Моя Система 2024. Усилитель The Final Cut

Схемотехническая идея этого двухтактного усилителя без общей ООС в том или ином виде периодически появлялась на моем сайте – “Усилитель Буратино” (2007 год) и “Последнее путешествие…” (2015 год). Название конструкции симптоматично 🙂 – после прослушивания становится непонятно – куда, собственно двигаться дальше? Да и надо ли вообще куда-то двигаться… 無為

Схема усилителя The Final Cut

Как и в случае с предусилителем, схема усилителя мощности проста, интуитивно-понятна и не требует особых пояснений. Два каскада с трансформаторной связью, в первом каскаде – фиксированное батарейное смещение, во втором каскаде – фиксированное регулируемое смещение. Контроль тока покоя ламп выходного каскада производится по падению напряжения на сопротивлении полуобмоток выходного трансформатора. 🙂 Контроль тока покоя лампы первого каскада производится по падению напряжения на резисторе фильтра питания R7. Так же, как и в предусилителе Zen Guru – в первом каскаде я применил батарейное смещение на литий-тионилхлоридных батарейках с гибкими выводами 14250 (2шт по 3.6V). Их саморазряд – не более 1% в год, гарантированный срок хранения – не менее 10-ти лет. С лампой 6AG7 коэффициент усиления первого каскада ~=20, так что предусилитель в системе очевидно необходим. Конструктивно усилитель выполнен в виде двух моноблоков. Вместо 6AG7 (6P9P, 6П9) можно применить С3g, 6AC7, 6Ж43П в триодном включении (напряжение смещения в этом случае можно взять -3.6V – достаточно одной таблетки батарейки 🙂 ), или триоды 6С45П, 6С15П, 5842, WE417 или даже двойные триоды 7N7, 6SN7, 6Н8С в параллельном включении. Во всех вариантах ток покоя ламп(ы) первого каскада должен быть не более 12 mA. Выходной каскад – обычный двухтактный, на прямонакальных триодах 4300В. По характеристикам они идентичны “легендарным” 300В, но отличаются по конструкции – в этих лампах применено титановое покрытие (напыление) анодов и позолоченные сетки, что существенно уменьшило паразитный термоток сетки и улучшило долговременную стабильность рабочей точки. Решение применить фиксированное регулируемое смещение ламп выходного каскада являтся прямым следствием упомянутых конструктивных особенностей.

Важно, что “звук” и спектральный состав гармонических искажений этого усилителя в основном определяется первым каскадом, так как при точной балансировке выходной каскад довольно успешно компенсирует четные гармоники, а при тщательном выборе рабочей точки уровень нечетных гармоник очень мал. Очень важно, что как и в случае с предусилителем, несмотря на кажущуюся простоту схемы, повторение конструкции и ее правильная настройка неподготовленным аудиоэнтузиастом может быть затруднительной.

Основные технические характеристики усилителя

  • Входное сопротивление = 10 кОм
  • Выходное сопротивление =<~ 1,1 Ом (На выходе для подключения нагрузки 4 Ом)
  • Номинальная нагрузка = 4, 8, 16 Ом. Для подключения нагрузки 16 Ом необходима коммутация выходных разъемов и выводов выходного трансформатора.
  • Номинальное входное напряжение = 2.5V RMS
  • Максимальное выходная мощность на нагрузке 4 (8) Ом = 20W RMS
  • Полоса воспроизводимых частот, на нагрузке = 8 Ом при выходном напряжении = 0.7 от максимального = 25Гц….35 кГц.
  • Коэффициент гармоник на частоте 1 кГц на нагрузке 8 Ом при выходном напряжении = 0.9 от максимального <= 1.5%, в основном 2-я гармоника. Уровень третьей гармоники относительно уровня второй <= -25dB.

Несколько фото

PS Если в аудиосистеме нет предусилителя с балансным выходом, то принципиальной необходимости в применении входного трансформатора – нет. В этом случае батарейка смещения монтируется непосредственно в сеточной цепи (aka “батарейка в сетке”).

Сентябрь 2024 г. Владивосток

5 thoughts on “Моя Система 2024. Усилитель The Final Cut

  1. Здравствуйте, Виктор!
    Интересная схема, хотелось бы услышать ее звучание. 🙂
    Ни разу не слышал хорошо звучащий (настроенный) двухтактник. Как влияет на звучание стабильность характеристик ламп, если настройка его столь сложна? Наверное практическая эксплуатация этого усилителя дала ответ, насколько часто его нужно настраивать при изменении рабочей точки лампы во время длительной (год- два) работе усилителя?
    Спасибо!
    С уважением, Николай

    • Николай, добрый день.

      Практически любой усилитель с фиксированным настраиваемым смещением ламп выходного каскада нуждается в “учете и контроле”. 🙂
      Обычно раз в месяц – “контрольный замер” и подстройка раз в два-три месяца.
      Комбинированное смещение в этом плане более удобно и надежно, на практике интервал между измерениями в этом варианте может быть 4…8 месяцев.

      С Уважением,
      Виктор

  2. Здравствуйте, Виктор!
    Спасибо за статью, как всегда очень интересно почитать и поразглядывать монтаж 😉
    Вы неоднократно применяли трансформатор Hashimoto A105 в таком включении, но вроде бы всегда без шунтирующих резисторов на вторичных обмотках. На то есть какая то причина или отсутствие необходимости? Я пересмотрел много схем с участием этого межкаскадника и только в одном усилителе Дмитрия Андронникова на 6em7 вторички были шунтированы резисторами и конденсаторами.
    https://www.diyaudio.ru/forum/index.php?topic=917.0
    Правда он у него там включен по схеме 1:1+1, а не так как рекомендовано производителем и как включен у Вас. В каких случаях это шунтирование R и C необходимо и как их правильно подобрать при наличии оборудования? Спасибо.
    С уважением, Алексей.

    • Алексей, добрый день.

      Насчет межкаскадного трансформатора и шунтирующих резисторов – при низком динамическом внутреннем сопротивлениии лрайверной лампы она хорошо шунтирует первичную обмотку и каких-то особых резонаннсных явлений во вторичных обмотках не наблюдается. Если же включить этот трансформатор “наоборот” – то есть с повышением, вторички параллельно в качестве первички – возможно резонансы и проявятся и шунтирующие резисторы будут желательны. Но в этом случае нужно будет проверить, что произойдет с индуктивностью получившейся “первички”, при желаемом токе покоя каскада – возможно придется поискать драйверную лампу с более низким внутренним сопротивлением.

      С Уважением,
      Виктор

      • P.S. Подбор номиналов шунтов довольно прост – убираете выходные лампы, подаете на вход меандр 1 кГц, смотрите осциллографом форму сигнала на аноде драйверной лампы и на вторичках. Если меандр и там и там похож на меандр 🙂 , без выбросов на фронте и спаде – увеличиваете частоту до 5 кГц – если появляются выбросы – устанавливаете шунтирующие резисторы, начальный номинал 100 кОм, минимальный номинал – 10 кОм. Далее проверяете на 10 кГц – если все нормально, то настройку можно считать оконченной. Небольшой конденсатор параллельно шунтирующему резистору дополнительно сглаживает мелкие ВЧ выбросы – если они вдруг есть, в большинстве случаев в конденсаторах нет необходимости.
        Перед проведением измерний необходимо убедиться, что щупы осциллографа откалиброваны, обычно в осциллографе есть выход калибровочного генератора меандра.
        Форму меандра на аноде драйверной дампы контролировать необходимо, так как искажения могут появляться и до межкаскадных трансформаторов 🙂

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *