1.Я имел ввиду что такое +Uн – отвод от накальной обмотки и между резисторами R5 и R6 блока питания?
    2. При использовании трансформаторов One Electron потребуется изменение схемы?
    3. Возможно ли использовать винтажные трансформаторы телефункены, клангфилм, заксенверк и др. и имеет ли это смысл?
    4. Можно ли использовать трансформаторы с Ra> 3к? Потребуется ли изменять схему и имеет ли это смысл.
    5. Можно ли использовать Новосибирские конденсаторы К-78-36, имеет ли это смысл.
    6. В схеме блока питания стабилитрон любой на 15В?
    С уважением

    • Добрый день.

      1. Средний вывод накальной обмотки подсоединен к резистивному делителю R5 R6, таким образом накал “поднят” над землей, в этом случае надежно запитрается “паразитный” диод между накалом и катодом у драйверной лампы. Для 6Ж4 это очень актуально. Нижний резистор делителя зашунтирован конденсатором, это обеспечивает “стекание” на общий помех со среднего вывода накальной обмотки, вызванных возможной неидентичностью ее половинок.
      2. При применении выходных трансформаторов с иным Ra в случае с фиксированным смещением выходного каскада изменения схемы не потребуется, но скорее всего нужно будет подобрать ток покоя по наиболее “интересному” звучанию. Общее правило такое – больше Ra, больше ток покоя. Но более 100 mA делать не стоит.
      3. Возможно, если они расчитаны на подходящий ток покоя и при этом имеют подходящее Ra. Определенный смысл в этом есть, но больших надежд на “волшебное” звучание винтажа возлагать не стоит 🙂
      4. См. п.2
      5. Нет. К сожалению, в аудио устройствах они существенно хуже зарубежных аналогов.
      6. Да, практически любой маломощный (0.5…1W) на 15…18 Вольт.

      С Уважением,

      Виктор

    • Добрый день.

      Если измерять штангенциркулем, то получается примерно 9мм.
      Tomiko применять не стоит, это недоразумение, а не трансформаторы 🙂

      С Уважением,

      Виктор

  9. Добрый день Виктор.
    Подскажите, возможно ли использовать трансформаторы российской сборки, например Золотой Середины?
    С уважением

    • В общем, да. Но за качеством изготовления нужно приглядывать, обязательно сразу все проверить на макете при получении – ЗС в этом плане не очень надежны.

  10. Здравствуйте Виктор.
    На 6AC7 не удается выставить режим по току , напряжению . При 3v 10ma на катоде ,на аноде 190v. При 215 v на аноде , на катоде 3,6v 10 ma. Подбором резисторов в аноде, катоде. Крутизна [Gm] высокая?..
    Хотелось бы поближе к оригиналу , не наплодить искажений . Как лучше поступить?
    И еще ,напряжение в сети ” дышит ” думаю ввести стабилитроны в фильтр,[мощность рассеивания близка к максимальной] допустимо?
    C уважением Николай.

    • Если напряжение в сети “дышит” то, конечно лучше стабилизировать.
      По режиму 6AC7 – можно увеличить ток до 12mA, но напряжение на аноде сделать не более 200V. Искажения не вырастут, скорее уменьшатся 🙂

      С Уважением,

      Виктор

      • Виктор здравствуйте! Подскажите в БП куда(вместо чего) поставить стабилитроны(какие номиналы Вы рекомендуете), напряжение в сети “гуляет” 240~225, сейчас меньше, а зимой конечно, ужас. В принципе усилок до сих пор на макетке, ни как корпус не приедет, с перепадами напряжения справлялся без проблем, но хотелось бы так сказать чтобы было всё “фен-шую”. С Уважением!

        • Олег, добрый день.

          В блоке питания вместо R2 можно установить стабилитрон на напряжение 320…330V. Что-нибудь вроде соединенных последовательно 2шт 1N5383B (150V) и 1шт 1N5363B (30V).
          Но конечно при большой нестабильности правильнее всего стабилизировать питающую сеть, так будет полезнее не только для усилителя, но и для другой аудиоаппаратуры.

          С Уважением,
          Виктор

          • Спасибо! Пол ватта для стабов достаточно будет? И насчёт сети вот сейчас в течении 5-ти часов 235-227,226В. А Вы порекомендуете схему сетевого стабилизатора, на пример тиристорного, а то в интернете сразу к барыгам отправляет

          • Олег, да стабилитронов на 0.5W будет достаточно, так как они соединены последовательно. В этом случае желательно распределить напряжение (а следовательно и рассеиваемую мощность) на стабилитронах более равномерно, например соединив последовательно три стабилитрона на 110V или четыре на 80V и т.п.
            Насчет стабилизатора – вот довольно хорошая, проверенная схема: https://sovet-ingenera.com/elektrika/uzo-schet/moshhnyj-stabilizator-napryazheniya-svoimi-rukami.html

          • Спасибо! А у Вас нет варианта схемы сетевого стабилизатора, например тиристорного?

  11. Добрый день Виктор.
    В варианте усилителя, изображенном на фото в статье, у Вас, судя по всему, в блоке питания стоят электролиты и межкаскадный конденсатор не Дженсен и емкость не 1 мкф. Насколько данный вариант хуже (лучше)?
    С уважением

    • Добрый день,

      Если в питании электролиты, то межкаскадник вполне можно взять пленочный – Hovland, Obligatto, V-Cap, Nichicon и т.п. Если в питании в основном пленочники, фольга-тефлон-масло и т.п., то межкаскадник – только медь (серебро)-бумага-масло. В целом – если можете позволить межкаскадники Jensen – применяйте смело.
      Насчет емкости – если выходной каскад с автосмещением, то сеточный резистор можно выбрать больше 200 кОм, тогда межкаскадный конденсатор можно уменьшить. Но, конечно, с оглядкой на режим выходного каскада.

      С Уважением,

      Виктор

  12. Собрал усилитель на лампе 6cb5a RCA серые аноды, Ваш режим лампы, межкаскадный бифилярный трансформатор, автосмещение, но заметил, что в районе анодного колпачка изнутри лампа довольно быстро покрылась копотью.
    Многократно все перепроверил, режимы не нарушал. Или лучше применить сильванию с черными анодами?

    • Добрый день,

      Проверьте напряжение накала, такой эффект бывает, если катод “перекален”. Такое возможно и при плохой изоляции между катодом и накалом – из-за внутреннего (как правило, производственного) дефекта.

  13. Здраствуйте! Играет усилок просто чудесно, но закралась крамольная мысль! По паспорту на второй сетке питание максимальное 200 вольт. А в усилителе на много больше! Не намохнется лампа 6П20С раньше времени или линейность нарушается? С уважением Валерий.

  14. Добрый день! Играет ооочень здорово. Выходной транс 3,5К. Межкаскадник ФТ-3 0,22. Низов зауши хватает. Но одна закралась мысль. По паспорту напряжение на второй сетке ном. 175 вольт, мах 200 вольт. А в усилителе во много раз больше! Не ускорит ли это выход лампы из строя? С уважением Валера.

    • Валерий, добрый день.

      Рад, что вам понравилась моя конструкция.

      Справочное максимальное напряжение на второй сетке приведено для тетродного включения, то есть когда потенциалы анода и второй сетки существенно различны и изменяются не синхронно. Превышение напряжения на второй сетке относительно напряжения на аноде в тетродном включении приводит к неконтролируемому росту ее тока (в том числе неконтролируемо растет и паразитный ток вторая сетка – анод) и, как следствие – к ее перегреву. Электрического пробоя при этом как правило не происходит.
      В триодном включении вторая сетка объединена с анодом, их потенциалы изменяются одновременно (синхронно) и общий ток пропорционально распределяется между этими электродами. В этом случае протекание паразитного тока между второй сеткой и анодом отсутствует (потенциалы этих электродов равны).
      Поэтому в триодном включении считается вполне допустимым превышение напряжения на второй сетке относительно справочного значения для тетродного включения. Верхний предел “допустимого превышения” определяются только конструктивными особенностями электродной системы.

      С Уважением,

      Виктор

  15. Спасибо, Виктор! Еще раз убеждаюсь в качественно проработанной схеме усилителя! Звук, ну не знаю что сказать. Схему многим рекомендую. Сегодня начал окончательную доводку, отвлекался на конструирование небольших усилков ( 5 штук ). Играет хорошо и посмотрел напряжение на аноде 6Ж4. Вначале было 202 и 100 вольт, по каналам. Поменял лампы, стало 185 и 157 вольт. Это нормально? Батарейка в сетке. Даже при таком различии напряжений от Вашей схемы я в звуке огрехов не нашел! Хотя на этом усилителе запросто СД отбраковываю. Фото вКонтакте, в группе ” ламповые усилители”. А от чего меняется выходное напряжение стабилизатора тока? Может из за 6Ж4? С уважением, Валера.

  16. Спасибо, Виктор! Еще раз убеждаюсь в качественно проработанной схеме усилителя! Звук, ну не знаю что сказать. Схему многим рекомендую. Сегодня начал окончательную доводку, отвлекался на конструирование небольших усилков ( 5 штук ). Играет хорошо и посмотрел напряжение на аноде 6Ж4. Вначале было 202 и 100 вольт, по каналам. Поменял лампы, стало 185 и 157 вольт. Это нормально? Батарейка в сетке. Даже при таком различии напряжений от Вашей схемы я в звуке огрехов не нашел! С уважением, Валера.

    • Валерий, добрый день.

      Насчет 6Ж4 – нужно больше ламп 🙂 и отобрать более близкие по параметрам, даже 185V и 157V на анодах – довольно большой разброс.
      Насчет фото – шлите на andrvic@gmail.com

      С Уважением,

      Виктор

  17. Добрый день или ночь, но приветствую Вас Виктор! Забыл куда можно отправить фото усилителя, который не перестает меня удивлять!

  18. Многие спрашивают Вашу схему, я скидываю и подсказываю по ней. Вы не против?

  19. Забыл написать причину. Разное напряжение было из за плеера, мерил при сигнале, а при закороченном входе все как и по схеме.

  20. Добрый день Виктор.
    Собрал Ваш усилитель. При включении выяснилось, что работает один канал. Поиск неисправности выявил, что “накрылся” один ixys, покупал на ебае, не знаю, так пришли или я, по неопытности, неужели они такие “нежные” (браслеты и др. использовал)?. Заказал еще, пока попробую собрать заменитель. Еще выяснилась деталь – лампы 6AC7, купленные как matched pair, дали разное напряжение на аноде 210В и 176В (при перестановке в одном канале), возможно ли такое в подобранной паре?
    С уважением,
    Алексей

    • Алексей, добрый день.

      IXYS совсем не “нежные”, статики не боятся. Что-то тут не то…
      Matched pair, конечно разные напряжения на анодах иметь не могут. Если ламп больше нет, то – скорее всего, придется подстроить один из источников тока, попутно контролируя усиление.

      Хорошего звука,

      Виктор.

  21. Добрый день Виктор.
    Разобрался с проблемой. Никогда бы не подумал. Решил протереть спиртом ламповую панельку (флюс не канифоль), в результате IXYS “ожил” и канал заработал, напряжение на аноде 210 В. Пока сравнивал с Сансуем 607 и Клячинским SA 2+, переиграл. Заказал еще пару ламп. При подключении Франкенштейна через этот усилитель получил несколько неприятный эффект – некоторая каша на средних и высоких, хотя в отдельности оба девайса не дают такого эффекта (Франкенштейн был не переделан). Итого напряжение питания 388В, на аноде L – 205В, на аноде R – 175В. Буду ждать новые лампы.
    С уважением,
    Алексей

  22. Кстати, фона, можно сказать, никакого, слышно только если ухо вплотную к динамику.
    С уважением,
    Алексей

  23. Добрый день,Виктор.Полагаясь на Ваш большой опыт хочу задать вопрос-имею лампы E130L -можно ли их использовать вместо 6СВ5А-т.е хватит ли для их раскачки 6Ж4 и если да,то какой посоветуете режим для E130L-пентодный или в триоде,а то опыта маловато.И ещё-если 6Ж4 не подойдёт,тогда посоветуйте другие лампы.Заранее большое спасибо!

    • Юрий, добрый день.

      6Ж4 для раскачки E130L вполне хватит. Если применять E130L в триодном включении, то при напряжении на аноде = +290…+320 вольт выходной трансформатор должен быть с Ra > 3К. ток покоя не более 65…70mA, автоматическое смещение – обязательно, сопротивление катодного резистора ~ 560 Ом.
      В пентодном включении напряжение на второй сетке E130L лучше выбрать небольшим (+140…150V), напряжение на аноде = +280…+320 Вольт, то к анода 90…110mA, в этом случае рабочая точка будет находиться на более-менее линейном участке ВАХ. Тем не менее, для выравнивания АЧХ в области НЧ будет необходимо ввести неглубокую ООС. То есть, с учетом необходимости изменения схемы БП – получится совсем другой усилитель 🙂

      С Уважением,

      Виктор

  24. Виктор! Огромное спасибо за ответ.Наверное попробую Е130L в триоде. Если я Вас не очень утомил,тогда ещё несколько вопросов-будьте добры,пожалуйста ответьте: 1.Ёмкость катодного резистора E130L:220-470мкф-достаточно или нет, 2.Что можете сказать о трансформаторах EDCOR-есть возможность приобрести GXSE15-8-3,5k и Hammond125ESE довольно не дорого,но у Hammond диапазон маловат(100ГЦ-15кГц)-наверное только для широкополосной акустики,но всё равно,наверное получше,чем EDCOR будут-какое Ваше мнение. 3.Какова роль конденсатора С4(75мкфХ400в) в схеме с”автоматом” -нужен ли он обязательно или нет и можно ли его заменить качественным электролитом или только полипропилен. 4.Ориентировочная площадь радиаторов для IXCP10M45S и для IRG4PC50W в блоке питания. 5.Максимально допустимое напряжениие на входе выпрямителя и наибольшее сопротивление резистора R1 в делителе напряжения стабилизатора. 6.Можно ли вместо диодов применить кенотрон(тогда наверное придётся применить трансформатор с более высоким напряжением за счёт большего падения напряжения на кенотроне)-а как это отразится на звуке. 7.Если применить E130L в пентоде тогда нужно поставить резистор между анодом E130L и катодом 6Ж4 и исключить конденсатор в катоде 6Ж4 в случае схемы с”автоматом”-если я Вас правильно понял. Огромное спасибо за помощь.

    • Юрий, добрый день.

      1. Насчет катодного резистора E130L – 220…470uF по расчетам достаточно, но в реальности лучше увеличить до 1000…2200uF, в этом случае C4 можно не устанавливать. С4 – так называемый “ultrapath” конденсатор.
      2. Насчет предлагаемых выходных трансформаторов – оценил вашу шутку 🙂 Edcor GXSE15-8-3,5 можно успешно применить в усилителе для наушников, Hammond 125ESE сгодится для усилителя с выходной мощностью до 4W при токе покоя <= 50ma, при Ri 1 кОм полоса полной мощности будет примерно 40Гц...20 кГц, то есть это трансформатор совсем не для этой лампы. Для E130L нужно что-нибудь получше - One Electron или (еще лучше) Hammond серии 16XXSE 3. см 1. 4. Эти элементы крепятся через алюминиевые пластины на шасси (естественно через слюдяные или керамические прокладки, изолирующие втулки и термопасту). Алюминиевые пластины нужны для увеличения площади контакта с шасси, которое, собственно и является радиатором. На всякий случай - силиконовые (тряпочные) прокладки для этих элементов использовать нельзя. 5. Максимальное напряжение на входе выпрямителя зависит от номинального рабочего напряжения конденсаторов фильтра и напряжения пробоя примененного полевого транзистора. Для конкретно этой схемы - после выпрямителя теоретически (без учета потерь) получаем 300*1.41 = 423V, минус пульсации (~5%) минус падение напряжения на полевике (~10V) итого ~ = 390V. На практике после выпрямителя под нагрузкой будет меньше, где-то 380V. Тем не менее, конденсаторы фильтра должны быть на рабочее напряжение 450V. Сопротивление R1 выбирается исходя из двух критериев - им в некоторых пределах устанавливается напряжение на выходе стабилизатора, но оно не должно быть слишком низким, так как в этом случае возрастет уровень пульсаций. Обычно номинал R1 = 5...15% от номинала R2. 6. Кенотрон применить можно, но я не понимаю - зачем. 🙂 Помимо падения напряжения и расходования части мощности трансформатора на накал - дополнительно ограничиваются и динамические характеристики блока питания. 7. Если применять E130L в пентодном включении "как полагается", то необходимо в блок питания добавить стабилизатор сеточного напряжения на полевом транзисторе и запитать вторые сетки от него. ООС нужно брать с вторичной обмотки выходного трансформатора, глубина ООС определяется достижением баланса между минимально-необходимым выходным сопротивлением, полосой в области НЧ и достаточной чувствительностью усилителя. Вариант введения ООС с анода выходной лампы в большинстве случаев не позволяет достичь желаемого баланса характеристик. С Уважением, Виктор

  25. Виктор! Огромное спасибо за консультацию.И всё же-Ваше отношение к продукции EDCOR (кстати-это никакая ни шутка-GXSE15-8-3,5k-это выходной транс.,мощностью 15 вт-3,5кОм-8Ом вторичка-вы наверное ни туда посмотрели в каталоге EDCOR) А в остальном я всё понял-ещё раз большое спасибо! И наверное последний вопрос:анод и сетку E130L соединить вместе в триодном включении или через резистор 100-200 Ом.Ещё раз благодарю,всех Вам благ!

    • Юрий,

      Да, я ошибся – поиск показал мне Edcor с выводами-ламельками и голым сердечником 🙂 При более тщательном поиске обнаружился вполне приличный трансформатор с закрытой катушкой – такой трансформатор вполне подойдет и будет лучше, чем Hammond 125.
      По триодному соединению – через резистор, он нужен для предотвращения возможного паразитного возбуждения на УВЧ.

      С Уважением,

      Виктор

  26. День добрый уважаемые … увлеченные!
    пользую 6ж4… пока на выходе 6п36с – замечательно!
    заинтересовал вопрос о трансформаторах, в том числе и о межкаскаднике… а особенно для 6с5с – может быть сваять межкаскад 1:2 – тем самым поднять раскачку до приемлемой выхмощности пока для 6п36 и потом для рекомендуемой 6п20с…
    уж ооочень “вкусная” в драйвере 6с5/2с…
    вопросы: – самостоятельная намотка – сердечник, витки, провод, зазор…
    1. межкаскад повышающий для 6с5с – карта…
    2. выходной для 6п20с – тоже самое
    мотаю сам…
    спасибо
    ответы ооочень прошу на почту eun7758 на яндексе

  27. Добрый день, Виктор! Ещё один к Вам вопросик-можно ли попробовать вместо 6Ж4-EF50 Cossor. Я посмотрел, у них параметры вроде похожи, но вот панелька для EF50 дефицитна-купить можно только на EBAY, так что не знаю, стоит ли связываться с этой лампой или нет. В интернете информации тоже очень мало.Спасибо, с уважением, Юрий.

    • Юрий, добрый день.

      Попробовать можно, на первый взгляд в триодном включении усиление у EF50 будет несколько ниже. По параметрам – типовой маломощный ВЧ пентод, вроде как неожиданностей быть не должно. 🙂 Панельки Loctal – действительно некоторая проблема. Китайские керамические с круглыми отверстиями – без доработки никуда не годятся, лучше поискать или наши ПЛ3-5-14, ПЛ3-5-16 (очень хороший вариант) или старые немецкие, американские.

      С Уважением,

      Виктор

  28. У меня на входе стоит 6с45п (при токе 30мл.а) с межкаскадным тр-ом. и думаю это лучшее в этом месте, странно что о ней не вспомнили.

    • Виталий, добрый день.

      О ней вспомнили, но в другой конструкции 🙂
      В данном конкретном случае выбор был сделан с учетом того, что лампа должна быть недорогой и распространенной, имеющая импортный аналог, желательно с октальным цоколем и при этом обеспечивающая необходимые параметры при работе в усилительном каскаде с резистивной нагрузкой и емкостной связью между каскадами. Предполагалось, что усилитель должен быть сравнительно прост для повторения.

      С Уважением,

      Виктор

  29. Здраствуйте Виктор .Прошу совета , есть лампы 6CU6 ,хотелось бы включить с лампой 6ж4 как у вас в триоде с автоматическим смещением источника тока IXYS нету, и лампу 6CU6 как включить в триоде с автоматическим смещением , какое сопротивление номиналом ставить в катоде , и какое сопротивление ставить от второй сетки на анод.

    с уважением Алексей.

  30. Виктор забыл написать напряжение питания у меня 320 вольт.

    с уважением Алексей.

    • Алексей, добрый день.

      Допустимая общая мощность рассеяния на аноде и на второй сетке 6CU6 = 13W. При соединении триодом (вторая сетка на анод через резистор 150…220 Ом) не желательно, чтобы напряжение между анодом и катодом превышало 250…270 Вольт, в вашем случае (с учетом падения напряжения на резисторе автосмещения) примерно так и получается.

      Временно установите в катод цепочку из мощного подстроечного резистора номиналом (5…7W) 400…700 Ом, постоянного резистора (мощностью 7W и более) сопротивлением 600…300 Ом (в зависимости от сопротивления переменника) и постоянный резистор на 10 Ом. Измеряя падение напряжения на резисторе 10 Ом можно определить ток анода, вращением переменника установите его ~ 50 mA. (Падение напряжения на резисторе 10 Ом будет = 0.5 V). Измерьте напряжение между анодом и катодом и падение напряжение на всей цепочке резисторов, включенных в катод и сопротивление всей цепочки резисторов.
      Все, теперь вам известна начальная рабочая точка, с которой можно начинать испытания и настройку усилителя. Сопротивление требуемого резистора автосмещения = сопротивлению резистивной цепочки.
      Для этого режима вы знаете ток покоя (50mA) и напряжение между анодом и катодом. Допустимая рассеиваемая мощность на “баллоне” = 13W, можно посчитать, не превышена ли она. Если некоторый “запас” имеется, то можно немного увеличить ток анода, уменьшив сопротивление резистора автосмещения. В процессе подстройки обязательно нужно контролировать напряжение между анодом и катодом и ток покоя и проверять, не превышена ли допустимая мощность рассеяния.

      С Уважением,

      Виктор

  31. Виктор, добрый день!
    А как вы считаете-можно-ли подтянуть 6DQ5 “дуэту”- 6П20С, 6СВ5А…!?

    • Сергей, добрый день.

      Перспектива есть 🙂 Для начала можно попробовать с напряжением на аноде не более 250V при токе 90…100mA. Затем постепенно можно повышать напряжение и понижать ток, находя точку термостабильности, когда режим еще будет держаться стабильно. Естественно, область рабочих режимов будет лежать ниже этой точки. Попутно – слушать, как меняется звук и выбрать наиболее интересный режим в стабильных пределах.

      С Уважением,

      Виктор

  32. Виктор благодарю, еще ряд вопросов:
    -Вы получили 7,8Вт на 1 кГц до начала ограничения при Кг не более 2,5% без ООС, верно! Картина ограничения полуволн симметрична…!? А каково примерное распределение спектра, с какой программой Вы работаете!
    – сейчас на Аудиопортале продают 6АС7 (японские, подобранные с точностью до 0,5В!, что Вы скажете о них!

    • Сергей, добрый день.

      Насчет 6AC7 – могу сказать только хорошее 🙂 Относительно именно японских – не сталкивался, конкретнее не могу сказать.
      Насчет ограничения и спектра. Пользуюсь цифровым осциллографом с функцией анализатора спектра, измерения ведутся “на лету” 🙂 При мощности, близкой к максимальной в однотактном усилителе начальным критерием выбора режима по составу СЧ + ВЧ гармоник является уменьшение третьей гармоники относительно второй не менее, чем на 15 dB, естественно нечетные гармоники еще более высоких порядков – ниже по уровню. Далеко не всегда это достижимо только подстройкой режимов, требуется и подбор ламп.
      Насчет симметричного ограничения – это возможно только с фиксированным смещением. Относительно состава гармоник это означает, что при симметричном ограничении нечетные гармоники растут с той же интенсивностью (или даже выше), что и четные, что для звука не очень хорошо. Скажу больше – самое интересное, это не столько симметричное ограничение на СЧ, а то, как усилитель клиппирует на НЧ, в области 25…100Гц и что делает с сигналом при ограничении мощности выходной трансформатор – именно это мы слышим в первую очередь от маломощного однотакта на пиках громкости 🙂

      С Уважением,

      Виктор

  33. Виктор, добрый вечер!
    -если я вас правильно понял, то по визуальному наблюдению формы выходного сигнала УНЧ на мощности, близко к максимальной и максимальной в диапазоне 30-100Гц., можно с успехом классифицировать “проблемы УНЧа ” !?
    – нагружать УНЧ на “эквивалент нагрузки” – 4(8) Ом!, либо на реальную АС!?
    -Виктор, можно у Вас получить небольшие консультации по другим схемным решениям ламповых УНЧ, наверное это оптимально сделать через Ваш “мейл”!

    • Сергей, добрый день.

      Насчет формы – да, все верно. Трансформаторное железо и особенности сборки сердечника классифицируются наглядно и однозначно 🙂 Вполне достаточно нагрузить на эквивалент нагрузки.
      Мой e-mail: andrvic@gmail.com

      С Уважением,

      Виктор

    • Сергей, добрый день.

      Если в выходном каскаде есть запас по усилению, а драйверный каскад имеет достаточно низкое выходное сопротивление, то такой усилитель можно “запокемонить”. Но – зачем вводить ОС, когда вся идея ламповой схемотехники для высококачественного аудио – в минимизации применения ОС.
      Изначально “покемон”, а чуть позже “Бокемон” А. Бокарева – был создан как простой, недорогой усилитель для простой, недорогой и “тугой” акустики. По звуковым характеристикам это решение вполне соотвестствует поставленной цели, но не более того.
      Мои цели и задачи несколько другие 🙂
      Кстати подобная схема, как один из вариантов введения ООС – была описана в одном из справочников Radiotron 50-х годов.

      С Уважением,

      Виктор

  34. Виктор, добрый вечер!
    я приобрел данные выходные трансформаторы
    http://rt21.getbb.ru/viewtopic.php?f=39&t=119182&start=100
    подскажите, в какую схему они станут оптимальнее
    -наша 6П20С!
    -или “Покемон 6П41С”, приведенный выше!
    Не первый год прочитывая данную тему, задумываюсь…!
    хочу составить табличку:
    -псевдотриод 6П36С, 6П41С, 6П42С, 6П44С, 6П45С
    -входное, ном. …(0,775-1,0В)
    -Pых.=…
    -Кг.=…
    -Кимд.=…
    – Uа.= …

    • Сергей, добрый день.

      Для “покемона” желательно, чтобы трансформатор был с несколько большим Ra, что-то около 4…5К и индуктивностью первички не менее 40Н. То есть выходной каскад должен иметь более-менее приличные характеристики и до введения ОС, тогда такая схемотехника имеет смысл.
      Выходной трансформатор с Ra ~ 3К хорошо подойдет для 6П20С.

      С Уважением,

      Виктор

  35. Виктор, добрый вечер!
    -а как вы считаете- в вашей схеме отечественные 6П36С, 6П41С “имеют место быть…?”

    • Сергей, добрый день.

      Да, вполне могут быть. Но итоговый звуковой результат будет другим.
      Тут ситуация следующаяя – 6CB5A, особенно “последних” выпусков (серый анод с “коробчатой” структурой) – не отличаются идентичностью характеристик и устойчивостью к терморазгону даже в пределах примерно одной даты выпуска.
      У “наших” ламп, особенно выпуска середины 70–х…80-х годов эти проблемы усугубляются многократно, поэтому для получения хорошего звукового результата нужно запастись большим количеством ламп и терпением. При этом нужно понимать, что все то, что не “отобралось” – однозначно пойдет в мусорку. То есть получается, что если нет возможности отбора перед покупкой – сравнительно низкая цена успешно компенсируется стабильно низким качеством. 🙂

      С Уважением,

      Виктор

    • Добрый день.

      Коробчатый, серый, то есть вполне обычные 6CB5A от RCA. То, что пара подобрана по параметрам – очень хорошо.

      С Уважением,

      Виктор

  36. Виктор, доброй ночи!
    -если не трудно, поясните “на пальцах-термин “терморазгон!”…”!?
    -в целом догадываюсь, но хотелось-бы вашего совета!
    С уважением, Сергей.

    • Добрый день,

      Первая сетка нагревается от катода, при нагреве возрастает термоэмиссия. Если сетка загрязнена или есть нарушения геометрии электродной системы термоэмиссия приводит к росту обратного тока первой сетки, в результате ее потенциал становится немного более положительным относительно катода. Это, в свою очередь приводит к возрастанию тока анода, что еще более повышает температуру катода, темоэмиссия возрастает еще больше – и так далее, пока лампа не перегреется и не произойдет пробой между сеткой и катодом. Автоматическое смещение почти всегда помогает в этой ситуации, а при фиксированном смещении лампа уходит в неконтролируемый саморазогрев с межэлектродным пробоем.

      С Уважением,

      Виктор

  37. Виктор, добрый вечер!
    позвольте спросить…!?:
    -какой источник звука…
    -какой усилитель…
    -какие АС…
    используются в вашей домашней системе звуковоспроизведения!?
    С ув. Сергей

    • Сергей, добрый день.

      Акустика вам известна (2x 2xTB W8-1772). Усилитель – двухтатктник на 6V6GT+CV181, выходники – спецзаказ от Silk Audio, вход – балансный. Предусилитель – 6J5GT + Hashimoto выход – балансный + выход для подключения наушников. Регуляторы – на дискретных резисторах от студийной консоли Sony, 48 ступеней.
      Источники –
      Аналог – винил (Shure M95HE + SME 309, стол на основе Dual Direct Drive), корректор на LCR модулях Silk Audio.
      Цифра – Macmini i7 c SSD и линейным БП, библиотека на внешнем FireWire HDD с линейным БП. Софт – Mac OS + JRiver Media Center. ЦАП = Berkeley Alpha USB + Berkeley Alpha DAC. Как вспомогательный вариант – Njoe Troeb 5000 CD Player (Max Edition), Oppo BDP 93 Blue Ray, SACD, DVD – с линейным БП и custom генераторами.

      С Уважением,

      Виктор

  38. Виктор, добрый вечер!
    -а как вы прокоментируете параметры однотактного усилителя на 6DQ5
    в данной статье!?:
    -http://www.diyaudio.com/forums/tubes-valves/154529-6dq5-specs-audio-2.html

    • Сергей, добрый день.

      Имеется ввиду однокаскадный однотактник на тетроде без ООС? Выходное сопротивление высокое, и звуковой результат сильно зависит от нагрузки – если импеданс более-менее постоянный, то звучать может довольно увлекательно. Судя по ВАХ 6DQ5 – можно найти интересную рабочую точку с небольшими искажениями в области малых токов, в ходе отладки вероятно придется подбирать напряжение второй сетки. Ну и относительно “стандартных” источников сигнала – смещение каскада =-25V, то есть либо для лучшей линейности усилитель эксплуатируется при малых мощностях, либо нужен еще один каскад 🙂

      С Уважением,

      Виктор

  39. Виктор, добрый день!
    Прошу вашего разрешения, пообсуждать вашу схему
    на другом профильном форуме по электронике-схем.нет, раздел “ламповая техника”!
    С уважением, Сергей

    • Сергей, добрый день.

      Конструкция и режимы ламп довольно интесивно обсуждались на сайте audioportal, дополнительных обсуждений не требуется. 🙂 Если кто-то проявит интерес к схеме, повторению конструкции – просто дайте ссылку на мой сайт.

      С Уважением,

      Виктор

  40. Здраствуйте Виктор , можно ли в вашей схеме поставить вместо лампы 6CB5A ,лампу 6DQ5 .

    с уважением Алексей.

    • Алексей, добрый день.

      Нет, такая замена невозможна. Для 6DQ5 в триодном включении напряжение источника питания должно быть существенно ниже, судя по справочным данным вторая сетка у нее конструктивно не такая “живучая” как у 6CB5(A).

      С Уважением,

      Виктор

  41. Здраствуйте Виктор , посоветуйте на сколько примерно нужно понизить напряжения источника питания , и какой номинал резистора поставить в катоде лампы 6DQ5 .

    • Алексей, добрый день.

      Проблема в том, что при снижении напряжения источника питания у драйверного каскада не хватит амплитуды выходного сигнала для “раскачки” оконечного каскада, то есть нужен или отдельный источник питания или другой драйверный каскад.
      Насчет 6DQ5 – примерно – напряжение анод-катод = 200…240 Вольт, ток примерно 80…90 mA, резистор автосмешения ~ 570…650 Ом (мощность не менее 7W). Ri~ 300…400 Ом u~4.

      С Уважением,

      Виктор

      • Здраствуйте Виктор, посоветуйте что лучше приобрести две пары 6п20с, или 1 пару 6cb5a .

        С ув.Алексей.

        • Алексей, добрый день.

          Это зависит от того, кто продает и какие 6CB5A предлагаются к продаже. Если это NOS Sylvania с черными овальными анодами – то, конечно, такие лампы нужно покупать. Опять же – 6П20С – NOS в коробках – тоже можно купить. Ну, а если бу – то нужно смотреть, проверить на макете. У 6П20С – типичная проблема – это отсоединение (потеря контакта) нити накала от ножки цоколя.

          С Уважением,

          Виктор

  42. Виктор, добрый вечер!
    -вы все верно сформулировали…?
    -“отсоединение нити накала от ножки цоколя”…!?
    Между “нитью накала” и ножкой цоколя есть промежуточный элемент-траверса(это я его так назвал!)…!

    • Сергей, добрый день.

      Эта проблема была примерно так сформулирована на сайте audioportal. Вне зависимости от конструктивных особенностей и терминологии – накал неожиданно пропадает и нить не “прозванивается” тестером. Не исключаю, что, например – пропайка ножек или снятие и установка цоколя в некоторых случаях позволят восстановить работоспособность вдруг “погасшей” лампы.

      С Уважением,

      Виктор

  43. Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно и стоит ли заменить лампу 6П20С на 6DQ5 фирмы Sylvania?

    • Кирилл, добрый день.

      Судя по характеристикам, лампа 6DQ5 вполне подойдет, но ее звуковые качества мне неизвестны, нужно собирать и слушать 🙂

      С Уважением,

      Виктор

  44. Здравствуйте, Виктор! Повторял Вашу схему в макете с фиксированным и с автоматическим смещением. Подскажите, пожалуйста, можно ли применить комбинированное смещение для 6CB5A, и какой величины резистор лучше будет поставить в катод в этом случае.

    • Павел, добрый день.

      Конечно, комбинированное смещение с этой лампой – очень верное решение. Резистор в катоде = 200…300 Ом (3…4W), этого вполне достаточно.

      С Уважением,

      Виктор

      • Здравствуйте! Собрал я усилитель, пока на макете, один канал, драйвер и выходной каскад с автосмещением, а второй с фиксированным, драйвер и выходной каскад. Второй вариант больше понравился, более детальнее, чище что-ли, драйва, басов хватает. Хотелось послушать и комбинированное, подскажите как правильно организовать, какое лучше анодное использовать, если есть возможность схему для наглядности. Лампы 6ж4 и 6п20с. Источник тока на биполярах. С уважением!

        • Олег,

          В схеме с фиксированным смещением лампы выходного каскада увеличиваете номинал “измерительного” резистора до 100 Ом (например) и шунтируете его конденсатором 1800…2200uFx63V. Что-нибудь вроде Panasonic FC, Elna Silmic или Tonerex, Nichicon MUSE. Ток покоя выставляете по падению напряжения на этом резисторе. Меняете ток покоя, смотрите как реагирует каскад, насколько стабильно держится рабочая точка. Суть идеи – в повышении термостабильности каскада.

          С Уважением,
          Виктор

  45. Виктор спасибо! Я там с вопросами накрутил, не обновил страницу, https://sovet-ingenera.com/elektrika/uzo-schet/moshhnyj-stabilizator-napryazheniya-svoimi-rukami.html эту схему я видел, но там отзывы не однозначные и в самой схеме неточности, у Вас есть возможность подкорректировать, или достаточно только диодные мосты на общую массу поставить и наверное без нагрузки включать нельзя.

    • Олег,

      Да, в схеме не нарисован один проводник – диодный мост конечно должен соединяться с минусом С2, С3 и т.д. Впрочем, эта неточность очевидна при анализе схемы.
      Насчет включения без нагрузки – не вижу особых проблем, если при отладке схемы пределы регулировки выставлены верно. Собственно, для транзистора нагрузкой является диодный мост.
      PS Очень важно чтобы обмотки трансформатора были скоммутированы верно.

      С Уважением,
      Виктор

  46. Виктор, здравствуйте.
    Досталась пара трансформаторов Hashimoto H-203S.
    Каковы перспективы применения их в данной схеме усилителя?

  47. Виктор, доброго дня.
    Заинтересовала данная Ваша разработка и есть несколько вопросов:
    1. В качестве конденсатора С4 в выходном каскаде с автоматическим смещение Вы рекомендуете пропилен в масле. Возможно в место него применение конденсаторов Obbligato Film Oil PSU?
    2. Выше задавался вопрос про применение выходных трансформаторов Hashimoto – их рабочий ток 70 мА, что равно току покоя выходной лампы. Это нормально?
    3. Возможно ли применение выходных трансформаторов Raphelit OP3.5K25A-Q или OP3.5K30AQ-EM? Потребуются корректировки в схемотехнике? Кстати – Томас Майер (на его блог здесь была ссылка) пропагандирует как раз трансформаторы для данной лампы аж на 5К.
    4. стоит ли применять в качестве межкаскадного конденсатора алюминий-бумага-масло? (бюджет …)

    • Дмитрий, добрый день.

      Насчет выходных трансформаторов с допустимым током первичной обмотки = 70mA – если не превышать этот ток, то все в пределах допустимого. При наладке конструкции нужно будет обратить более пристальное внимание на форму выходного сигнала в области НЧ на мощности, близкой к максимальной.

      По конденсаторам – Obbligato Film Oil применить можно, это хорошие конденсаторы.

      Выходные трансформаторы Raphaelite OP3.5K25A и 3.5K30A применить можно, по техническим характеристикам они подходят.
      Насчет выбора приведенной анодной нагрузки – это вопрос требуемой выходной мощности, выходного сопротивления и состава гармонических искажений 🙂 Если основные требования – низкое выходное сопротивление и небольшой уровень второй гармоники – то следует выбрать выходной трансформатор с большим Ra. Но на мой взгляд и слух, для 6CB5A увеличивать анодную нагрузку более 5K – не имеет смысла – так как теряется “голос”, то есть звуковые особенности этой интересной лампы.

      Насчет межкаскадных конденсаторов алюминий-фольга-масло. Медь, конечно лучше. Более-менее приличные “алюминиевые” конденсаторы есть у AudioNote 🙂
      Можно попробовать K40-У9, но желательно поискать военной приемки – у них, по всей видимости корпус более герметичен и ток утечки в разы меньше. “Наши” K40-У9 по звуку и по внутренней конструкции неотличимо похожи на американские Vitamin Q.

      С Уважением,
      Виктор

      • Виктор, спасибо за консультацию.
        Про использование К40-У9 думал. Хотя есть ещё более-менее “бюджетные” MCap EVO Silver Gold Oil. У Вас есть опыт их применения?

        С уважением,

        • Дмитрий – да, такой опыт есть.
          По “звуку” – в принципе все более-менее прилично. По надежности – все плохо, из купленных мной 8-ми шт у одного сразу была большая утечка, а еще один пробился при напряжении между обкладками 400V и это при заявленных 1000V. Обменяли по гарантии, но после этого случая я воздерживаюсь от покупки MCap.

          С Уважением,
          Виктор

          • М-да….
            Нет в жизни счастья. “Будем искать …”
            И ещё последний вопрос – конденсатор С1 (электролит + PPE) выбран с целью экономии средств? ASX или Obbligato не лучше там поставить?

            С уважением, Дмитрий.

          • Дмитрий, добрый день.

            С ASC или Obbligato пожалуй будет поинтереснее. Но и выходные трансформатоы в этом случае должны соответствовать. 🙂

            С Уважением,
            Виктор

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *