Недавно мне поступил заказ на изготовление небольшой, но очень хорошо звучащей 🙂 акустики. Я почему-то сразу вспомнил бывшую в моем владении акустику Thor на динамиках Seas Excel, разработанную в 2002 выдающимся конструктором Joseph D’Apolito. Подробная статья об этой конструкции есть в резделе “Литература”. За прошедшие 13 лет акустику Thor часто и успешно повторяли многие самодельщики. Вот лишь несколько вариантов –
Что-же – конструкция мне знакома и проверена временем – можно смело повторять. Моя основная задача состояла в составлении правильных чертежей, поскольку “сходимость” результата прямого пересчета размеров с оригинального чертежа из дюймовых в метрические дает неудовлетворительный результат с “дробными” размерами. Заодно пришлось таки освоить методику расчета Transmission Line. 🙂 Вот реальные чертежи, по которым были изготовлены мои корпуса.
Thor_revised_mm_001 Thor_revised_mm_002 Thor_revised_mm_003
Kit с динамиками, кроссоверами, терминалами и акустическим наполнителем был приобретен на www.madisound.com. Корпуса были заказаны на сайте www.exotic-woodworking.ru
Фото с тестирования –
ZЧХ и примерная АЧХ.
С правильным снятием АЧХ у акустики такого типа есть некоторая проблема, поскольку выход порта – на задней панели, а его вклад в итоговую АЧХ в области НЧ – очень существенный. Для получения достоверной АЧХ нужно суммировать отдачу измеренную с передней и задней сторон. Я этого делать не стал, поскольку совпадение даже примерных измерений с приведенными в статье D’Apolito было очень хорошим. Вот реальная СЧ+ВЧ АЧХ с “передней стороны” , снятая “стандартным” способом. Thor_FR Thor_FR ZЧХ – Thor_Z . Небольшой подъем на АЧХ после 2 кГц вызван тем, что измерительный микрофон был расположен на одной оси с ВЧ динамиком. При измерении его можно было бы разместить дальше, но тогда на АЧХ возникла бы “яма” в области НЧ, поскольку не учитывалось бы реальное влияние заднего порта. В общем, точное снятие реальной АЧХ узкой и высокой акустики – та еще задача и без двух микрофонов тут не обойтись.
О звуке. Thor – тонально очень правильная, “честная” и линейная акустика. НЧ – ровные, глубокие, с отличной “прорисовкой” и с очень высокой детализацией. Сцена – очень глубокая, стабильная и отлично читаемая. Недостаток только один – качество записи и сведения проявляется “как на ладони”.
С какой серийно выпускаемой акустикой можно сравнить Thor? Из широко известных марок – ни с какой 🙂
По музыкальному разрешению Thor – во много раз лучше, чем, например вот это –
и во много раз качественнее, чем вот это –
и звучит во много раз “натуральнее и естественнее”, чем вот это –
Соотношение “цена / качество” – выдающееся, собирайте – никогда не пожалеете.
Октябрь 2015 г. г.Владивосток
PS И еще один Thor 🙂
Июнь 2016г. г.Владивосток
Здравствуйте! Какой и сколько Вы использовали звукопоглотитель в колонках THOR?
Дмитрий, добрый день.
Вы уже спрашивали, а я ответил 🙂 – “….в Madisound опционально можно приобрести “Accessories Package”, в набор которого входит наполнитель…” Собственно, при повторении этой акустики я обычно так и делаю, то есть покупаю полный KIT, включая наполнитель.
Если более конкретно, то наполнитель называется Acousta-Stuf Polyfill, приобрести можно например здесь.
По виду и всем другим характеристикам он очень напоминает синтивату для подушек, которую у нас можно купить в магазине “Ткани”. В переднюю часть TL (где расположены динамики) нужно поместить, равномерно “распушив” ~ 15oz (425g), в заднюю ~ 9oz (255g) В соблюдении точного веса нет необходимости.
С Уважением,
Виктор
Добрый день Виктор.
Подскажите пожалуйста раскачают ли данную акустику Ваши пара моноблоков? Хочу изготовить данную акустику, в качестве активного кроссовера применить Hypex DLCP
С уважением,
Алексей
Алексей, добрый день.
Чувствительность акустической системы Thor ~ 89…91 dB/W, импеданс 4 Ом.
Акустика может быть успешно размещена в комнате до ~ 30m2 и отлично работает с усилителем мощностью от 10W на канал и с выходным сопротивлением не более 0.7 Ом.
Очень желательно, чтобы в комнате была сделана хотя бы начальная акустическая обработка – заглушены места первых отражений и предусмотрены классическая расстановка АС и расположение слушателя.
В этом случае применение активного кроссовера и многополосного усиления не целесообразно – система станет сложнее без очевидной необходимости и синергия скорее всего будет нарушена 🙂
С Уважением,
Виктор
Какие жанры предпочитает эта акустика?
В оригинальной статье в качестве тестовых записей можно видеть только классику и джаз. А как звучит классический рок Deep Purple и Led Zeppelin&
Вопрос не праздный – длительное время ищу акустику для этих жанров и пока не нашел.
Андрей, добрый день.
Я, как раз слушаю в основном музыку 60-х…90-х, в основном рок, немного джаз и немного классику. Многое зависит от того, что у вас за усилитель, источник и что именно вы хотите услышать 🙂 Если интересны особенности записи, исполнения, микширования и вместе с тем интересна эмоция, музыкальная суть произведения – то есть прослушивание с “погружением” – то эта акустика в комплекте с двухтактным усилителем на лампах – это то, что нужно. При размещении в более- менее обычной акустически подготовленной комнате (до 30м) такой комплект даст уровень звуковоспроизведения, многократно превышающий вложения.
Но – если вы любитель “концертных” стилей / уровней воспроизведения музыки в домашних условиях – то эта акустика конечно не для этого. Для такого прослушивания отлично подойдет акустика CornScala – 15″ НЧ с рупорным СЧВЧ звеном.
С Уважением,
Виктор
Виктор, добрый день.
Имею и усилитель Зуева, и двухтакт на КТ88. И трехполоски на таких же Экселях. Но хочется больше рока, больше панча.
Вместе с тем, скорее первый пункт Ваших рассуждений имеет место, т.к. большая громкость в городской квартире и небольшой комнате не прокатывает)))
Также очень нравится компактность Торов.
С уважением, Андрей.