Это мое третье приближение к оптимальной конфигурации корректора на 600-ом LCR модулях. В этот раз я решил протестировать классический вариант, с согласованием импедансов при помощи межкаскадных трансформаторов. Итак, вот схема одного из двух опробованных мной вариантов:
Как видите – четыре каскада, два межкаскадных (один из них выполняет роль выходного) трансформатора, два межкаскадных конденсатора. Полное игнорирование идеи “короткого тракта”, а с учетом того, что корректор подключен к предусилителю – циничное игнорирование. 🙂 Тем удивительнее то, что на сегодняшний день – этот корректор (в моей системе) – наиболее прозрачный, динамичный и “стабильный” по звучанию из всех, что я слышал. Я был очень озадачен таким звуковым результатом – поскольку он в общем-то противоречит техническому здравому смыслу. По всей видимости, даже с учетом вдвое большего (чем это обычно требуется) количества каскадов усиления – тот положительный вклад, который приносит в звук низкоимпедансная LCR коррекция – существенно “перевешивает” те (ранее незаметные!!!) звуковые артефакты связанные с применением классических высокоимпедансных RC цепей.
По схеме.
Первый каскад собран на двойном триоде 7F7 (можно применить 6113, 6SL7, 5751,12AХ7 и т.п.) и имеет коэффициент усиления =~40, второй каскад собран на тетроде 7С5 (можно применить 6V6GT, 6F6GT) в триодном включении, его коэффициент усиления =~2.7, LCR модуль ослабляет сигнал еще примерно на ~20 dB, таким образом при входном напряжении ~5mV (RMS)@1000Hz на выходе LCR модуля получаем ~55 mV. Далее сигнал усиливается третьим каскадом (коэффициент усиления =~12) и через межкаскадный конденсатор и регулятор уровня подается на четвертый каскад – с трансформаторной нагрузкой. В зависимости от того, какой требуется максимальный уровень выходного сигнала и насколько низкое требуется выходное сопротивление – выходной трансформатор может быть скоммутирован с коэффициентом передачи 1:1 или 1:0.5, коэффициент усиления каскада при этом будет 8 или 4, а выходное напряжение при этом будет ~ 5.4 или 2.7V (RMS), выходное сопротивление корректора во втором случае составит ~ 1 кОм. На практике, если выходного напряжения в пределах ~ 1…2V (RMS) – достаточно, то выходной трансформатор может быть такой, же как во втором каскаде и выходное сопротивление корректора в этом случае составит ~ 600 Ом. Более того, если применить транформаторы с приведенным сопротивлением первичной обмотки ~ 20K – например Hashimoto HL-20K-6 или Silk L-941S, то в качестве лампы второго каскада вполне можно применить “классический” двойной триод с Ri ~ 7K (VT231, 6SN7, 7N7,12AU7 и т.п.). Это позволит несколько уменьшить габариты конструкции и облегчить требования к блоку питания. На мой взгляд – это очень перспективный вариант корректора – схема остается примерно такая же, только лампы другие. 🙂
Блок питания выполнен по классической (для моих конструкций) схеме, анодное и накальное напряжения стабилизированы. В принципе, если применять высококачественные трансформаторы питания Hashimoto – то при тщательно продуманном монтаже вполне возможно питание накала напряжением переменного тока, а анодное напряжение можно не стабилизировать, применив RCLC фильтры.
Конструкция собрана на стандартном “классическом” шасси Hammond, состоящем из деревянной рамки и двух алюминиевых (верхней и нижней) панелей. Не могу сказать, что это оптимальный вариант шасси для корректора, тем не менее – уровень шумов, наводок и помех на выходе – очень низкий. Вероятно, напряжение источника питания стабильно и хорошо отфильтровано, а монтаж выполнен более-менее оптимально. 🙂
Корректор обладает выдающейся устойчивостью к перегрузкам, к “щелчкам” и инфранизкочастотным помехам – межкаскадные трансформаторы в этом помогают очень хорошо. На мой взгляд, хоть себестоимость конструкции довольно высока, но – разумно обоснована, поскольку соотношение “цена/качество – очень хорошее. В этом конкретном случае – применение дорогостоящих высококачественных трансформаторов и LCR модулей дает очевидный, слышимый и эффектный звуковой результат.
Несколько Фото.
Май 2018г. г.Владивосток
PS Май 2021 г. *** Важно *** Для существенного уменьшения “микрофонного” эффекта в качестве первой лампы можно применить 7N7, номиналы резисторов естественно нужно пересчитать (можно взять такие же, как в третьем каскаде, R3 уменьшить до 1 кОм). Катодные резисторы в первом и третьем каскадах необходимо зашунтировать кондесаторами. Итоговое усиление корректора получится немного меньше, но спектр шума – уже и шум сместится в НЧ область, а чувствительность к вибрациям станет значительно ниже. Номинал R9 должен быть = 600 Ом, на схеме ошибочно указано 24 кОм. В качестве R17 (на выходе) удобнее применить комбинацию из подстроечного и постоянного резисторов, в этом случае не будет особой необходимости тщательно отбирать лампы по усилению в каналах. Выходное сопротивление при этом несколько возрастет. Поэтому желательно, чтобы входное сопротивление предусилителя-коммутатора было в диапазоне 25…50 кОм. В моем теперешнем варианте на входе предусилителя установлены регуляторы = 50 кОм.
Добрый день Виктор.
Виктор, подскажите с какими картриджами использовали этот фонокорректор?
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
Да, собственно со многими 🙂 Grado Gold, Shure M75, M95, M97. Empire 880, 7000/V, Ortofon Black, Lyra Helikon, Audio-Technica AT-33ev, OC9/III (с МС/MM трансформатором конечно).Тонармы – SME 309, 312S.
Сейчас в системе три картриджа – Nagaoka-300, Grado Reference и GAS Sleeping Beauty (Coral 777) (NOS), тонарм в итоге остался SME M2-12R. Стол на основе мотора и диска от Dual-701.
В работе – стол с роликом на основе Lenco.
С Уважением,
Виктор
Здравствуйте, Виктор! Потрясён вашим сайтом, в последнее время читаю его постоянно и с превеликим удовольствием! Кроме исключительной информативности радует качество русского языка, от которого мы все, к великому сожалению, постепенно отвыкаем. А что касается качества монтажа на картинках – то это просто песня!
У меня полный комплект аппаратуры от Александра Червякова с некоторыми доработками. Вертушку и колонки я делал сам. Ваши предыдущие публикации пролили свет на источник проблем, которые, как ни странно, стали очевидными только после приобретения высококлассного CD-проигрывателя. При случае напишу вам более подробное письмо на эл. почту. Очень заинтересовался проектом LCR корректора. Давно чешутся руки сделать что-нибудь подобное. В связи с этим несколько коротких вопросов по данной схеме.
1. Катодные резисторы первого и третьего каскадов не зашунтированы. Такое возможно?
2. Номиналы электролитов второго и четвёртого каскадов выглядят какими то уж очень большими.
3. Накальные выводы 1/2 и 3/4 ламп промаркированы по-разному. У них разный источник питания?
4. В чем, по-вашему, основное отличие звука RC и LCR корректоров? Последний вопрос, конечно, не самый удачный, поскольку, говорить о музыке все равно что плясать про архитектуру, но все же…. . Просто дело в том, что подобные устройства мне слышать не приходилось, зато я слушал RX-корректор от Next Sound конструкции широко известного в узких кругах Евгения Комиссарова за 10.000 USD. Мягко говоря, не впечатляет….
С глубоким уважением, Дмитрий (меломан со стажем).
Дмитрий, добрый день.
Спасибо за приятные слова о моем сайте 🙂
Насчет катодных резисторов первого и третьего каскадов – в их шунтировании нет необходимости, так как итоговый коэффициент усиления достаточен, а низкое выходное сопротивление этих каскадов в этой схеме не очень важно – так как входное сопротивление второго и четвертого каскадов можно выбрать необходимо высоким. “Нехорошего” влияния на звук местной ООС по току я не услышал, а вот перегрузочная способность каскадов – стала выше.
Из-за больших номиналов емкостей конденсаторов в катодных цепях второго и четвертого каскадов постоянная времени катодной цепи получается большой, а фазовый сдвиг и спад АЧХ в области НЧ – очень небольшими. Фактически, ход АЧХ второго и четвертого каскадов в области НЧ зависят только от характеристик выходных трансформаторов. И да, конденсаторы должны быть хорошие и сейчас такие вполне доступны.
Источники питания накалов – разные, это сделано для более равномерного распределения нагрузки на накальные обмотки силового трансформатора и на интегральные стабилизаторы напряжения накальных цепей. В качестве теплоотвода используется верхняя панель алюминиевого шасси и мне не хотелось устанавливать сверху какие-то дополнительные радиаторы.
Отличия по звуку RC и LCR слышимо заметны. Во первых – это лучшая разрешающая способность в области НЧ и мидбаса. Во вторых – тональный баланс и сцена сохраняются стабильными вне зависимости от уровня фонограммы. В третьих – по идее спектр шума должен быть более “узким”, но из-за четырех каскадов это преимущество вряд-ли так уж очевидно. Нужно отметить, что некоторое приближение к подобному звуку получается в двухкаскадном RC корректоре с небольшими номиналами резисторов в корректирующих цепях. Но выбор ламп, подходящих для применения в такой RC схеме – сильно ограничен.
Насчет Next Sound – ЕК – выдающийся инженер с очень своеобразным слухом. Я слышал несколько конструкций от Next – схемотехнически они очень грамотны, но тональный баланс – скажем так, несколько непривычен. Это следствие выбора определенных компонентов и типов проводников и может быть легко исправлено в требуемом направлении 🙂
С Уважением,
Виктор
Мой e-mail: andrvic@gmail.com
Виктор, спасибо вам огромное. Буду думать над полученной информацией и писать подробное письмо.
С глубоким уважением,
Дмитрий
Добрый день Дмитрий, хотел бы обменяться мнениями по поводу вашего комплекта аппаратуры от А. Червякова. В чём вы видите проблемы этого комплекта? Я правильно понял вы внесли изменения в соответствии с рекомендациями Виктора, они на ваш взгляд помогли?
С уважением, Сергей.
Виктор, огромное вам спасибо!
Буду думать над полученной информацией и почитывать теорию. В ней я не мастак. Кстати, ЕК ровно такое впечатление на меня и произвёл – славный малый и супер грамотный инженер с легким налётом эзотерики (старая моножила в хлопковой изоляции в сигнальных цепях, кенотронное питание всего на свете и все такое). А вот, скажем так, «акустические предпочтения» компании Next Sound для меня оказались совсем какими то экзотическими. Я слушал у них моноблоки на ГУ48. Ощущение было такое, что струны у рояля толщиной с мою ногу, а контрабас размером с круизный корабль. Странно это все как то…. Наши же с вами взгляды и вкусы во многом совпадают. Я например, так и не услышал ни одной МС головки, которая была бы лучше моей Ortofon vms-30. И, кстати, я очень люблю Арво Пярта!
На неделе напишу вам подробное послание на мейл.
Ещё раз огромное спасибо!
С большим уважением,
Дмитрий
Здравствуйте, Виктор!
Я так и не получил ответа на свои послания. У вас нет времени или я вас чем то обидел?
С глубоким уважением,
Дмитрий
Дмитрий, добрый день.
Насчет “обидел” – нет, конечно. 🙂
Я ответил на ваш e-mail 17/02, (по блоку питания и акустике) – посмотрите – может письмо попало “не туда”. (spam и т.п.)
Переотправил ответ еще раз.
С Уважением,
Виктор