Этюд в вишневых тонах

Представляю вашему вниманию одну из моих прошлогодних конструкций, собранную для известного российского аудиофила из г.Москва.

Это усилитель для наушников – однотактный, двухкаскадный, особенность конструкции в переключаемом режиме работы выходного каскада и возможностью регулировки глубины общей обратной связи.

Схема Усилителя

Первый каскад особенностей не имеет и был неоднократно применен мной ранее – классический SRPP на двойном триоде 6SL7. Такой драйверный каскад хорошо звучит и почти идеально подходит для оконечного каскада на пентоде или триоде средней мощности, для которого не требуется большая мощность раскачки.

Второй каскад имеет некоторые особенности, в нем предусмотрена работы лампы (лучевой тетрод 807) в тетродном или триодном режимах. Возможность такого переключения может быть очень интересна для системы с большим ассортиментом наушников различной чувствительности и импеданса. Схемотехническая особенность реализации такого переключения состоит в том, что в случае тетродного включения напряжение на второй сетке требуется выбирать близким к напряжению на аноде. Это необходимо для того, чтобы при переключении в триодный режим (вторая сетка соединена с анодом) ток покоя оставался в заданных пределах. Если напряжение на второй сетке выбрать существенно меньше напряжения на аноде, то – так как напряжение смещения остается неизменным – в случае переключения в триодный режим ток покоя будет существенно меняться. Так как в тетродном режиме выходное сопротивление каскада довольно высокое (около 300 Ом), то для его уменьшения я применил ООС с регулируемой глубиной. Такая регулировка позволяет непосредствено оценить “музыкально-слуховые” особенности звучания тетродного (пентодного) и триодного вариантов включения выходной лампы, выбрать и настроить звучание по своему предпочтению и вкусу.

Как известно, регулировка глубины ООС влияет на АЧХ, состав искажений на выходе, выходное сопротивление и общее усиление по напряжению.

При более глубокой ООС – АЧХ во всем диапазоне рабочих частот наиболее плоская, усиление сигнала по напряжению – меньше, при менее глубокой – на АЧХ появляется очень плавный подъем примерно на 1…2dB в диапазоне 100Hz…10kHz, а усиление становится больше.

При минимальной ООС – выходное сопротивление максимально, в спектре искажений преобладают вторая и четвертая гармоники, при максимальной ООС – выходное сопротивление минимально, а в спектре искажений появляются нечетные гармоники – третья и пятая. Их уровень становится сравним с уровнем четвертой гармоники.

Выходное сопротивление усилителя и его усиление входного сигнала по напряжению  минимальны при установке переключателя режима работы выходного каскада в положение «Триод», переключателя типа нагрузки в положение «Low» и при максимальной глубине ООС. 

Для большинства наушников – выходное сопротивление усилителя не имеет такого решающего значения, как для акустики. В некоторых, очень особых случаях при более высоком выходном сопротивлении в НЧ диапазоне субъективно проявляется «гулкость», а в СЧ диапазоне «подвижность и живость» – поэтому «правильное» положение переключателя типа нагрузки «Low/High» и регулятора глубины ООС –  зависят исключительно от предпочтений слушателя.

Схема блока питания.

Блок питания – почти классический, с выпрямителем на кенотроне и транзисторным фильтром, который и является некоторой особенностью. Собственно, мне не хотелось излишне утяжелять конструкцию, поэтому применение фильтра на транзисторе в этом случае (да и в большинстве других случаев 🙂 ) – вполне уместно. И да, такой фильтр несколько лучше “демпфирует” перепады напряжения на выходе кенотронного выпрямителя при изменении тока нагрузки.

Несколько фото:

P.S. В процессе разработки и сборки конструкции был отлажен интресный и максимально простой вариант схемы – без дополнительных регулировок и общей OOC.

Схема Интересного Варианта

В выходном каскаде я применил местную катодную ООС, а в блоке питания – выпрямитель на ПП диодах и транзисторный фильтр. Я считаю, что это максимально эффективный двухкаскадный однотактный усилитель для наушников с выходным каскадом на тетроде/пентоде. При очень приличной выходной мощности (4…8W в зависимости от примененной выходной лампы) – по динамике, выразительности и изяществу звука он легко и непринужденно 🙂 переиграет так называемый “легендарный” Woo Audio WA-5 с выходным каскадом на триоде 300B, не говоря уже о вдвое меньших габаритах и весе. Эту конструкцию я рекомендую к повторению, из однотактных двухкаскадных усилителей для наушников на лампах – она, пожалуй, наиболее эффективна по соотношению качества звука и цены. *R10 = 250…330 Ом 5W

Небольшой отзыв – взвешенное впечатление от конструкции, Май 2023 г –

“…Усилитель работает без нареканий. Под него я доработал систему и уже более года просто слушаю музыку. Именно для этого ведь нужны все эти железки, не правда ли? Думаю, это показывает класс вашей работы. Благодарю вас.

Декабрь 2021…Январь 2022 г. Владивосток

5 thoughts on “Этюд в вишневых тонах

  1. Виктор приветствую!! Очень интересные изыскания, особенно “второй” вариант – спасибо за публикацию)

    • Виктор, добрый день.

      Вероятно, вы спрашивали о выходном трансформаторе. В этой конструкции я применил Hammond серии 125, только немного его доработал. 🙂

      С Уважением,
      Виктор.

  2. Доброго дня, Виктор!
    Не подскажите, почему в первом варианте Вы использовали в блоке питания кенотрон, а во втором – диоды?
    ТЗ или параметры?
    Спасибо!
    С уважением,
    Николай

    • Николай,

      Это исключительно техзадание заказчика. 🙂 Как я упоминал ранее – с нормальным силовым трансформатором (а я применяю только отличные трансформаторы) никакого особого смысла в применении кенотронов нет.

      С Уважением,
      Виктор

Leave a Reply to Николай Cancel reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *