15 Дюймов Аудио Нирваны

Несколько лет назад ко мне попала парочка в своем роде уникальных динамиков – AudioNirvana Neo 15″.  Это “новодельные” 15″ широкополосники, которые продает и, по всей видимости, изготавливает компания CommonSense Audio. Вот спецификация “от производителя”-an15neospecs

Насчет параметра Xmax (1.0мм). Достоверно неизвестно, почему CommonSense Audio привели именно такую цифру. При тестировании динамика в измерительном корпусе я добивался смещения диффузора до 5мм – без слышимых искажений на НЧ. Вероятно, этот динамик может и больше – во всяком случае во время испытаний при разумных уровнях НЧ сигнала звуковых артефактов, характерных для конструктивных ограничений хода диффузора я так и не добился.  При покупке динамиков дополнительно “на выбор” предлагается пара вариантов оформления. Но, поскольку у меня уже был онкен – для пробы я установил их в него, конечно проведя измерения и скорректировав площадь портов и подобрав наиболее оптимальный объем наполнителя. Звучание динамиков “прямо из коробки”  мне понравилось – очень насыщенная, живая нижняя середина, плотный и одновременно детальный бас. Конечно, проявились и определенные недостатки (как же без них!) – черезмерно яркая верхняя середина, заметная направленность и некоторая жесткость на ВЧ – при этом удивительно, что “жесткость” на ВЧ сочеталась с прозрачностью и отличным разрешением. Было совершенно очевидно, что динамики нужно “греть” и я оставил их поработать в своей системе.

Примерно через пару месяцев звучание стало довольно заметно меняться, жесткость на ВЧ серьезно уменьшилась, но, что удивительно – яркость на СЧ – осталась как и была.  Вероятно, это и есть та самая  “фирменная фишка” звука CommonSense Audio, о которой так много сказано на их сайте.  Проявляется  она как  выделенная, очень “аудиофильски-детальная” верхняя середина, звучание производит впечатление черезмерно подробной “волнующей эмоциональности”…. В общем, на всех без исключения стилях музыки проявляется так называемая “аудиофильская алмазная дымка”.  При этом – на динамичной, насыщенной музыке – никакой “каши” – детальность сохраняется на всем (разумном) диапазоне громкости. Такой звук, безусловно – встречается крайне редко, индивидуален и производит очень сильное впечатление. В очередной раз подвердился тезис, что есть таки в звучании “больших” динамиков определенная “магия”….И я решил, что пожалуй стоит оставить парочку “нирван” для дальнейших исследований. К этому времени онкены уже уехали к новому хозяину, поэтому мне нужно было сделать для “Нирваны” другое подходящее оформление.

Некоторое время она благополучно “жила”  в оформлении Open Bаffle в компании с Eminence Alpha 15″.OB_2_15

Совместное тестирование  с 15″ коаксиалами Silver Iris (примерно 2012 год) –ОВ_In_System_3

В целом я был очень доволен Open Baffle (открытое оформление) – за исключением одного – оно совершенно не годится для тестирования и настройки аудиоустройств, в частности – усилителей. Характерная объемность, трехмерность звука – не позволяет сосредоточиться и выделить из звучания мелкие неточности, погрешности тонального баланса –  они успешно маскируются трехмерной звуковой картинкой. Поэтому я принял решение изготовить что-нибудь более традиционное – “почти классический” фазоинвертор.

Несложные расчеты в программе Eminence Designer – Audio_Nirvana_Neo_15_BR  При расчетах я уделяю особое внимание такому параметру, как Group Delay. Для корпусов “классически большого” объема с низкой настройкой ФИ Group Delay  почти всегда получается слишком большим, на звуке это проявится как затянутый, медленный и смазанный бас. Для классики и старого джаза такой бас вполне приемлем, для рока (в том числе и классического) – нет.  Поэтому я решил остановиться на корпусе среднего объема (120…160 литров), выбрав порт максимально возможного диаметра – около 150 мм. В зависимости от итоговой добротности оформления, частоты настройки и количества наполнителя программа вычисляла требуемую длину порта в пределах 12 …25 сантиметров – очень хороший “сходящийся” результат, позволяющий за ограниченное число итераций подобрать требуемый размер экспериментально.  На практике, для получения желаемого –  почти всегда приходится регулировать объем  поглотителя и (или) оптимальную длину порта.  Мне хотелось, чтобы бас был не столько низким, сколько эффектным, разборчивым  и выразительным, при сохранении так называемой “скорости”.

Набросок чертежа корпусов – AN15_BR_001. Корпуса каких-либо серьезных особенностей не имеют. Материал – выбеленная мебельная  фанера, передняя стенка толщиной 50 мм, все остальные – 25 мм. Передняя стенка закреплена на металлические уголки – рейки через “подушку” из пеногерметика. Углы изнутри укреплены уголками-рейками. Задняя стенка – съемная, закреплена на рейках через каучуковую прокладку мебельными шурупами конфирматами. В корпусе размещены две распорки но, в принципе – при такой толщине стенок можно обойтись и без них. Внутренняя поверхность корпуса оклеена пластинами виброизола Шумоff, на которые сверху на скрепках закреплен слой распушенного синтипона толщиной  примерно 20 мм. Динамик и порт крепятся шурупами снаружи, через каучуковые прокладки. Для динамиков AudioNirvana такой способ крепления – стандартный. Клеммы для подключения динамика – вставные, закреплены через отверстия на задней стенке корпуса. В дно корпуса врезаны 4 шт резъбовые втулки M6, корпус может быть установлен на резиновые ножки или на шипы.

Измерения.

Общие условия – Комната ~ 4.3×5.5м, кирпичный дом старой постройки, стяжка, паркет, штукатурка + “мягкие” обои, ~70% стен закрыты панелями “ЭхоKор” + басовые “ловушки” по углам. Измерения проводились в точке, несколько “смещенной” отностительно центра комнаты. Оборудование – карта и софт Woofer Tester V1.5,  измерительный откалиброванный микрофон UMIK-1 + софт TrueRTA (1/24 octave) V3.5. Все оборудование и программное обеспечение приобретено официально.

1. Настройка длины порта фазоинвертора по ZЧХ.

1.1. Порт слишком длинный AudioNirvana_15_Long_Port

1.2. Порт “почти оптимальный” AudioNirvana_15_Just_Optimal_Port

1.2. То, что нужноAudioNirvana_15_Optimal_Port

В дальнейшем, после установки корректирующего фильтра (об этом чуть ниже), порт пришлось сделать немного короче. Итоговая оптимальная длина порта ~ 12 см, фланец только с лицевой стороны.

2. Выравнивание АЧХ. Акустика – в точке установки, измерительный микрофон на расстоянии 1м,  расположен на штативе, выровнен по центру динамика. Измерения проводились в режиме 1/24 Octave, затем “сглаживались” до 1/3 Octave. “Розовый шум”, время измерения – примерно 10 секунд.

2.1. AudioNirvana Neo 15″ “Как есть”Audio_Nirvana_15_BRS_No_Filter

Провалы на 150 и 370 Гц – влияние комнаты. Вполне очевидно, что как и у многих ШП динамиков – АЧХ идет вверх “лесенкой”, затем – некоторый спад на ВЧ. Если измерять строго по оси “пули”, то спад на ВЧ выражен не так явно. По всей видимости, именно такая АЧХ обеспечивает характерное “Аудиофильски-Эмоциональное”, волнующее звучание.

2.2. Выравниваю АЧХ. LR коорекция.Audio_Nirvana_15_BRS_LR_filter

Убрал “лестницу”. Субъетивно звучание стало “строгим и очень ровным” – несмотря на некоторую неравномерность АЧХ. “Аудиофильская Эмоциональность” ушла – осталась строгость, выдержанность и деликатность. НЧ – глубоки и мощны. “Hunter”  Bjork вызывает беспокойство за сохранность хрусталя в серванте у соседей.

2. Добавляю “Воздух”  LRC коррекция + супертвиттер.Audio_Nirvana_15_BRS_LRC_Filter

Это практически – итоговый вариант, в дальнейшем я еще подкорректирвал некоторые несущественные детали, но это не суть важно. Схемы вариантов фильтра: – AN_BR_Filter_002  AN_BR_Filter_003

Итак, на мой взгляд, с такой акустикой можно (и нужно) жить “долго и счастливо”. Несмотря на некоторое отличия реальной АЧХ от картинки из рекламного проспекта,  – в условиях обычного жилого помещения -получилось  очень уверенное воспроизведение НЧ – от 30 Гц, с плавным спадом к 20 Гц. Применение фильтра и супертвиттера в значительной мере убрало эффект “направленности” на ВЧ. Неравномерность АЧХ в области 600 Гц…10 кГц составляет 5db, с плавным спадом к 18 кГц. Некоторый пик на 20 кГц, по всей видимости вызван технологической особенностью конструкции супертвиттера, его можно не принимать во внимание, так как на расстоянии более 1 м он практически незаметен. Общая неравномерность АЧХ в диапазоне  30 Гц….18 кГц  составляет 10 dВ и это – всего один ШП динамик с поддержкой супертвиттера. Безусловно, некоторые пики на АЧХ обуславливают звучание, характерное именно для AudioNirvana.  У Goodmans и Tannoy такие пики тоже есть, но в других местах. Но об этом- чуть позже 🙂

Несколько фото –

PS Замечание насчет субъективного восприятия  АЧХ. Вот АЧХ легендарных полупрофессиональных мониторов CORAL X-VIII в реальном жилом помещении. Обычно их звучание характеризуют как ровное, мощное, наполненное, объемное, с очень “быстрыми” НЧ и кристально-чистыми ВЧ. В определенных кругах эта акустика считается эталоном. В спецификации декларируется АЧХ 30 Гц …20 кГц  Возможно, в безэховой камере так оно и есть, а в квартире – имеем то, что имеем 🙂

Coral_X8_smooth

2012….2015 г.                                                                                           г.Владивосток

PSS. Выражаю особую благодарность известному форумчанину, Сергею (Ёж) за неоценимую помощь в  изготовлении акустических оформлений. Без него многие проекты так бы и не состоялись.

PSSS. Желающим повторить эту акустику рекомендую почитать обсуждение (см. “Replies”)

37 thoughts on “15 Дюймов Аудио Нирваны

  1. Виктор поздравляю Вас замечательная статья!! Замечательная АС у Вас получилась. Но я пишу немного по другому поводу.
    Я не знаю почему по мне всегда симпатизировала акустика в оформлении Open Bаffle я много читал про нее и в частности на Eminence Alpha 15. При этом постоянно усиливалось желание заиметь такую. Хотя я ее не разу не слышал живьем и от куда у меня к ней такая тяга не понимаю. Хотелось бы Вас попросить по подробнее описать звук АС в таком оформлении.
    Спасибо.

    • Александр, добрый день.

      В открытом оформлении звуковой результат во многом зависит от того, где и как расположена акустика, поскольку фактически вы находитесь внутри нее. Из очевидных минусов – АЧХ “змейкой” на НЧ, то есть применение корректирующих фильтров – обязательно. Для НЧ динамиков с высокой добротностью (Qts>1) щиты большого размера – не нужны, определенное внимание следует уделить пропорциям сторон – от этого зависят частоты, на которых будет проявляться АКЗ. Хороший и сравнительно компактный результат получается при активном НЧ звене (см акустику Silver Iris). Как плюсом, так и минусом является объемность, трехмерность звука- что в моем случае привело к ошибочным выводам о качестве усилительной аппаратуры, то есть для тестирования оборудования такая акустика не пригодна.

      С Уважением,

      Виктор

  2. Здравствуйте Виктор. Прошу совета по этих динамиках http://audioportal.com.ua/forum/viewtopic.php?f=17&t=1789
    Деньги для меня не малые- где то 120 баксов за шт. Как говорят в народе и хочется и колется… Если они для ОЯ то широкополосники 4ГД … можно будет состыковать с ними без проблем в таком оформлении? И как с мощностью, УНЧ у меня на 15вт. больше не нужно, а у них аж 150. При малых сигналах проблем с частоткой не будет. С ув. Николай .

    • Николай, добрый день.

      Динамики интересные, предназначены для открытого оформления. Но – важно учесть, в каком помещении будет размещена акустика открытого типа.
      Если это небольшая неподготовленная жилая комната с мебелью – не стоит тратить время, средства и силы – открытое оформление не для этого помещения. Для обычной жилой комнаты – качественные полочники, компактные напольники на ШП или коаксиале – это то, что нужно. Такая акустика доставит вам много радости и удовольствия и сэкономит массу времени, которое можно потратить более результативно.

      С Уважением,

      Виктор

  3. Спасибо Виктор за основательное объяснение. Наверное остановлюсь на 6гд2 +шп 4Гд35 + пищалка. Есть возможность поставить по два ШП, а нужно ли… На каком объеме ЗЯ стоит остановиться. С ув. Николай.

    • Николай, добрый день.

      Объем и тип оформления зависят от параметров динамиков. 6ГД2 имеют очень большой разброс, поэтому предварительный обмер обязателен.
      Вот хорошая ветка про них — http://hiend.borda.ru/?1-4-40-00000072-000-0-0

      С Уважением,

      Виктор

  4. Некоторое время брежу идеей построения ас на основе широкополосника Audio nirvana – и непременно 15 дюймов. Это я создал соответствующую тему некоторое время назад на сайте Вегалаб – и был несказанно рад найти там ваше сообщение со ссылкой на этот сайт.
    Динамики я так пока и не приобрел -возрос доллар и цена увеличилась в два раза, стало дороговато, плюс я еще не уверен, надо ли вообще с этим связываться.
    С большим интересом почитал о ваших опытах с этим динамиком!
    Хоть и очевидно положительные отзывы у вас относительно звучания динамиков Аудио нирвана, я бы хотел задать некоторые вопросы человеку, который своими ушами слышал их.
    1. Бас. Для меня он очень важен. Без баса зввковая картина плоская и совершенно неинтересная. Так вот, полноценный ли бас дают динамики, в соответствующем акустичечком оформлении или все же есть необходимость низкочастотной поддержки?
    Что это вообще за бас – действительно ли глубок и мясист?
    2. Мощность. 50 Ватт номинальной мощности – это меньше мощности любого современного динамика, причем не только диаметром 15 дюймов. Мне кажется, что этой мощности очень мало. Не будет возможности, например увеличить уровень баса эквалайзером. Я люблю поднять оьласть 50 герц и ниже для получения веса в звуке. Например мои незамысловатые и недорогие колонки Magnat PA 112 с 12 дюймовыми динамиками расчитаны на 250 ватт. Питаю их усилителем Nad 356BEE. Их запаса по мощности хватает, чтобы слушать громко, с поднятыми басами и без слышимой перегрузки. Но что будет с динамиком мощностью 50 ватт? Могут ли они звучать громко и мощно?
    3. Что вы думаете об исползовании динамика АН как средника, совместно с басовиком и твитером? Нппример, басовик играет до 200 Гц, АН – 200-3500, 3500 – 20000 – пищалка. Так, ограничив диапазон АН снизу до 200. Гц, можно подавать на него значительно больше мощности.
    Есть ли смысл делать 3-х полоску или достаточно оставть АН одного,ну может быть с пищалкой?
    4. В целом. Имеет ли смысл приобретать АН? Стоящая ли это вещь за свои деньги?
    Буду благодарен, если сможете как-нибудь найти время для ответов на мои вопросы.

    • Виталий, добрый день.

      Столько вопросов…

      Сначала – об истории появления динамиков Audio Nirvana. Дело в том, что с ними не все так просто с самого рождения 🙂 Основатель компании Common Sense Audio – широко известный в узких кругах «фанат» лампового звука и широкополосных динамиков. Естественно, что практически вся продукция, предлагаемая Common Sense Audio – ориентирована на использование во вполне определенных условиях. В основе лежит идея максимально «короткого» и качественного тракта звуковоспроизведения с минимальным вмешательством в сигнал – то есть никаких регуляторов тембра, фильтров, усилители небольшой мощности, собранные на компонентах максимального качества и, соответственно, максимально эффективные динамики, способные обеспечить достаточное звуковое давление при небольшой подводимой мощности. Задача создания мощных динамиков перед Common Sense никогда не возникала, поскольку это совершенно не совпадает с основой концепцией компании.

      Auduio Nirvana Neo 15″ имеет реальную чувствительность около 95 Db @1W. При размещении в оформлении Bass Reflex получим 98dB, в стерео системе =101dB@1+1W. То есть от стерео усилителя мощностью 8+8W ожидаемый уровень максимального звукового давления будет ~ 110dB. В жилом помещении площадью, например 20 кв.м. из-за влияния стен и потолка получим дополнительно как минимум +3 dB, итого +113dB – в обычной жилой комнате. Скажу прямо –это не просто громко, а очень громко, на уровне сильных болевых ощущений. 🙂

      Поэтому, я считаю заявленную производителем номинальную мощность =50W вполне достаточной – в рамках их концепции звуковоспроизведения.

      Насчет звуковых качеств AudioNirvana Neo 15″.

      Еще раз подтверждаю, что НЧ область – отличная, мощный магнит и легкий диффузор «делают свое дело», бас от AudioNirvana – разборчив, глубок, чист и в должной степени «напорист». Один из любителей «студийного» баса отметил, что, пожалуй подача на НЧ несколько «нагловата» 🙂 – но я считаю, что для верной передачи эмоциональной составляющей рок музыки – это скорее положительное свойство, чем недостаток.
      Нижняя середина – очень хороша, прекрасная разборчивость и разрешение. Из недостатков – пожалуй, пространства меньше, чем мог бы дать например легкий бумажный 8^ динамик с «породистым» магнитом. Но – в любом случае AudioNirvana в этой области звучит намного насыщеннее и информативнее, чем, например, Seas Excel, Fostex 208 или 2″ рупорные Atlas Sound (Klipsch).
      Верхняя середина и ВЧ – вот в этой области есть проблемы. Во многом они вызваны конструктивными особенностями – большим диаметром дополнительного конуса и формой центральной пули. Вероятно, при разработке динамика уделялось внимание расширению диаграммы направленности на ВЧ, но результаты интерференции в области совместной работы «пули», диффузора и «конуса» были учтены не до конца. В итоге – АЧХ на верхней середине и на ВЧ получилась «змейкой», что вызывает некоторую «сибилятивность». Те фонограммы, где эта область «почищена» – звучат прекрасно. Те, где этой области звукорежиссер не уделил должного внимания – звучат несколько назойливо. В результате, после долгого прослушивания, я решил «обвалить» эту область фильтром и применить дополнительный ВЧ динамик.

      Исходя из сказанного выше 🙂 – вполне очевидно, что AN15″ в качестве СЧ звена – не лучшее решение. Если уж вы настроились на трехполосную акустику «ультимативного» уровня качества, то советую обратить внимание на высокоэффективные 15″ низкочастотники с магнитной системой Neo (Fatal, B&C), в комплект к ним очень хорошо подойдут 6…8″ среднечастотники + рупорный ВЧ драйвер.
      Динамики оформляйте в отдельных корпусах, с внешним кроссовером – это хоть и несколько увеличит начальные затраты, но существенно облегчит удобство настройки, размещения и (если вдруг понадобится) дальнейшего апгрейда вашей акустики.

      Для двух и трех полосной акустики – при выборе современных НЧ динамиков с паспортной отдачей 96…99dB даже с учетом потерь на фильтрах вполне реально получить итоговую чувствительность в 95…98dB. Для полной «раскачки» такой акустики более чем достаточно высококачественного усилителя с мощностью 6…12Вт ка канал.

      Хорошего Звука,

      С Уважением,

      Виктор

  5. Виктор, спасибо за быстрый и подробный ответ!
    Я переписывался с Дэвидом из Commonsense – он утверждает, что любой фильтр испортит звук и ничего лучшего чем просто один динамик в большом ящике быть не может)
    Конечно, идея использования всего одного динамика очень заманчива – ввиду простоты реализации и отсутствия фазовых сдвигов из-за применения фильтров. Также верится, что плюс в звучании широкополосника – излучение звука из одной точки. Однако смущает именно неровность АЧХ после 1,5 кГц, о которой вы говорите и которая видна на графике:) а также узкая направленность на ВЧ, свойственная большим диффузорам.
    Применять же в диапазоне, скажем, 200-1500 гц маленький динамик 8 или 6 не хочется, так как мне нравится звук именно динамиков большой площади, например про динамиков, которые излучают, если это двух полоска, вплоть до до 3000. И благодаря большой площади звук масштабен, это совсем другие ощущения, нежели от звука динамиков маленьких.
    А что вы слушаете сейчас? Какая акустика у вас любимая? Акустика на основе АН занимает достойное место среди того, что вам довелось слушать?

    • Виталий,

      Я слушаю AudioNirvana, на стадии финишной отделки акустика на двух 8″ ШП в одном корпусе. До конца года мне предстоит изготовить акустику Transmission Line на динамиках Seas Excel и, затем по всей видимости завершу “долгострой” – двухполоску на модифицированном 15″ динамике и 8″ ширике. После завершения и прослушки – решу, что оставить – AudioNirvana или двухполоску. 🙂

      Насчет большого динамика и СЧ – неравномерность на верхней середине в той или иной степени будет присутствовать практически у любого излучателя с диаметром от 8″ и больше – это связано с геометрией и особенностями их конструкции. Если эта неравномерность не приводит к “выпадению” инструментов или разрушению “сцены” – я не вижу в этом большой проблемы, главное чтобы прослушивание музыки приносило радость и удовольствие 🙂 На самом деле, проблемы, вносимые обычным помещением для прослушивания, влияют на звук гораздо больше, чем “змейка” на АЧХ акустики в области верхней середины.

      С Уважением,

      Виктор

  6. А что думаете о динамике. Dayton ST385-8 15″ II Woofer?
    Очень заманчивые характеристики: Fs 15,5 гц, частота от 20 гц.

    • Виталий, не советую. Характеристики в общем-то интересные (за исключением чувствительности), но отзывы о качестве изготовления – показательные. (см.сайт parts-express.com) Мой личный опыт говорит о том, что для недорогого динамика как правило, требуется доработка и сложный кроссовер – проявляются неожиданные резонансные пики и т.п. 🙂

      С Уважением,

      Виктор.

    • Виталий,

      В отзывах на этот динамик почитайте комментарии от Duncan “Great performer, lousy workmanship”, от Lennyn “High Hopes, Huge Disappointment”, от Extreme home theater – 04182 “Has the right elements but….”.
      С Dayton Audio я работаю более 10 лет и мое мнение такое – динамики – не самая сильная позиция в ассортименте их продукции. Цена хорошая, но покупать нужно с запасом.

  7. Здравствуйте! Интересуюсь динамиками данной фирмы. Они хорошо отыгрывают современный рок или электронику? С каким ВЧ динамиком вы их совмещали? Не было ли мысли у Вас сделать 2х акустику с рупорными ВЧ,СЧ динамиками этой же фирмы?

    • Добрый день,

      ВЧ динамики – Eminence APT 80 в корпусе из МДФ. TB W8-1772 в моем оформлении отлично отыгрывают современный рок и электронику. Насчет рупорной акустики – в свое время я попробовал пожалуй все разновидности рупоров. В моей теперешней системе применение рупоров не имеет особого смысла, так как два ШП динамика на канал обеспечивают необходимую чувствительность, а по прорисовке деталей и передаче тонкостей эмоциональной ньюансировки – пожалуй превосходят акустику рупорного типа. Как минимум – из-за более простого фильтра 🙂

      С Уважением,

      Виктор

      • Спасибо за ответ! А если сравнивать TB и нирвану то были какие-то отличия на слух на одних и тех же записях, какой сейчас усилитель сейчас к ним используете – из статьи про кт88? Требовательны ли они к качеству усилителя? А вообще система на TB похожа на ZuAudio. Правда там они ещё писчик используют)

        • Дмитрий,

          AudioNirvana – даже при выровненной АЧХ – “вкусовая” и имеет свой характерный звук – то есть нейтральной ее назвать никак нельзя. В этом смысле TB гораздо спокойнее и универсальнее. “Характерный” звук у них тоже есть, но он не привлекает внимания. Усилитель – двухтактник на 6V6G 40-х годов (фигурная темная колба), выходные трансформаторы от Silk Technology. В итоге звук получился очень пластичным, наполненным и динамичным с отличным разрешением. В общем – именно так, как я люблю 🙂

          С Уважением,

          Виктор

          PS Только сейчас заметил, что в предыдущем сообщении вы спрашивали про AudioNirvana, а я отвечал про Tang Band. 🙂 В общем я все правильно ответил, добавлю лишь что “завести” AudioNirvana гораздо сложнее. В частности, без выравнивающего фильтра современную музыку на ней слушать практически невозможно, тональный баланс ну очень уж своеобразен.

  8. Здравствуйте, Виктор.
    Прочитал вашу статью, как говорят, на одном дыхании. Очень интересно и поучительно. После чего сам загорелся повторить ваш опыт создания АС на динамиках Аудио Нирваны (АН)15″. Но очень бы хотелось узнать ваше профессиональное мнение по некоторым вопросам и именно на ваш личный вкус, не обращая внимание на внешнюю рекламу и кучу форумов.
    1. Если слушать блюз, старый добрый рок типа Led Zeppelin, Qeen, Deep Рurple и прочее, в том числе и джаз., чему вы бы сегодня все же отдали предпочтение – системе с динамиками Аудио Нирваной (АН) 15″ с высокочастотным твиттером, как у вас или АН 12″ в чистом виде и полной необходимой характеристикой. Само сабой – хороший бас и в Африке бас. Комната 36 кв. м. Уж очень я запутался в отзывах на форумах именно по этим драйверам.
    2. А почему вы не взяли опробированные корпуса с наверняка вам известного сайта – http://www.commonsenseaudio.com/nirvana.html к примеру 5.6″ или 8,0″. Там же наверняка их уже по всем категориям по максимуму подогнали или я заблуждаюсь. Или конструкции их у вас просто не было?
    Или просто ваш корпус лучше? Вообще он по мне так сделан очень достойно и красиво, куда лучше тех.
    3. Можно получить реально хороший “Без каши” звук на ферритовых магнитах, не прибегая к дорогим моделям серии на Alniko.
    4. Вы наверняка знаете, на каком сайте или где где можно купить конструктор для лампового усилителя в районе до 700 у.е., который можно самому собрать и точно знать, что это будет достойно играть с этой системой колонок по всем аудиофильским параметрам. Все же тоже хочется все сделать своими руками, ну и финансовая экономия. Eсть на китайском алиэкспрессе за 200-500$, но уж очень стремно, что там будет толк, особенно на китайских лампах. но могу и заблуждаться
    Я планирую через него пускать с проигрывателя ОРРО 105 диски SACD и DVD -audio. Решил так потому что на сегодня с рессивером Pioneer и колонками Mission 4 все же идет каша. А ЦАП говорят у OPPO не плохой. Или только хороший вертак, фонокорректор и винил?
    Я вообще немного слабоват в теории и практике аудиофильского звуковоспроизведения, но хочется понять – в правильном ли направлении работают мои мозги. Ваше мнение для меня будет наверно определяющим….
    С увадением, Алесандр

    • Александр, добрый день.

      Для неподготовленного пользователя динамики AudioNirvana я не рекомендую. Хорошего звука от них добиться довольно сложно и без навыков измерений и расчетов корпусов и кроссоверов здесь не обойтись.
      По вашим вопросам.
      1. Если вы хотите систему с большим (12-15″) HЧ излучателем, я бы рекомендовал двухполосные динамики коаксиальной конструкции, например B&C c магнитами NEO, BMS и т.п. В такой конструкции значительно проще добиться высокого разрешения и ровного тонального баланса в широком диапазоне громкостей. Для современных музыкальных жанров в силу конструктивных особенностей я бы не рекомендовал ШП динамики с размером диффузора более 8″, мой проект на Tang Band W8-1772 – наиболее подходящий вариант. В звуком плане предпочтительнее ШП динамики с магнитной системой AlNiCo или Neo.
      2. Насчет корпусов с CommonSenceAudio – они совершенно неоптимальны, расчет сделан для “наибольшей универсальности” и отражает личные своеобразные и довольно узкие, поверхностные звуковые предпочтения владельца CommonSenceAudio. Без контрольного пересчета эти корпуса использовать нельзя.
      3. Насчет конструкторов ламповых усилителей. Из конструктора я собирал только усилитель Ella от diyhifisupply, но сейчас он не выпускается. Обратите внимание на предложения от Raphaelite (kitkat1951 на ebay) у них есть несколько интересных наборов на EL34, 6V6. Как минимум, трансформаторы у них хорошие.
      4. Насчет OPPO 105 – это крепкий средний уровень, законченное решение и с ним вполне можно жить долго и счастливо.
      Но в целом и общем “тенденция” движется в сторону компьютерного аудио и дистанционно управляемых проигрывателей файлов.

      С Уважением,

      Виктор

  9. Здравствуйте, Виктор.
    Большое спасибо, что уделили мне свое время и столь подробно дали свои разъяснения. Однако, полностью мои мозги так и не прояснились, поэтому прошу вашего уточнения для их просветления….
    1. Когда я говорил о Нирване 15″, то я имел ввиду точное повторения вашей вышеописанной конструкции АС и ее фильтров с дополнительным ВЧ драйвером и именно ее звучанием с супер приятными басами – как вы ранее писали. Тут же наверняка все можно собрать и слушать без дополнительных навыков и измерений. Написано все у вас четко, грамотно и полноформатно для повторения.
    Если говорить о АС с Tang Band W8-1772, то там видимо получше с детализацией из-за более четкой середины и меньшего размера динамика – 8″.
    Но как там с столь плотным, быстрым и тугим басом как у ваших АС с Нирваной 15″?
    Если они такие же, то понятно, почему вы дали предпочтение вашей акустике с Tang Band W8-1772. Или что – то другое?
    Я просто, являясь поклонником ваших трудов, как на бумаге, так и в изделиях, рассматриваю это не ради простого интереса, а реального большого желании собрать одну из этих расcмотренных ваших систем – точнее лучшую, которая была бы получше моих неплохих среднебюджетных Mission м34i. и которая в ближайшей перспективе хорошо бы работала с хорошим ламповым усилителем. Ну надо же все время двигаться вперед и стремиться к лучшему.. Вот подробно так и спрашиваю – какие динамики мне все же заказывать в Америке (Нирваны 15″ -2 шт. или Tang Band W8-1772 – 4 шт.) , опираясь только на вас личный вкус и только на ваши конструкции АС.
    2. Вы год назад в этой же ветке писали:
    “Я слушаю AudioNirvana, на стадии финишной отделки акустика на двух 8″ ШП в одном корпусе. До конца года мне предстоит изготовить акустику Transmission Line на динамиках Seas Excel и, затем по всей видимости завершу “долгострой” – двухполоску на модифицированном 15″ динамике и 8″ ширике. После завершения и прослушки – решу, что оставить – AudioNirvana или двухполоску.”
    Я думаю, что вашим читателям и поклонникам так же будет очень интересно узнать о том, чем же год спустя закончилась эта дуэль всех вариантов ваших конструкций? 4 типа, как я понял?
    3. Можно ли в финальной стадии все эти АС расставить по рейтингу в номинации: “Лучший для вашего уха воздушный, детальный и пр… звук, (не ущемляя все прелести баса) во всем диапазоне частот”.
    4. Ничего у вас нигде не написано про ваш долгострой- на модифицированном 15″ динамике и 8″ ширике. С нетерпением будем ждать этого сюжета. А если все же вкратце?
    Заранее большое спасибо. Жду с нетерпением вашего ответа.
    Александр, Минск.

    • Александр, добрый день.

      Как я упоминал, из-за особенностей конструкции и размера динамики AudioNirvana Neo 15″ имеют ряд характерных звуковых особеностей.
      С НЧ все в полном порядке – легкий большой диффузор, мощный магнит проявляют себя исключительно положительно.
      Но, поскольку диаметр диффузора довольно большой, частота, на которой начинают проявляться эффект зонального-резонансного излучения диффузора довольно низкая, примерно 1…1.5 кГц. Конструктивно диффузор AN гладкий и без дополнительного “пушистого” покрытия (как например у Goodmans), поэтому зональный эффект проявляется в полной мере и в этом причина первой “проблемной” области на СЧ (1). Вторая проблемная область проявляется при совместном излучении диффузора и виззера, это примерно 6…7 кГц, что в той или иной степени характерно для практически всех широкополосников (2). Третья проблемная область проявляется при зональном излучении виззера – поскольку конструктивно он довольно больших размеров и толщины – у меня периодически возникала мысль о том, что AN15″ разработали простым масштабированием 8″ динамика. 🙂 Третья проблемная область проявляется как спад АЧХ примерно после 11…12 кГц (3). Был бы виззер меньше и тоньше, а так же был бы он демпфирован- например фетровыми вставками, как у Goodmans, область (3) не проявлялась бы так явно и АЧХ на ВЧ была бы ровнее. Четвертая проблемная область (4) возникает из-за совершенно неоптимального размера “пули”, которая, по идее должна способствовать расширению диаграммы направленности на ВЧ, а на самом деле, из-за (3) приводит только к тому, что пики на АЧХ в области ВЧ становятся более заметны. Это привело к необходимости сгладить и расширить ВЧ диапазон, т.е. в систему пришлось добавить супертвиттер, а “пулю” демпфировать силиконовыми кольцами.

      Таким образом, помимо обычных, характерных для ШП проблем – AN Neo 15 имеет большой набор своих, сугубо индивидуальных. Поэтому я и упомянул о “сильном впечатлении” которое производит звучание этих динамиков. Такая “горбатая” АЧХ (интенсивность “горбов”, кстати, зависит от амплитуды и спектрального состава сигнала) хорошо сочетается с простыми музыкальными жанрами, где небольшой оркестр “поддерживает” ведущего исполнителя – звучание объемно, выразительно “вовлекает и волнует”, так называемая “аудиофильская дымка” витает по комнате… Но на сложных, динамичных жанрах проблемы проявляются со всей очевидностью – Robert Plant начинает визжать как истеричная баба, Yes – звучит как неразборчивая каша… То есть выравнивающий фильтр необходим. И вот тут-то проявляется еще одна проблема (5) – если выравнивать “как полагается”, то фильтр получается черезмерно “ветвистым” и сложным и ведет к слышимой деградации звука. Поэтому, кстати, я и упомянул о коаксиальных динамиках, в которых как минимум отсутствуют проблемы (2,3), а проблемы 1,4,5 проявляются существенно слабее. Так что с универсально – оптимальным фильтром для AN Neo 15 я пожалуй, потерпел неудачу – что совершенно очевидно проявилось при первом же непосредственном сравнении звучания Neo и акустики на Tang Band. Tang Band сконструированы гораздо продуманеее, чем АN и проблемы 1,3,4 – у них отсутствуют, а 2 проявляется в существенно меньшей степени.
      Помимо Tang Band в этой же системе я отслушал Seas Prestige FA22RCZ – отличные и сравнительно недорогие динамики, но звук TB – хоть и менее “нейтрален”, чем у Seas, но как-то теплее и ближе 🙂
      Насчет “долгостроя” – он продвигается, до нового года надеюсь закончить с корпусами. На “долгострой” уже есть потенциальный заказчик, так что у меня он похоже не задержится.

      Итак, мое итоговое (11.2016) резюме насчет AN15 Neo – если хотите универсальную акустику с более-менее ровным тональным балансом – не стоит тратить свое время на AN. Есть и другие хорошие динамики. 🙂

      С Уважением,

      Виктор

      • Добрый день!
        Писал тут ещё в 2015. Все собирался заказать 15″ Нирваны. И вот наконец сделал это. Сомнения в верности выбора не покидали никогда, не покидают и сейчас, особенно после теперь уже столь нелестных отзывов автора статьи о них. Что же произошло? Поначалу вы, Виктор, были гораздо лучшего мнения об АН 15″! Проблемные зоны звучания обозначили сразу, да, но не было именно тотально негативной оценки. Не было утверждения о том, что Нирваны вообще невозможно слушать на современных стилях. Странно резко поменялось отношение.
        Что ж, я рискнул, и динамики в пути. Заказал ввиду экономии 15″ АН на феррите. Причем, не модель с визером, а без него, Classic. Будет дикая направленность на ВЧ, но я хочу решить это отрезав Нирвану на 2500 гц и пустив оттуда Fauntek NEO CD2.0. Фильтровать звук на динамики собираюсь в компе, в плагине к Фубару. Ну и при желании слушать Нирвану во всю полосу.
        Классическая версия АН не имеет такой изрезанности на верхней середине как модель с визером, и возможно не будет излишней крикливости.

        • Виталий, добрый день.

          Подробности выясняются со временем.
          Как вы вероятно знаете, изначально в 2012 году были приобретены 2 пары AudioNirvana Neo 15″. Динамики заказывались для проекта простой акустики для загороднего дома, музыкальные интересы заказчика ограничивались джазом и легкой музыкой 50-х…70-х. О “приключениях” моей пары я рассказал в статье и на Аудиопортале. За 6 лет с парой заказчика происходили интересные явления – тональность звука сильно “дрейфовала” по времени. Сначала я предположил, что это как-то связано с временами года – все-таки частный дом – разница во влажности, температуре и т.п., приходилось периодически ездить к заказчику и подстраивать фильтр. Я даже сделал переключатель “зима-лето” 🙂 Но в прошлом году я выбрался в гости с комплектом измерительного оборудования…. Печальные подробности опускаем – но в целом результат проведенных измерений положительный – родился отличный проект на 4 шт Tang Band. И, конечно – ценный опыт.

          С Уважением,

          Виктор

  10. Добрый день, Виктор
    Хочу вас еще раз поблагодарить за столь подробный ответ. Теперь и мысли в голове как то по полочками разложились. Я вам еще написал письмо на почту andrvic@gmail.com и жду ответа. Очень вам признателен.
    Александр

    • Александр, добрый день. Письмо я получил (оба раза 🙂 ) и сразу же ответил. Посмотрите в настройках вашего почтового сервера – возможно сообщения с gmail.com фильтруются как spam…

      С Уважением,

      Виктор

  11. Сделал-таки колонки на Audio Nirvana Classic 15, требуется коррекция ачх – слишком задрана область 2- 5 кгц и потому без ее подавления баса кажется мало плюс динамики орут. Кроме того эффект баффл-степа оказывает влияние. Потому я просто наклонил ачх эквалайзером в сторону 5 кгц, сделав там максимальный провал на 3,5-4 кгц, а выше 7 кгц – без коррекции. В итоге и баса, и всего остального полно. Недостатка высоких частот не ощущается. Я даже не подключаю твитеры Fauntek Neo CD2.0, они не нужны.
    В некоторых записях поднимаю басы, для мяса, так сказать.
    Вот примеры звука:
    Файлы можно получить по ссылкам:
    2.wav
    https://yadi.sk/d/2jyOVdoT3aidDm
    3.wav
    https://yadi.sk/d/v-2jZRdl3aidDe
    1.wav
    https://yadi.sk/d/D-bTqs6w3SC3tB
    Писал на смартфон, в стерео. Однако микрофоны расположены на верхней и нижней сторонах смартфона, потому вч наверное сняты с провалом.

    • Виталий, добрый день.

      Поздравляю с удачным проектом! Послушал – звук интересный, сразу вспомнил AudioNirvana – характерные тональные особенности – на месте 🙂
      Не замечали ли вы каких-либо нежелательных артефактов в области 1 кГц – ?

      С Уважением,

      Виктор

  12. Спасибо!
    Честно говоря, мне сложно вычленить область 1 кгц и именно в ней заметить нечто нежелательное.
    А что там может быть не так?
    Главные проблемы этого широкополосного динамика – очень поднятая верхняя середина 2-5 (без коррекции можно слушать далеко не любые записи) и низкое значение добротности – где-то 0,22-0,27 на открытом воздухе, что должно дать, спад на басах. Я писал уже Вам как-то на почту, и вы сказали, что низкие значения добротности делают динамик менее чувствительным в нижней области. Потом я почитал инфо, и действительно, обычно бывает именно так.
    Впрочем, я мерил ачх и спада не видно, а видно постепенное повышение чувствительности после 200 гц примерно. Ну это наверное в том числе и баффл-степ. Если в записи достаточно баса, то басы я не поднимаю. Если недостаточно, то прибавляю баса.
    На самом деле, звук лично меня впечатляет. И эта пятнаха, модели Classic играет выше чем модель Super, которая с визером. Это и на сайте производителя заявлено.

  13. Что-то не публикуются сообщения.

    Не замечал ничего неприятного на 1 кгц. А что там? Ну и у меня модель. Classic,
    без визера. Она вроде звучит чище.

    • Виталий, добрый день.

      Сообщения публикуются с некоторой задержкой – это нужно для фильтрации возможного спама.
      Насчет области ~ 1 кГц – это “краевые” эффекты большого диффузора, по идее должен быть некий плавный пик. На вокале “тенор” может быть заметно, что мужской голос как бы приобретает некий “женский” окрас. 🙂

      С Уважением,

      Виктор

  14. Здоровья всем страждущим. Есть здесь ценители и знатоки акустики домашнего назначения, построенной на больших широкополосных динамиках? Давно интересуюсь этой темой, пару лет назад строил сорокалитровые колонки вокруг десятидюймовых 100ГДШ-47, но завтра они уезжают радовать нового владельца, а у меня крутятся мысли в голове насчёт строительства новых колонок. Есть в штатах такая контора CommonSense Audio, которая уже давно приторговывает хайфайным барахлом и заодно изготавливает динамики под брендом Nirvana Speakers. Наблюдаю я за конторой давно, но “наблюдаю” это скорее “облизываюсь”, так как за пять последних лет сайт нисколько не изменился, как и ассортимент. А ассортимент состоит из очень интересных по ТТХ широкополосных динамиков диаметрами 3, 6.5, 8, 10, 12 и 15 дюймов. Причём, 15-дюймовые есть как просто широкополосники, так и одна триаксиальная модель, то есть твитер и вуфер расположены на одной оси.

    • Добрый день,

      Об AudioNirvana Neo 15″ от CommonSense Audio я рассказал все и даже немного больше. Просто почитайте повнимательнее 🙂

      С Уважением,
      Виктор

    • Сделал я колонки на Audio Nirvana Classic 15″.
      Большие и серьезные)
      Требуется коррекция – тупо эквалайзером убрать 2-6 кгц, плюс баффл-степ убрать. И звучит отлично. Без коррекции слушать нельзя. А какие динамики можно без коррекции? Любые много полоски уже эквализированы на уровне кроссоверов.

Leave a Reply to Николай Cancel reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *