Около трех лет тому назад ко мне совершенно случайно попала парочка винтажных (примерно 70-х годов) динамиков Goodmans 275C. К сожалению, каких- либо справочных данных именно по этой модели и (или) рекомендаций по акустическому оформлению я найти не смог, поэтому парочка была протестирована и положена в “тумбочку” до лучших времен.
Помню, что первое прослушивание меня очень порадовало, да и хорошая сохранность динамиков внушала определенный оптимизм. Некоторую озабоченность 🙂 вызывал лишь размер магнитной системы – существенно меньший, чем например у хорошо мне известного Goodmans 301. Тестовое прослушивание проводилось на “коленке”, через внешнюю USB звуковую карту и усилитель, которые я обычно использую для снятия параметров. Звук был тембрально насыщенным, гладким, текучим и удивительно ровным тонально.
Один очень хороший человек, аудиофил и меломан более чем с 40-летним стажем очень настойчиво добивался от меня уступить ему эту пару – буквально “за любые деньги”. 🙂 Денег с этого уважаемого мной аудиофила я бы никогда не взял, а вот на предложение обменяться на пару трансформаторов Hashimoto – согласился, тем более что я уже тогда обдумывал конструкцию на TB W8-1772. Но перед тем как отдавать динамики, я конечно снял их параметры и все-таки послушал их в имеющемся оформлении, несколько адаптировав его.
Z-ЧХ и основные T/S параметры динамиков – Goodmans_275_PAIR_01
Z-ЧХ в пустом ящике, порт без трубы – Goodmans_275_IN_box_01
Z-ЧХ (область НЧ) после заполнения ящика демпфирующим материалом, порт диаметром 12см и длинной 12см – Goodmans_275_IN_box_02
По всей видимости, наиболее подходящий тип оформления для этих динамиков – открытый корпус или ящик с ПАС (Goodmans называли свой вариант ARU). Я применил имеющиеся в наличии корпуса от AudioNirvana, на внутренние распорки которых закрепил толстые коврики из синтепона. Порт нужен для того, чтобы резонансная частота оформления была ниже fs, а синтепон – демпфирует пики, понижая общую добротность. То есть – если синтепона нет, то получим типичную ZЧХ двумя горбами и бубнящий, навязчивый и неразборчивый бас. По мере добавления синтепона пики начинают сближаться и “сползать” вниз, постепенно сливаясь в один широкий пик. Во время заполнения очень важно не торопится и обязательно периодически проводить пробные прослушивания тестового материала – это позволит вовремя остановиться и более точно оценить полученный результат.
К сожалению, в ходе настройки я не снимал АЧХ. Но субъективные ощущения от звука запомнил вполне отчетливо – очень ровная, открытая насыщенная и живая середина, мягкие, скругленные ВЧ и немного пухлые, подзатянутые и не очень глубокие НЧ. Дополнительного фильтра не понадобилось, середина в звучании не выделялась. В общем, комфортный и домашний, почти идеально – музыкальный звук для классики, небольших оркестров и старого джаза. Для более динамичной, плотной музыки – увы, не годятся совершенно. Mister Goodmans won’t and don’t played Hard Rock…
г.Владивосток август 2015 г.
P.S. В процессе прослушивания и снятия характеристик я, как мне кажется, разгадал “фирменный” звук насыщенного мидбасса 12″ ШП Goodmans и своеобразного окраса голосового диапазона. Я практически уверен, что “обогащение” мидбасса идет за счет довольно высокого уровня четных гармоник на НЧ, а это, в свою очередь – объясняется конструкцией подвеса диффузора и конфигурацией магнитной системы. К сожалению, не могу подкрепить свои выводы измерениями – просто не хватило времени. 🙂